Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

кум

Большой энциклопедический словарь

КУМ - ( тюркский ), пески, песчаные массивы; термин "кум" сопровождается обычно прилагательным, обозначающим цвет и другие признаки песков (кара - черный, кызыл - красный, ак - белый, тау - горный).
КУМ - название крестного отца по отношению к родителям крестника и к крестной матери.
КУМ - город в Иране, к юго-западу от Тегерана. Транспортный узел 543 тыс. жителей (1986). Пищевкусовая, текстильная промышленность. Производство гончарной посуды и ковров. Известен с 5 век Соборная мечеть (11-12 вв.), мавзолей Фатимы (16 век ). Место паломничества мусульман-шиитов.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

КУМ - малый; мужской род кума женский род стар кмотр и куепетра, восприемник ница, крестный отец и мать;
КУМ - состоящие в духовном родстве, вообще; но крестнику своему восприемники не кум и кума, а только между собою, и относительно родителей и родичей его.
КУМ - Кума, тульское семицкая березка.
КУМ - Кумом зовут друг друга, шутя, уволенный от места, звания, должности, и преемник его. Кум дарит крест, кума ризки (или; на крестики, на ризки). Кум то куме, да деньги не кум. Не спеши, куманек, не вздут огонек. За спесивым кумом не находишься с блюдом. При куме не жить, а без кума не быть. Не быть у кума, не пить и пива. Не бить кума, не пить и пива, то есть на мировой. И кума жаль, и пива жаль: кума жаль в изъян вводить, да и пива жаль упустить. Того ж кума, Аввакума. Два кума Абакума, две кумы Авдотьи. Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума. Кум говорит наобум, а кума бери на умалит. Кума да кум наставят на ум! Кум с кумой видятся, а близко не сходятся? пол и потолок. Спасибо куме, что до кума добра. Добрая кума прибавит ума. Добрая кума жавет и без ума. Кума, сойди с ума: купи вина! Пей, кума, да не пропей ума! Кума, кума, да знала бы про себя. Кому до чего, а куме до всего. Поехала кума, неведомо куда. Кума к куме, хоть в решете, да приплывет. Кума с возу, кобыле легче. Шла кума пеша: куму легче! С бранчивой кумой (сватьей) не напрощаешься. (У) Голодной куме(ы) хлеб на уме. Не с той ноги, кума, плясать пошла. Нельзя, кумушка, щеки рвет. Не люба кума, и гостинцы не милы. Кумушка кума, купи себе ума, да на свои денежки. Здорова, кума! "Да на рынке была!" Некак глуха? "Купила петуха (потроха)!" Прощай, кума! "Пять алтын дала!" В кумовьях не быть и пива не пить. При доброй године и кумовья побратимы. Что знает кум, знает и кумова жена, а по ней и вся деревня. Куманек, кумушка ласкательное Кумушкины слезки на базаре дешевы. Кумушка кума, окрести мое дитя, да и не знай мово двора! куму надо угощать во всякое время, когда ни придет.
КУМ - Игра куманец тер, похожая на городки, рюхи, чушки. Кумов, куманьков; кумин, кумушкин, ему, ей принадлежащий Кумовской, к кумам относящийся Кумовские вести. Кумовство средний род духовное родство. Кумовщина женский род кумовство и духовная родня. Кумить кого с кем, сводить вместе в восприемники, роднить духовно (см. кумекать).
КУМ - кому. псковское тверское держать чью руку, дружить; льстить. На него не шлись, он тебе кумит! ся с кем, вступать в духовное родство, по кумовству.
КУМ - Знаться, водиться, дружиться. Кумишься, сватаешься а проспишься, спохватишься! Кумитеся, любитеся, полюбите и меня! Кумиться кумитесь, да не подеритесь. Наступил на ногу, кумиться будешь. Ты, кума, про себя умна; а и мы кумились, с умом не простились.
КУМ - Кума, кумоха, кумошища женский род сев. восточный лихорадка, лихоманка, трясучка, гнетучка. С Тарасия не спят днем: кумоха нападает. 23 февраля. Или это комуха от ком, мять, корчить?
КУМ - Кумушка, вологодское последний сноп с поля, именинный. Кумошить кого, что, вологодское мять, толочь, ломать, комкать, ворошить. Его кумоха кумошить, гнетет лихорадка. Не кумоши ничего! не трогай.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

КУМ - кума, множественное число кумовья, кумовьёв, малый; мужской род
. . . 1. Крёстный отец по отношению к родителям окрещенного ребенка и к крёстной матери (куме; разговорная форма устаревший, устаревшая форма ). 2. Обращение к пожилому мужчине (обл.). - Здорово, кум Фадей! Здорово, кум Егор! Крылов.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

кум - кум -- кум, -а, множественное число кумовья́, -ьёв

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

кум - малый; мужской род
- - - 1) Крестный отец по отношению к крестной матери и к родителям крестника; отец ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
- - - 2) устаревший, устаревшая форма Употр. как обращение к пожилому мужчине.
- - - 3) разговорная форма Приятель, оказывающий покровительство (обычно по службе).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА - восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, тысяча  к. духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского». Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери. В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались). Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губерния ). Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст». По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли. Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки. По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, тысяча  е. он не принадлежит к православной вере. Т. А. Листова
Это интересно


Россия