Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

знамение

Словарь русского языка С. И. Ожегова

знамение - тоже, что и предзнаменование Небесное з. (по суеверным представлениям: небесные явления, например комета, затмение солнца, необычного вида облако, пред вещающие что-нибудь, обычно плохое).

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

знамение - смотрите также знак

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЗНАМЕНИЕ - знамения, средний род ( слово книжное устаревший, устаревшая форма и церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ).
. . . 1. Знак, символ.
. . . 2. Явление природы, служащее по различным религиозным понятиям предзнаменованием чего-нибудь Небесное знамение.
. . . Знамение времени ( слово книжное ) - общественное явление, типичное, характерное для данного времени, данной эпохи.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

знамение - зна́мение -- зна́мение, -я (знак; предзнаменование; кр`естное зна́мение) и Зна́мение, -я (иконографический тип Божией Матери)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

знамение - средний род
- - - 1) Явление, событие, по суеверным представлениям, предсказывающее что-либо (обычно дурное, худое), являющееся предзнаменованием чего-либо (обычно дурного, худого).
- - - 2) устаревший, устаревшая форма Знак, символ.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

АБАЛАЦКАЯ «ЗНАМЕНИЕ» - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Называется она так от имя существительное или село, селение Абалак Тобольской еп., при котором в двадцати пяти верстах от Тобольска с 1783 устроен монастырь. В царствование Михаила Феодоровича, при Тобольском архиеп. Нектарии, на Абалацком погосте уединенно жила благочестивая вдова Мария. Спустя 50 лет после построения Тобольска, а именно в 1636, эта вдова, будучи в своей хижине, видела в тонком сне стоящий в воздухе образ «Знамения» Пресвятой Богородицы с изображениями на правой стороне свт. Николая Чудотворца, а на левой — прп. Марии Египетской и слышала голос, повелительно; повелительное наклонение евавший объявить народу об этом явлении и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте по правую сторону ветхой Преображенской церкви новую, во имя «Знамения» Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону свт. Николая, по другую — прп. Марии Египетской. Мария проснулась, но по своей робости никому не осмелилась сказать о томское Видение повторялось до четырех раз. Четвертое видение было столь знаменательно, что Мария уже не могла более скрывать. Она пошла из Абалака в Тобольск, и когда приближалась к самому городу по подгорью, то вдруг пред нею явился какой-то облачный столп и на столпе образ «Знамения» Божией Матери и образ прп. Марии Египетской, а свт. Николай как бы живой стоял на земле и гневно сказал ей: «Для чего ты медлишь объявить о видениях и повелительно; повелительное наклонение ениях народу? Если замедлишь, то будешь наказана расслаблением всего тела; если же объявишь и тебя не послушают, тогда не ты, а непослушавшие потерпят». После этого вдова стала рассказывать о своих видениях и затем объявила архиеп. Нектарию. Все поверили рассказам благочестивой вдовы. Архиепископ после сделанного ей строгого испытания благословил прихожан абалацких строить храм, многие и из тобольских жителей приняли участие в этом деле. Сам Промысл Божий приготовил в эту церковь и храмовую икону. Некто крестьянин Евфимий много лет лежал в расслаблении. Однажды приходит к нему нищий Павел, пользовавшийся его милостями, и говорит: «Ефим! На Абалаке строится церковь по повелительно; повелительное наклонение ению Божию во имя «Знамения» Богородицы, свт. Николая и прп. Марии Египетской. Дай обещание написать храмовую икону в ту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и за усердие твое и освободит тебя от болезни». Евфимий выслушал нищего, как ангела Божия, и дал обещание устроить икону, и в тот же день, после полудня, он вдруг начал владеть правой стороной своего тела. На другой же день Евфимий послал прошение к преосвящ. Нектарию о дозволении ему написать храмовую икону для новой абалацкой церкви и, получив святительское благословение, заказал ее искуснейшему в то время живописцу в Сибири, тобольского Софийского собора протодиакону Матфию. Пока писался образ, Евфимий молился и с каждым днем становился все крепче и крепче. Наконец, почувствовав себя совершенно здоровым, он сам пришел к живописцу и, взяв икону, собственными руками принес ее в собор для освящения. Архиепископ, обрадованный и удивленный совершившимся чудом, сам освятил икону и, отслужив пред нею молебен, отпустил ее с подобающей честью в Абалак для поставления в новой церкви. Абалацкая икона служила предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в губерниях, соседних с Сибирью; на поклонение ей прибывали издалека, и великие чудеса совершались по вере прибегающих к ней. В 1665 установлено приносить чудотворную икону из Абалака в Тобольск каждогодне в июле в воспоминание чуда милосердия Божия. В том году в Тобольске и во всех его окрестных местах долгое время беспрерывно шел проливной дождь, хлеба, овощи и трава гибли, все затопило водой. Народ приходил в отчаяние. Тогда обратились с молитвою к Пресвятой Богородице. Тобольский архиеп. Корнилий послал освященный собор в Абалак за чудотворной иконой. 8 июля икона была принесена в Тобольск и с благоговением встречена духовными и гражданскими властями и множеством народа. На площади отслужили молебствие, икону внесли в собор и немедленно начали литургию. Не окончилась еще служба, как, к общей радости и удивлению, мгла рассеялась, облака исчезли, дождь прекратился и погода сделалась благоприятной. В память этого благодатного знамения и для всегдашнего благодарения Господа Бога и Его Пречистой Матери был установлен ежегодный крестный ход, при котором чудотворная икона приносилась из Абалака в Тобольск к 8 июля и оставалась здесь в соборе до 23. С Абалацкой иконы есть несколько копий в разных местах Сибири, также благоговейно чтимых местными жителями. Абалацкую икону особо почитали царь Николай II и Григорий Распутин. Празднуется 20 июля/2 августа. Прот. И. Бухарев
ЗНАМЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась во Владимире в Успенском соборе, в особом приделе в честь ее. Прославилась 8 октября 1650. Близ Владимира, в слободе Быковке, тамошний житель Сергей Иовлев, с малолетства находившийся в расслаблении, три раза ночью слышал голос, говоривший ему; «Попроси написать Мой образ Знамения и поставить на том месте, где была церковь, и ты получишь исцеление». Место это было близ дома больного и находилось в запустении. Больной рассказал о своем видении знакомым, и те не замедлили написать икону, но только не знали, как поставить ее. И вот в это время другому больному, Логгину Сапожникову, жившему во Владимире, был голос, чтобы он пожертвовал имевшийся у него дубовый сруб под часовню и поставил ее в Быковке на том месте, где был храм. Когда часовня была готова и в ней поставили икону, то после молебна о здравии оба болящих получили исцеление. Празднуется 27 ноября/10 декабря. Прот. И.Бухарев
ЗНАМЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКОЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в московском Златоустовом монастыре. Прославилась в 1847–48, когда в Москве свирепствовала холера. Захворал ею благочестивый старец купец Иродион Воробьев. Ночью больной увидел себя в каком-то монастыре, и тут же на стене явился образ «Знамения». Благоговейный старец поспешил приложиться к иконе и заметил на ней улыбку Богомладенца, а Пресвятая Богородица в это время сказала: «Раб Божий Иродион» — и осветила его сиянием, исходившим от Нее. После этого больной почувствовал облегчение от болезни и решился отыскать избавившую его от смерти икону. Долго искал и наконец нашел в Златоустовом монастыре, где в молодых летах часто он молился. Икона находилась над входом в паперть. Тогда икона была богата украшена Воробьевым и поставлена в самом храме. Празднуется 3/16 марта и 27 ноября/10 декабря. Прот. И.Бухарев
ЗНАМЕНИЕ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в церкви сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи у Креста. В 1812 икона сохранилась нетронутой неприятелем, тогда как прочие иконы в церкви были лишены украшений. Заболевшая холерой в 1853 московская мещанка Ф.С., а в 1854 — аптекарь В. И. получили исцеление по молитве пред сею иконою. Прот. И. Бухарев
ЗНАМЕНИЕ НОВГОРОДСКОЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в новгородском соборе. Представляет собой поясное изображение Пречистой Девы Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди Ее без всякой поддержки. Правой рукой Он благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой держит свиток как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да примет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. Название «Знамение» подобные изображения Пресвятой Богородицы получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской сверху иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере Русской земли одну державу и для сей цели хотел сокрушить силу новгородскую. К нему присовокупились многие другие князья. Союзные войска подступили к Новгороду, и начались кровопролитные приступы. Новгородцы, видя страшную силу врагов и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. Все храмы в городе были наполнены народом, а архиеп. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна три дня и три ночи стоял при алтаре Божием в соборном храме, вознося молитву о Божественной помощи. Все решились защищаться насмерть. В ночь перед окончательным приступом святитель услышал голос, повелительно; повелительное наклонение евавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену, и тогда «узриши, — прибавил голос, — спасение граду». На рассвете, рассказав о видении, он послал соборный клир за иконою. Но посланные воротились, сказав, что икона не двигается с места. Тогда святитель сам со всем собором священнослужителей пошел в Спасскую церковь и, падши пред иконою, так молился со слезами: «Дева, Владычица, упование и Заступница нашего града! Молись Сыну Твоему и не предай нас врагам нашим за грехи наши, но да явится и ныне милосердие Твое к нам». Начали молебен, все молились со слезами, и лишь запели после 6–й песни кондак «Предстательство христиан непостыдное», как икона заколебалась. Тогда архиепископ взял икону и дал ее нести двум диаконам. Икону внесли на стену и поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в сверху образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как западали слезы из очей Богоматери. Приняв слезы на свою фелонь, он в умилении воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная! Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города», — и вдруг в войске врагов произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали спасение города Заступлению Пресвятой Богородицы, и было установлено празднование чудотворной иконе 27 ноября. В 1566 по молитвам пред сею иконою был остановлен страшный пожар в Новгороде. Пожар грозил истреблением всего города. Митр. Макарий поднял икону из города и в крестном ходу понес ее по берегу Волхова, и вдруг подул ветер на Волхов, и пожар затих. В 1611 шведы, овладев Новгородом, производили в нем грабежи и хотели ограбить и собор, где стояла чудотворная икона, но лишь только вступили на соборный порог, как вдруг были отброшены назад невидимой силой. Это устрашило грабителей, и тогда никто из них не осмеливался более стремиться в собор. Празднуется 27 ноября/10 декабря. Прот. И.Бухарев
ЗНАМЕНИЕ СЕРАФИМО-ПОНЕТАЕВСКОЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Серафимо-Понетаевском Скорбященском женском монастыре Нижегородской еп. Была написана в 1879 одной из сестер монастыря, Клавдией Войлошниковой, и стояла в письмоводительской келье в корпусе, занимаемом игуменьей монастыря. 14 мая 1855, в девятом часу вечера некоторые из сестер, бывшие в этой келье, заметили, что лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, — взор Ее поднимался на стоявших в трапезной на молитве. Это явление повторилось еще в полночь. Икона была перенесена в храм, и от нее начали совершаться исцеления. Празднуется 27 ноября/10 декабря. Прот. И.Бухарев
ЗНАМЕНИЕ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Царском Селе, в малой придворной церкви. Первоначально на сверху иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелительно; повелительное наклонение ению император; императорский Елисаветы Петровны, по краям сверху иконы изображены в самых малых размерах: с правой стороны вверху — сверху апостол Петр, в середине — прав. Елисавета, внизу — сверху мц. царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, превосходя почти все святые известные в России иконы Богоматери: в длину она имеет почти два, а в ширину — полтора аршина. Происхождение Царскосельской иконы «Знамения» весьма древнее. Она принесена в дар царю Алексею Михайловичу патр. Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роде. Петр Великий благословил ею дочь свою Елисавету как наследницу престола после Екатерины I. Имп. Екатерина II любила молиться пред нею. В 1820, по молитве пред сей иконою император; императорский Александра I, а в 1863 — Александра II, остановлены были пожары во дворце. В 1831 и 1848 молитва пред нею спасла от холеры Царское Село. К Царскосельской иконе прибегают матери с молитвой за детей. Празднуется 27/ ноября/10 декабря. Прот. И.Бухарев
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крест — самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу жизни. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Поэтому христиане и осеняют себя крестным знамением — крестятся. Православные делают это так: соединяют в щепотку большой, указательный и средний пальцы, а два других, согнув, прижимают к ладони (что символизирует Божье Триединство и две Природы — Божественную и Человеческую — во Христе) и крестятся ото лба — к груди и от правого плеча — к левому. Этот всеобъемлющий символ показывает, что крест является вдохновением, силой и действительным содержанием нашей жизни и что наш ум и сердце отданы любви к Богу.
Это интересно


Россия