Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

юбилей

Большой энциклопедический словарь

ЮБИЛЕЙ - (позднелат. jubilaeus annus - юбилейный год, от древний -евр.), годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события; празднование такой годовщины.
ЮБИЛЕЙНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ - нефтегазоконденсатное, на севере Тюменской обл. (Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция). Открыто в 1969. Залежи на глубине 1-2,6 км. Начальные запасы 323,5 млрд. м3. Газ метановый.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ГОДЫ - установлены в католической церкви папой Бонифацием VIII в 1300 как столетние юбилеи церкви. Паломникам, посетившим Рим в юбилейные годы, отпускаются грехи. Не раз папство сокращало сроки между юбилейными годами.
ЮБИЛЕЙНЫЙ - город (с 1992) областного подчинения в Московской обл., на родительный падеж или река Клязьма. Ж.-д. ст. Болшево. 34 тыс. жителей (1995). До 1989 пос. Болшево-1. Предприятия Министерства обороны, а также строительные, текстильные и другие

Словарь русского языка С. И. Ожегова

юбилей - годовщина чьей-нибудь жизни, деятельности, существования кого-чего-нибудь (обычно о круглой дате) Двухсотлетний ю. университета.
» юбилей - юбилей празднование по этому случаю Приглашен на ю.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЮБИЛЕЙ - малый или мужской род латинский торжество, празднество, по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия, юбилейное торжество. Юбилей пятидесятилетия службы, докторства. Юбилей тысячелетия Руси.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

юбилей - смотрите также годовщина

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЮБИЛЕЙ - юбилея, малый или мужской род (от древний -евр. yobel). Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого-нибудь лица или учреждения. 25-летний юбилей ученого. 185-летний юбилей Московского университета (в 1939г.). || Торжественное заседание, банкет и тому подобные , посвященные такому празднованию. На юбилее было много народу.
ЮБИЛЕЙНЫЙ - юбилейная, юбилейное. Прил. к юбилей; по случаю юбилея. Юбилейные торжества. Юбилейный сборник. Юбилейная речь.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

юбилей - юбиле́й -- юбиле́й, -я
юбилейный - юбиле́йный -- юбиле́йный

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

юбилей - малый или мужской род
- - - 1) Годовщина какого-либо знаменательного события, жизни или деятельности какого- л. лица (обычно исчисляемая в круглых и крупных числах).
- - - 2) Празднество, торжество по такому поводу.
юбилейный - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : юбилей, связанный с ним.
- - - 2) Свойственный юбилею, характерный для него.
- - - 3) Учреждаемый, выпускаемый в честь юбилея, в связи с торжественно отмечаемой годовщиной чего-либо

Библия. Энциклопедический словарь

ЮБИЛЕЙ - (протяжный, трубный звук; Лев 25:10-13, Чис 36:4) — у евреев каждый пятидесятый год. Как каждый седьмой год назывался субботним, так после семи субботних следующий пятидесятый год назывался юбилеем. Повеление Господа о юбилее было следующее: «Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей: и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь, в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее» (Лев 25:8-12). С большою подробностью далее изложены особенности субботнего и юбилейного года и требования от народа предъявляемые законом, которые заключаются в следующем: 1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без всяких ограничений, как сказано выше (Лев ст. 11-12); 2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу (Вт 15:2); 3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам с некоторым вознаграждением лицу, пользовавшемуся ими пред началом юбилея и с соблюдением некоторых условий (ст. 30-34). Как в субботний год так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Субботний год начинался праздником Кущей, юбилей — празднованием дня очищения и трубным звуком, от которого и получил свое название. Причины учреждения юбилея в основании своем были весьма мудрые, а именно: 1) Хозяйственные. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способною к обильнейшему плодородию в следующие годы. «Если скажете, говорит бытописатель, что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое». 2) Гражданские. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Но по разным обстоятельствам, иногда не предвиденным, случается, что человек вынужден бывает продать или заложить свое имущество и даже самому отказаться от свободы и быть рабом, или удалиться из отечества. «Нищие всегда будут среди земли» (Вт 15:11). У евреев с наступлением субботнего года и юбилея, возвращались человеку права его, его личная свобода, его имущество и он снова становился лицом самостоятельным, свободным гражданином отечества, и государство снова имело в нем своего члена, способного исполнять свои обязанности и нести гражданские повинности. «Берегись, говорится во Второзаконии, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения; и чтоб, от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие» (15:9-15). 3) Нравственные. Постановления года субботнего и юбилея относительно бедных и должников время от времени возбуждали, питали и поддерживали чувство истинной любви, уважения и благожелания к ближнему. С другой стороны, эти постановления поддерживали и возбуждали в бедных успокоение в Боге и Его провидении. «Дай ему (и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно) и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое. ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем что будет делаться твоими руками. Когда же будешь отпускать его (раба) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Вт 15:10-13). Наконец, 4) Таинственные. Постановления юбилейные сохраняли всегда в виду племя обетования до рождения Мессии, напоминали покой земли во время невинности человека, взывали всех к успокоению в Боге и Его провидении и прообразовали лето Господне приятное и возвращение небесного наследия. Из Священного Писания известен один лишь случай по поводу постановления о юбилее. По смерти Израильтянина Салпаада не осталось наследников мужского пола. Пять дочерей незамужних просили Моисея утвердить за ними удел отца их. Просьба их была уважена. Но за тем, возник вопрос: когда владелицы отцовского удела выйдут замуж в другое колено и с собою внесут свое наследство, то чрез это сократится удел колена отца их? «И даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут (женами), и от удела колена отцов наших отнимется удел их». В предупреждение сего и было такое постановление: наследницы удела после отца могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отцов своих и удел их не переходил бы в другое племя, а оставался в племени отца их. Вследствие чего дочери Салпаада все пять вышли в замужество за сыновей дядей своих (Чис 36:11).
Это интересно


Россия