Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

великий

Большой энциклопедический словарь

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ - (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (ок. 1193-1280), немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. Начал перестройку и энциклопедическую систематизацию католического богословия на базе аристотелизма, завершенную его учеником Фомой Аквинским. Преподавал в Кельне и Париже. Трактаты о минералах, растениях, животных и другие
АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ - (Alfred the Great) (ок. 849 - окончательный вид 900), король англосаксонского королевства Уэссекс с 871. Объединил под своей властью ряд соседних англосаксонских королевств. При Альфреде Великом составлены 1-й общеанглийский сборник законов и часть "Англосаксонской хроники".
ВЕЛИКИЙ ГОГОТУН - в египетской мифологии божество в виде белого гуся, образ которого восходит к мифам о рождении солнца в облике птицы.
ВЕЛИКИЙ КАНАЛ - (кит. - Даюньхэ), судоходный канал в КНР. Важнейшая водная артерия, соединяющая 2 крупных порта - Тяньцзинь и Шанхай. Длина 1782 км (с ответвлениями в Ханчжоу, Пекин и Наньтун - 2470 км). Строительство канала завершено в 13 век (на базе каналов, сооружавшихся в 7 век ).
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ - 1) глава великих княжеств на Руси 10-15 вв. и Русского государства 15 - сер. 16 вв. 2) В Российской империи член императорской фамилии, близкий родственник императора или императрицы (обращение - "ваше императорское высочество"). 3) Часть полного титула российского императора ("великий князь Финляндский" и прочее ).
ВЕЛИКИЙ МАГИСТР - смотрите также Гроссмейстер.
ВЕЛИКИЙ ОКЕАН - смотрите также Тихий океан.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - период (7 недель перед пасхой), в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.
ВЕЛИКИЙ ПОХОД - семейство двух- и трехступенчатых ракет-носителей КНР. Трехступенчатая жидкостная ракета-носитель "Великий поход" имеет стартовую массу окончательный вид 202 т и способна вывести на околоземную орбиту полезный груз до 1,5 т (1989).
ВЕЛИКИЙ ПОХОД - смотрите также Северо-западный поход.
ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ - в истории папства период (1378-1417), когда папский престол одновременно занимали двое или трое боровшихся между собой пап. Конец "Великому расколу" положил Констанцский собор 1414-18, устранивший трех пап и избравший нового папу (Мартина V).
ВЕЛИКИЙ УСТЮГ - город в Российской Федерации, Вологодская обл., на родительный падеж или река Сухона. Железнодорожная станция. 36,2 тыс. жителей (1992). Заводы: механический, литейно-механический, судостроительно-судоремонтный; щетинно-щеточная фабрика; деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. Центр художественных ремесел (с 17 век ): чернение по серебру (см. Великоустюжское чернение по серебру), плетение, резьба и роспись по бересте (фабрика "Великоустюжские узоры"), чеканка и другие Краеведческий музей. Известен с 1207. Памятники архитектуры 17 век : церковь Вознесения, Михаило-Архангельский и Троице-Гледенский монастырь, Успенский собор.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ - в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Ср. и Передней Азии.
ГАННОН ВЕЛИКИЙ - в Карфагене наместник Ливии окончательный вид 240 до новое, ново- э., политический противник Гамилькара Барки и Ганнибала, в годы 2-й Пунической войны сторонник капитуляции перед Римом.
КАРЛ ВЕЛИКИЙ - (лат. Carolus Magnus) (742-814), франкский король с 768, с 800 император; из династии Каролингов. Его завоевания (в 773-74 Лангобардского королевства в Италии, в 772-804 области саксов и другие ) привели к образованию обширной империи. Политика Карла Великого (покровительство церкви, судейские и военные реформы и другие ) содействовала формированию феодальных отношений в Зап. Европе. Империя Карла Великого распалась вскоре после его смерти (см. Верденский договор 843). КАРЛ I BЕЛИКИЙ (лат. Саrolus Magnus) ( 2 апреля (?) 742, Ахен - 28 января 814, Ахен), король франков с 768, император с 800. В преданиях и историографической традиции прославлен как выдающийся воитель, законодатель и просветитель. Целью деятельности Карла было создание благоустроенного христианского государства. Карл Великий был помазан на царство в 754 при жизни отца, Пипина Короткого; до 771 правил совместно с братом Карломаном. Войны арлаВойны Карла ставили целью расширение христианского мира. За время его царствования франки совершили 53 похода, из них 27 возглавлял сам Карл; за период его правления Франкское государство увеличилось вдвое. Самой длительной была война с саксами 772-804, в результате которой Саксония была насильственно христианизирована и включена в состав Франкского государства. Походы в Испанию против арабов в 778-810 привели к созданию во Франкском государстве Испанской марки на северо-востоке Пиренейского п-ова. Первый поход 778 оказался неудачным, арьергард войска был при отступлении разбит отрядом басков. Командовавший арьергардом граф Роланд погиб. Это событие стало основой для позднейшей "Песни о Роланде". В 787-796 были завоеваны населенные аварами территории нынешних Австрии и Венгрии. В 785 завоевана Фрисландия, в 789 и 812 предприняты походы против полабских славян вильцев. В 773 и 774 по приглашению папы Адриана I Карл предпринял походы в Италию, разбил лангобардов, короновался итальянской короной и подтвердил права пап на Папскую (Церковную) область. В 800 Карл подавил восстание против папы в Риме. 25 декабря 800 в Соборе святой Петра папа Лев III короновал Карла императором. Византийское правительство отказывалось признавать за Карлом данный титул, но после войны 809-814 согласилось на это. Империя Карла. Устройство государства Карла знаменовало собой развитие феодализма. Высшая знать страны, связанная с Карлом ленной присягой, обязана была являться на войну с подвластными людьми. С 789 Карл неоднократно издавал указы, предписывавшие каждому свободному человеку найти себе сеньора, под началом которого он должен служить. Увеличивалось число зависимых крестьян. Империя Карла делилась на округа во главе с назначенными монархом из местной знати графами, обладавшими административной и военной властью и прдседательствовавшими в судах с участием присяжных из местных свободных мужчин; контроль за деятельностью графов и суд от имени государя осуществляли разъездные тысяча новое, ново- "государевы посланцы". Ежегодно созывались тысяча новое, ново- "майские поля", съезды высшей светской и церковной знати, на которых Карл представлял указы и капитулярии, касающиеся всех сторон жизни, в тысяча число, числительное церковной. Каролингское Возрождение Карл Великий, до конца дней остававшийся неграмотным, уделял большое внимание образованию. В 787 был издан указ о создании школ при монастырях, в 789 - об обязательном образовании всего свободного мужского населения (остался невыполненным). При дворе сложился ученый кружок во главе с Карлом, названный Академией. Всячески культивировалась латинская словесность, что дало повод историкам назвать эпоху правления Карла и его ближайших преемников Каролингским Возрождением. Карл интересовался также германскими древностями, повелительно; повелительное наклонение ел записывать песни и сказания на народных языках, составить германскую грамматику. Карл Великий пережил двух своих законных сыновей и оставил трон третьему - Людовику Благочестивому. Империя Карла распалась в 843 в результате Верденского договора. Литература: Bauer H. Reise in die Karolingerzeit. Leipzig, 1974. Chamberlin R. The Emperor Charlemagne. London, 1986. Д. Э. Харитонович
ЛАЙОШ ВЕЛИКИЙ - (Lajos Nagy) (1326-82), король Венгерского королевства с 1342, Польши (под именем Людовик I Великий или Людовик Венгерский) с 1370. Издал закон (1351), укрепивший привилегии венгерского дворянства, вел войны с Неаполитанским королевством, Венецией, Литвой и другие Издал Кошицкий привилей 1374.
ЛОГОФЕТ ВЕЛИКИЙ - 1) в византийском государственном аппарате с кон. 12 век чиновник, под контролем которого находилось все гражданское управление. 2) Великий канцлер, хранитель государственной печати и секретарь господарской канцелярии в Молдавском государстве 15-19 вв. В отсутствие господаря выполнял его функции.
МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ - или Египетский (ок. 300 - окончательный вид 390), христианский монах-отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдаленной пустыне Египта. Сочинения нравственно-аскетического и нравоучительного характера. Память в Православной церкви 19 января (1 февраля), в Католической - 15 января.
ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - (ок. 290-346), христианский монах. Родом из Египта, подвизался в Фиваидской пустыне, где в Тавенне впервые основал монастырь на началах общежития (киновию) и составил строгий монастырский устав. Память в Православной церкви 6 (19) и 15 (28) мая, в Католической - 9 и 14 мая.
ПЕТР ВЕЛИКИЙ - первый броненосец российского ВМФ; в строю с 1877; прототип российских эскадренных броненосцев. С нач. 20 век учебно-артиллерийский корабль, с 1923 минный плавучий склад. В 1959 исключен из состава ВМФ СССР.
ПРОКОП ВЕЛИКИЙ - Прокоп Голый (Prokop Veliky, Prokop Holy) (ок. 1380-1434), главный политический и военный руководитель таборитов с 1426 в Чехии. Поддерживал пикартов. Одержал победы над войсками германского императора (1426) и католических сил (1427, 1431). Погиб у Липан.
РАДУ ВЕЛИКИЙ - (Radu cel Mare) (?-1508), господарь Валахии (с 1495). Ввел (1508) книгопечатание (отсюда прозвище Великий), установил дружественные отношения с Молдавским княжеством, Польшей и Венгрией.
РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ - смотрите также "Великий раскол".
ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ - (ок. 424-529), христианский святой, монах, архимандрит, один из основателей общежительного монашества. Память 11 января.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

великий - большего размера, чем нужно, просторный Сапоги велики. Кабинет слишком велик.
» великий - великий превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся В. русский язык. Великие люди. Великая победа. Великая Отечественная война.
» великий - великий очень большой Великая радость. У страха глаза велики (посл. : трусу везде страшно, везде видится опасность).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ВЕЛИКИЙ - церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения велий, превышающий обычную меру, сравнительно с другими обширный, большой; о человеке славный великими, знаменитыми подвигами; но, в сокращенном виде, иногда относится и к росту. Велико имя Господне на земле. Право, великое слово. Брат мой велик, а до тебя не дорос. Великое расстояние, пространство. Велика разница между великим умом и великою хитростью. Велик верблюд, да воду возят; мал соболь, да на голове носят. Велико, да болото; мала, да нивка. Велик, да дурак; а иной и маленек, да черт ли в немецкий Велик телом, да мал делом. Милость велика, да не стоит и лыка. Велика Федора, да дура: а Иван мал, да удал. Не величка, да Кузминишна. Не величка птичка, да ноготок остер. Дом не велик, да стоять не велит. Из малого выходит великое. Велик сапог на ноге, мал под лавкой, о запасе, излишке. Великие порядки доводят до великих беспорядков. На великое дело великое слово. Маленьки детки маленькие бедки, а вырастут велики большие будут. Ласково слово, что великий день. Не от велика, несколько, немного, маловато. Великая четыредесятница, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор великоговенье, великий пост, шесть недель поста перед сверху пасхой. Великая седмица, страстная неделя. Великдень старый, старая форма имени и поныне южное, южный светлое Христово Воскресение. Великие поклоны, полагаемые при великопостном служении. Великий прокимен, стих из псалтыря, который поют после входа на вечернях. Великий князь, чествование древних государей русских, а ныне всего мужеского поколения от государей. Великая княжна, чествование женского императорского поколения, до замужства. Великая княгиня, чествование великокняжеских супруг и великих княжен в замужстве. Великие пятницы: раскольничье, у раскольников считают их 12; они описаны в свитке Сон Пресв. Богородицы, искаженном изображении страстей Господних; смотрите также пяток. Великоватый, несколько превышающий должную меру; также употребляется, употребительно, употребительный сокращенно, сокращенное великонек. Сапоги великоваты, великоньки, не по ноге. Великонек, да плохонек, а и маленек, да умненек. Великонек, да диконек. Великошенек кохонек, довольно, изрядно велик; весьма, очень велик. Великость женский род свойство, состояние великого, бесконечность; большой; бывший в переносном значение Великость души, великодушие, в высшем значение Поймите всю великость этой жертвы. Великан, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор великанец; великанища существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное человек или животное необычайно большого роста; гигант, могут, исполин, волот; такая же женщина великанша, великуша.
» ВЕЛИКИЙ - Великанзмея, удав, Воа constrictor. Великанов, ему принадлежащий , великанский, им свойственный. Великатный (искаженное великий? деликатный?) новгородское ярославское пензенское пермяцкий язык (финно-угорского семейства); слово, заимствованное из этого языка величавый, видный, важный, чванный, гордый; иногда вежливый, уменьем обращаться внушающий уваженье. Великатность, чванство, важничанье. Великатиться, великатничать, величаться, важничать, ломаться; отличаться приличным обращением. Великовка женский род ярославское Великий пост. Великодавец малый или мужской род великодарный церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения щедрый податель великих даров. Великоденный, великоденский, относящийся к великодню, к пасхе, к светлому Христову Воскресению. Дуй не дуй, не к рождеству пошло, к великодню, о стуже, вьюге. Великодержавный, владетель великой, обширной державы. Великодушие средний род свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро; противоположное, в противоположном значении малодушие. Великодушный, обладающий свойством этим. В шутку называли так великопоместного владельца, у кого более ста душ; остальных звали малодушными, а беспоместных бездушными. Великоименитый, знаменитый, славный, прославившийся великими делами. Великокняжий княжеский, принадлежащий великому князю, свойственный роду его. Великолепие, соединение в чем красоты и величия; роскошное богатство в изящном виде. Великолепный, соединяющий в себе названные качества. Великомочие средний род великая сила, крепость, власть, могута, могущество. Великомоч(щ)ный, обладающий этими качествами. Великомученик м ница женский род величанье, придаваемое церковью святым мученикам высокого рода или сана, приявшим за Христа великие мучения. Великомученический венец. Великоног растение Selago. Великопоместный, владеющий большими, обширными поместьями, вотчинами. Великопостный, относящийся к великому посту; весьма строго соблюдающий все посты, великопостник ница. Великопроповедователь дник, славный ревнитель Слова Божия, знаменитый проповедник его. Великородный, высокородный, происшедший от знатного рода, от именитых предков. Великородиться, важничать, гордиться. Великороден, да нам не угоден. Великорослый, высокий, великого, большого роста. Великосердие, доблесть; храбрость и великодушие; сердый, доблестный. Великосветский, принадлежащий, относящийся к большому свету, обществу. Великославный, многославный, великоименитый. Великострадалец церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения великомученик. Величие средний род огромность, превосходство, в невещественном, духовном или нравственном отношении. Величие дел человеческих ничтожно перед величием Божеских дел. Величина женский род все измеримое и исчислимое; всякое свойство, не составляющее качества: число, вес, мера, количество, объем, протяжение и прочее Величество средний род старый, старая форма имени объем, величина, пространство;
» ВЕЛИКИЙ - церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения превосходство, величие;
» ВЕЛИКИЙ - ныне более употребляется, употребительно, употребительный как чествование владетельных особ высшего разряда, императоров, царей, королей и супруг их: императорское, царское, королевское величество. Величественный, исполненный величия; внешностью, видом, впечатлением своим поселяющий понятие о величии, о необъемлемости своей;
» ВЕЛИКИЙ - поселяющий глубокое уважение к себе. Величить что, увеличивать, умножать; придавать кому величие, славу, соделывать великим. Кротость величит властелина. Величать, возносить, превозносить, восхвалять, славить, прославлять, чествовать;
» ВЕЛИКИЙ - называть по отчеству;
» ВЕЛИКИЙ - прилагать к кому почетные причитанья, песнями, заздравными пожеланиями; воспевать кого. Как его милость чествуют или величают? Ивановичем; сиятельным. Кого почитают, того и величают. От кого чают, того и величают. Хлебсоль величай, молись после еды. Величиться, увеличиваться, расти величием, саном, знатностью. Величаться, величать самого себя, кичиться, быть тщеславным и гордым; бахвалить, самохвальничать;
» ВЕЛИКИЙ - быть величаему, чествуему гласно, прославляему. Возвеличил Бог, и взвеличали люди. Он завеличался, довеличался до позора. Навеличался вдоволь. Повеличайте жениха. Перевеличали всех бояр, свадебных. Провеличался долго. Развеличался некстати. Увеличить доходы. Величательный, относящийся до величанья кого, до восхваления; величательный стих поется в честь праздника, на утреннем и вечернем славословии. Величальный, то же, употребляется, употребительно, употребительный в быту житейском. Величальный обряд, на девичнике, где поются величальные песни. Величальный пир, в почет кому либо данный. Величанье средний род действие, действительное по глагол , чествованье, хваление, хвала, прославление;
» ВЕЛИКИЙ - действие величающегося, самохвальство;
» ВЕЛИКИЙ - церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения величательный стих, в честь праздника;
» ВЕЛИКИЙ - песня, припев, складное поздравленье, пожеланье, тост в почет именитому человеку, гостю, хозяину пира или начальнику.
» ВЕЛИКИЙ - Величаньем зовут канун свадьбы, девичник, и самые песни, которые поются в честь жениха, невесты, бояр и гостей. Иных в величаньях этих подымают насмех, вымогая деньги. Величатель м ница. женский род кто слагает, говорит кому или поет величанья; кто дает величальный пир и прочее Величавый, величественный, степенный и важный, осанистый; внешностью своею внушающий уваженье;
» ВЕЛИКИЙ - кичливый, надменный. Величавость женский род внешнее величие, сановитость величавого. Величава существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное величавый человек иногда укорно, гордый; или ласкательное, ласкательно Ой ты, величавушка моя! Ой ты, пава моя, величава моя! Велий церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения великий; веле, польское, а у нас иногда употребляется, употребительно, употребительный в сложных словах, велико, весьма, очень, много. Велеглаголанье, велеречие, многословие, многоречие. Велеречивый человек. Велегласие, громкость, звучность; сный, громкий, звучный, зычный; сность, громкость;
» ВЕЛИКИЙ - большая гласность чего. Веледушие, великодушие. Велезвезд малый или мужской род тамбовский, тамбовское звездовед, звездочет, знахарь по звездам, астролог, звездогадатель. Велелепие, великолепие, блистательная красота. Велемудрый, премудрый; велемудрствовать, рассуждать премудро. Велеумный, весьма умный, бесконечность; большой; бывший шуточно, шутливо Вельми, наречие церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения весьма, слышно иногда в речи грамотеев, стариков. Вельмоваться смоленское произносится, произносят вельмувацца; величаться, важничать, кичиться. Вельможа существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное особа знатного рода и звания, либо высокого сана; вообще, человек важный и знатный. Вельможный жеский, приличный, свойственный вельможе; лицу придают первое. Вельможность женский род состояние или свойство вельможи; вельможество средний род достоинство, сановность его, барство;
» ВЕЛИКИЙ - собирательное знать, сословие вельмож, аристократия. Вельможевластие державие средний род правительство, где вся власть в руках вельмож; аристократическое правление. Вельможевластный державный, аристократический. Вельмога женский род морское; морской термин спинка на гребном судне; заспинная, кормовая доска, отделяющая рулевого и служащая спинкою почетному месту.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Великий - могучий, славный

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ВЕЛИКИЙ - великая, великое; велик, велика-велика, велико-велико.
. . . 1. (удар. в кратк. формах велика, велико). Превосходящий обычную меру в каком-нибудь отношении, выдающийся в сравнении с другими ( слово книжное ). Великий праздник. Великая французская революция. Великое переселение на родовой || Необыкновенно одаренный, гениальный, имеющий громадное культурно-историческое значение ( слово книжное ). Великий Гете. Великий человек, 2. только полн. формы. Составная часть монархических титулов (офиц. истор.). Великий герцог. Великий князь (см. князь). || Составная часть титула нек-рых монархических владений (офиц. истор.). Великое герцогство. Великое княжество.
. . . 3. (удар. в кратк. формах велика, велико; полн. формы слово книжное риторическое ). Большой. Велик, да дурак. У страха глаза велики. Ваша дочь слишком велика для такой игры. Испытывать великий ужас.
. . . 4. только кратк. формы (удар. велика, велико), кому-чему или для кого-чего. Большего размера, чем нужно ( разговорная форма ). Ботинки мне велики. Комната для них велика. От мала до велика ( разговорная форма ) - все без различия возраста. К великому (моему и тому подобные ) счастью, ужасу, горю ( разговорная форма ) - то же, что к счастью, ужасу и так далее , но с большей степенью выразительности.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Василий Великий - Васи́лий Вели́кий -- Васи́лий Вели́кий
великий - вели́кий -- вели́кий; крайняя форма -и́к, -и́ка; но (как приложение при именах исторических лиц, названиях городов и другие ) Вели́кий, например : Васи́лий Вели́кий, К`арл Вели́кий, Константи́н Вели́кий, Пётр Вели́кий, Екатери́на Вели́кая, Но́вгород Вели́кий (ист.), Росто́в Вели́кий (ист.), Ив`ан Вели́кий (колокольня)
Великий инквизитор - Вели́кий инквизи́тор -- Вели́кий инквизи́тор (ист.; литовский персонаж)
Великий комбинатор - Вели́кий комбина́тор -- Вели́кий комбина́тор (об Остапе Бендере)
Великий немой - Вели́кий немо́й -- Вели́кий немо́й (о дозвуковом кино)
Великий Новгород - Вели́кий Но́вгород -- Вели́кий Но́вгород
Великий океан - Вели́кий океа́н -- Вели́кий океа́н (Тихий океан)
Великий пост - Вели́кий по́ст -- Вели́кий по́ст
Великий пяток - Вели́кий пято́к -- Вели́кий пято́к
Великий Устюг - Вели́кий `Устю́г -- Вели́кий `Устю́г (город)
Великий четверг (четверток) - Вели́кий четв`ерг (четверто́к) -- Вели́кий четв`ерг (четверто́к)
Великий шёлковый путь - Вели́кий шёлковый пу́ть -- Вели́кий шёлковый пу́ть
Господин Великий Новгород - Господи́н Вели́кий Но́вгород -- Господи́н Вели́кий Но́вгород (ист.)
Иван Великий - Ива́н Вели́кий -- Ива́н Вели́кий (колокольня)
Карл Великий - Ка́рл Вели́кий -- Ка́рл Вели́кий
Константин Великий - Константи́н Вели́кий -- Константи́н Вели́кий
Новгород Великий - Но́вгород Вели́кий -- Но́вгород Вели́кий (ист.)
Пётр Великий - Пётр Вели́кий -- Пётр Вели́кий
Ростов Великий - Росто́в Вели́кий -- Росто́в Вели́кий (ист.)
Фридрих Великий - Фри́дрих Вели́кий -- Фри́дрих Вели́кий

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

великий -
1. малый или мужской род Тот, кто необычайно гениальный.
2. прилагательное
- - - 1) а) Очень большой, огромный по своим размерам. б) Выделяющийся по своим размерам из ряда однородных предметов, объектов и тысяча п.
- - - 2) Большое количество чего-либо
- - - 3) а) Превосходящий, превышающий обычную меру по силе, глубине, интенсивности и тысяча п. б) Обладающий какими-либо качествами в самой высокой степени (о человеке).
- - - 4) а) Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам и тысяча п. б) Отмеченный каким-либо знаменательным событием или событиями, значимый для кого-либо, чего-либо (о времени, периоде жизни человека, общества). в) Необычайно одаренный, гениальный. г) Употр. как постоянный эпитет некоторых выдающихся по исторической роли лиц. д) разговорная форма Очень хорошо знающий свое дело, искусный. велико... Начальная часть сложных слов, вносящая значение слово, слова : великий (2*1,3,4) (великодушный, великокняжеский и тысяча п.).

Библия. Энциклопедический словарь

ИРОД Великий - (Мф 2:1) — царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеею, тогда римскою провинциею, в год рождества Господня в Вифлееме иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своею дикою свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-х-летнее царствование, — он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства. Ирод избил 14 тысяч Вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасною смертью в Иерихоне, — именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеею, Самариею и Идумеею он поставил правителем Архелая; над Галилеею и Переею сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на век от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лк 3:1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе Вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: «лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном!» — прямо доказывает, что слух об избиении Вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим. Ирод Архелий. См. Архелий. Ирод Агриппа ii. См. Агриппа. Ирод Антипа. См. Антипа.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, Египетский - преподобный († 356), основатель пустынножительства и отец монашества. Сначала жил в бедной хижине неподалеку от родного дома, а затем ушел в пустыню. Начались «искушения сверху Антония». Враг рода человеческого — диавол то склонял его к плотскому греху, то запугивал явлением страшных чудовищ, то наносил тяжкие телесные раны. Но святой все эти напасти побеждал силой молитвы к Богу. Двадцать лет прп. Антоний провел в пустыне в полном одиночестве. Но к нему потянулись страждущие. Он изгонял бесов из людей, одержимых ими, исцелял, всем помогал как мог. Но когда святой Церковь воззвала к нему, он сошел в многолюдную Александрию, дабы обличить бушевавших там язычников и еретиков — армян. Умер прп. Антоний в глубокой старости, прожив сто пять лет. «Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом и потом со святыми, да примут они вас по смерти в вечные свои кроны, как друзей и знаемых» — таким было посмертное слово сверху подвижника. Память прп. Антонию отмечается 17/30 января.
АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ, Александрийский - патриарх (ок. 295–373), родился в Александрии в христианской семье. С детства, полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе совершал над ними обряд крещения на берегу моря. Эти игры увидел еп. Александрийский Александр и, убедившись в правильности совершаемого таинства, признал его действительным. Когда Афанасий вошел в возраст, свт. Александр рукоположил его в диаконы и взял на Никейский Собор (325), где молодой клирик выступил с опровержением ереси Ария. По смерти свт. Александра диакон Афанасий был избран его преемником и возглавил Александрийскую Церковь. Всю свою жизнь святителю пришлось продолжать борьбу, начатую им в юности. Арианство то почти исчезало, то вновь распространялось. Был момент, когда свт. Афанасий оставался единственным православным епископом, все же другие уклонились в ересь. Более двадцати лет терпел свт. Афанасий гонения и преследования от еретиков. Неоднократно его ссылали, пытались умертвить... Но вновь и вновь призываемый верующими на свою кафедру, он неуклонно продолжал отстаивать чистоту Православия. Свт. Афанасий оставил огромное духовное наследие: комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, апологетические и догматические сочинения, а также житие прп. Антония Великого, с которым был очень близок. Афанасий Великий в русском простонародье известен под именем Ломоноса, так как обыкновенно около дня его памяти бывают сильные морозы, во время которых многие замораживали себе лица. Потому крестьяне справедливо замечали: «На Афанасия береги нос». От имени этого святого лютые морозы эти назывались Афанасьевскими. На основании подобного же наблюдения русские люди по созвучию имени другого угодника, Кирилла, говорили: «Афанасий и Кирило забирают за рыло». Память свт. Афанасия Великого отмечается 2/15 мая.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КЕСАРИЙСКИЙ - архиепископ, Вселенский учитель (около 330–379), родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра — прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения сверху отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Когда вновь стало распространяться и усиливаться арианство, сверху Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Велика была сила его молитвы: он мог испрашивать прощения даже отрекшимся от Господа или отчаявшимся в своем спасении грешникам. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи. Святитель оставил множество богословских трудов: толкования на Шестоднев и псалмы, книги в защиту православного учения, беседы, аскетические трактаты, правила, письма, проповеди. Память свт. Василию отмечается 1/14 января и 30 января/12 февраля.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший из многодневных постов Православной Церкви. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Вокресения, Пасхи. Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) на Великом повечерии читается канон сверху Андрея Критского с припевами к стиху. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В пятницу первой недели Великого поста на литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива», тысяча  е. отваренной пшеницы с медом, в память сверху вмч. Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император; императорский Юлиан Отступник в 362 приказал в Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но сверху вмч. Феодор Тирон, сожженный в 306 за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому еп. Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелительно; повелительное наклонение ел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. В первое воскресенье Великого поста совершается тысяча  н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 в память восстановления почитания сверху икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, тысяча  е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры (в том числе масонов я экуменистов), и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — живущим. Во второе воскресенье Великого поста совершается память сверху Григория Паламы, жившего в XIV в. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что сверху Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». В четвертое воскресенье вспоминается сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Лествичник, написавший сочинение, в котором показал «лестницу», или порядок, добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается тысяча  н. «стояние сверху Марии Египетской». Жизнь сверху Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие сверху Марии Египетской и канон сверху Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. В пятое воскресенье Великого поста совершается последование прп. Марии Египетской. Церковь дает в лице прп. Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения духовно труждающихся показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. В субботу на 6-й неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением сверху воды распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
ВЕЛИКИЙ УСТЮГ - город в Вологодской обл. Расположен на левом берегу Сухоны, против впадения в нее родительный падеж или река Юг. Население 35,8 тыс. чел. Впервые упоминается в 1212. С к. XIV в. в составе Великого княжества Московского, играл роль форпоста в борьбе с Новгородом. С к. XV в. важный торговый центр. В сер. XVI — XVII вв., в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, становится центром художественных ремесел (серебряная филигрань, резьба по бересте, просечное железо и другие ). Многочисленные архитектурные памятники XVII — XVIII вв.: церковь Вознесения (XVII в.), церковь Сергия Радонежского (XVIII в.), ансамбли Михаила-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей (XVII в.). Великий Устюг — родина выдающихся мореходов и землепроходцев С. И. Дежнёва, Ф. А. Попова, Е. П. Хабарова, В. В. Атласова и другие , сыгравших заметную роль в освоении Сибири и Русской Америки.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - четверг на Страстной неделе, у малороссов имел название «Чистый четверг», «Навий Велик день» (Пасха мертвых). Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной вечере, на которой Христос омыл ноги ученикам своим, показав этим глубокий пример братской любви и смирения. Церковь воспроизводит этот обряд — омовение ног — в действиях и лицах. Совершался он в главных епархиальных соборах, и в Петербурге можно было видеть его в Исаакиевском кафедральном соборе неизменно сохранявшимся в том самом виде, в каком он совершался в XVII в. в Москве. Несущественное отличие в совершении его было лишь в Новгороде. Там омовение начиналось чтением протодиаконом и ключарем 10-го псалма. Протодиакон и ризничий вели священников из алтаря на средину собора не по двое, а по одному и подводили к святителю со словами: «А учениче, учитель глашает ти». Первый из священников, изображавший ап. Петра, садился по левую руку святителя, последний занимал место Иуды Искариотского. С него и начиналось омовение ног при чтении протодиаконом соответственных мест сверху Евангелия. После отпуста владыка кропил народ сверху водою. После совершения обряда, как у новгородского владыки, так и у московского патриарха, была трапеза для властей предержащих. Царь жаловал из своих государевых рук государевым жалованьем находившихся в Москве архиереев и раздавал милостыню по богадельням, больным и нищим, посещал тюрьмы, разговаривал с колодниками, освобождал нескольких преступников и выкупал посаженных в тюрьму за долги. По новгородскому уставу перед обедней совершалось еще общее елеосвящение пред столом, на котором среди священных предметов положены были семь ручек с кистями, обвитых ватою, называющихся «струнцами». По совершении елеосвящения ключари наливали масло в семь восковых сосудцев, а пред северными алтарными дверями поставлялся стол с медною лоханью и двумя кувшинами теплой воды и при этом две чарки и два полотенца. Семь старших духовных властей брали почать с маслом и кистью и становились к западу лицом, помазывали себя елеем, а потом принимали помазание от святителя; в алтаре омывали теплой водой масло на лбу и руках и затем приступали к разоблачению престола. При пении псалмов омывали престол из сосуда с укропом, вином и маслом, отирали белыми полотенцами, которые разрезали на мелкие части и раздавали народу. К этому же дню приурочено, по древнему обычаю, при митрополичьих кафедрах Московской и Киевской мироварение, совершаемое только тогда, когда, по соображению количества сверху мира, представляется в том надобность. Вечером в Великий четверг читается 12 Евангелий о земных страданиях Спасителя, и потому богослужение называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Совершение этих служб церковных известно всем, поэтому мы не будем описывать их, заметим только, что в Новгороде в былые времена святитель сам раздавал свечи народу и читал первое Евангелие в царских дверях, становясь лицом к народу, последнее Евангелие читал очередной иерей. О Чистом четверге среди русских сохранились суеверные представления, имевшие корни в языческой старине. Так, по поверью, в полночь встают из гробов мертвецы, вызванные колокольным звоном, неслышным живым, становятся перед церковью, и мертвец-священник читает молитву. Отворяются сами собою церковные двери, мертвецы входят в храм Божий, и начинается служба. По окончании обедни все христосуются и затем в том же порядке, в каком явились, расходятся в свои вечные жилища — могилы. В некоторых местах существует обычай пережигать с квасною гущею соль, оскверненную прикосновением руки Иуды-предателя; эта соль, так называемая «четверговая», хранится как целебное средство от всевозможных болезней. В Малороссии в этот день купаются в реке, стараясь окончательно омыть грехи свои; многие исповедуются и причащаются второй раз, и этот обычай принят повсеместно. Н. П. Степанов
ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ - папа римский († 12.03.604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. святой Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких монастырей, и даже в родовом дворце в Риме сверху Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял монашеский постриг. По поручению папы Пелагия сверху Григорий отправился в Константинополь, где провел шесть лет, изучая греческий язык и читая произведения сверху отцов. После смерти Пелагия сверху Григорий был единодушно избран его преемником. Став римским первосвященником, он заботился о просвещении верой Христовой языческих на родовой Святитель отличался необычайным вниманием к бедным, и если в Риме находили на улице умершего нищего, то он считал себя виновным в его смерти. святой Григорий много трудился над исправлением богослужения и церковного пения. Им были написаны несколько богословских сочинений и множество писем. Память свт. Григорию отмечается 12/25 марта.
ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ - преподобный (291–372), получил наименование Великого потому, что он являл собой пример великого христианского подвижничества. Родился святой в небольшом селении Тавифа близг. Газа (на юге Сирии). Родители послали его получить образование в центр тогдашней учености — город Александрию. Здесь будущий святой познакомился с христианами и с радостью принял сверху крещение. В Александрии он узнал о высокой подвижнической жизни сверху Антония Великого и стал его учеником. Затем отправился в Палестину и основал там несколько монастырей. Вскоре преподобный обрел благодатный дар исцеления, духовного и телесного. Смиренно избегая какой-либо славы, сверху Иларион покинул Палестину и предпринял проповедническое путешествие. Окончил святой свою земную жизнь на Кипре. Память прп. Илариону отмечается 21 октября/3 ноября.
ЛЕТОПИСЕЦ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ - не сохранившаяся русская летопись XIV в. Ссылка на нее имелась под 1392 в Троицкой летописи и известна по выписке Н. М. Карамзина. Текст летописца был использован в Троицкой и Симеоновской летописях, Владимирском летописце и другие Летописец представлял собой московскую великокняжескую летопись, доведенную до 1389. Источником для ее составления послужила предшествовавшая московская великокняжеская летопись. Редакторы летописца возвеличивали представителей московского княжеского дома, подчеркивая их права на великое княжение Владимирское.
МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ - Египетский, пресвитер (ок. 293—391), родился в Египте в семье христианского священника. Его родители носили библейские имена Авраам и Сарра. Подобно ветхозав. праотцам, Авраам и Сарра долгое время были бесплодны. О рождении сына священнику было открыто явившимся во сне прав. Авраамом. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей Макарий вступил в брак, но вскоре овдовел и тогда твердо решил принять иночество. После смерти родителей Макарий удалился в пустынные места. Здесь ему пришлось претерпеть множество искушений. Диавол, желая отвлечь отшельника от молитвы, насылал ему видения львов и змей. Но пением псалмов сверху Макарий рассеивал лукавые козни. Преподобный с кротостью перенес и клевету, которую возвела на него женщина из ближайшего селения. Забеременев, она назвала Макария отцом будущего ребенка. Святой был жестоко избит жителями. Его невиновность открылась, когда женщине пришло время родить. Она не могла разрешиться от бремени, пока не созналась в клевете. Преподобный оставил эти пределы и ушел на Фиранскую гору к великому подвижнику сверху Антонию Великому, сделавшись его преданным учеником и последователем. Шестьдесят лет прожил прп. Макарий в мертвой для мира пустыне, оставив свыше полусотни духовных бесед и аскетических посланий, и мирно скончался в глубокой старости, достигнув святости. Мощи его покоятся в Италии, вг. Амальфи. Память прп. Макарию отмечается 19 января/1 февраля.
МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ - (Гаральд, в крещении Феодор) ВЛАДИМИРОВИЧ (Васильевич) (1076—15.04.1132), великий русский князь, крупный полководец и государственный деятель. Сын великий русского князь Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и князь Гиты (дочери английского короля Гаральда). В 1088–93 Мстислав владел Новгородом Великим; в 1093—95 являлся держателем Ростовской и Смоленской земель; в 1095—1117 вновь княжил в Новгороде Великом; в 1117—25 — в Белгороде-Киевском и, по-видимому, являлся соправителем отца в Киеве; в 1125–32 был великий русским князем. Мстислав воевал с половцами, чудью, литвой, русскими князьями-мятежниками и одержал много крупных побед. Особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127, в котором приняли участие многие подвластные Киеву князья. Мстислав заложил Новгород «больше первого», а в нем построил церкви Богородицы и Свт. Николая. В подвластной ему Ладоге была сооружена каменная крепость. В Киеве он построил церкви Свт. Феодора и Богородицы Пирогощи, а также основал Федоровский монастырь. Многие ученые считали, что Мстислав являлся последним редактором «Повести временных лет». Древний автор отмечал, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости» (Пересказ В. Н. Татищева). О. М. Рапов
ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ - преподобный (IV в.). Один персидский царь, не имея потомства, молился Богу о даровании ему сына — и Бог услышал его. Тут отца стал искушать демон, убеждая, что ребенок зачат не им, а прелюбодеем, пусть он бросит новорожденного в огонь, и если все сказанное — ложь, то Господь сохранит его. Царь так и поступил. Но Бог поругаем не бывает: пламень разделился надвое и оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий, изобличил его в безрассудстве и повелительно; повелительное наклонение ел отнести сына, куда укажет Бог. Дитя совсем не принимало материнского молока, и царь поспешил в путь, исполняя повелительно; повелительное наклонение ение ангельское. В пустыне к ним подошла лань и, накормив младенца своим молоком, побежала вперед, как бы указывая дорогу. Так они достигли одного монастыря, игумен которого, извещенный свыше, взял ребенка к себе на воспитание. В десятилетнем возрасте Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать свв. Илии Пророку и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Крестителю. Луч света привел его к старцу, обучившему юного подвижника правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и прп. Онуфрий остался в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет подвижник питался от выросшей возле его пещеры финиковой пальмы и брал воду из появившегося рядом источника. Только однажды за эти шестьдесят лет подвижника посетил человек. Это был Пафнутий, составитель житий фиваидских пустынников, посланный Господом свидетельствовать перед людьми о подвигах прп. Онуфрия, принять его последний вздох и предать погребению. Русские люди молили сверху Онуфрия об избавлении от внезапной смерти. На этот счет существовала особая молитва. Память прп. Онуфрию отмечается 12/25 июня.
ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ - преподобный (V в.), родился в Египте в 1–й пол. IV в., был седьмым, последним ребенком в благочестивой христианской семье. После смерти отца Паисий — по повелительно; повелительное наклонение ению ангела — отдан матерью в церковь. Достигнув совершеннолетия, удалился в Нитрийскую пустыню (в Египте) к знаменитому подвижнику — прп. Памве, под духовным руководством которого принял иночество и проходил монашеские послушания. Прп. Паисий придерживался строгого поста, вкушая пищу только два раза в неделю. Излюбленным чтением подвижника была книга пророк Иеремии. святой пророк часто являлся Паисию и раскрывал ему содержание пророчеств. После смерти своего наставника, сверху Памвы, прп. Паисий, следуя воле Господней, возвещенной ему ангелом, удалился в западную часть пустыни. Пребывая в безмолвии и глубокой молитве, он был однажды вознесен духом в прекрасные райские обители, преисполненные неизреченного света. Здесь прп. Паисий был удостоен причащения невещественных Божественных Тайн и воспринял после этого дар редкого постничества: он мог оставаться без пищи долгое время. К преподобному стали приходить иноки и миряне, ищущие духовного наставления. Многие из них оставались жить в пустыне. Главным заветом прп. Паисия было полное послушание духовному отцу. Видя, что его безмолвие постоянно нарушается, он тайно ушел в глубь пустыни, где все ночи проводил в непрестанной молитве. Наивысшей добродетелью сверху Паисий считал ту, которая совершается втайне. Прп. Паисий, за свой духовный подвиг прозванный Великим, дожил до глубокой старости и мирно преставился в первой трети V в. Память прп. Паисию отмечается 19 июня/2 июля.
ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕЛИКИЙ - (30.05.1672–28.01.1725), русский царь (с 1682), российский император (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Вступил на престол девяти лет, совместно со своим старшим братом царем Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом V, при регентстве своей старшей сестры царевны Софьи Алексеевны. Через семь лет Петр сверг регентшу, но править за него стала его мать, царица Наталья Кирилловна. Царица скончалась в 1694, а два года спустя, в 1696 умер и старший брат Петра — царь Евангелие от Иоанна или послание Иоанна V. Лишь тогда Петр взял правление в свои руки. Много сходства в обстоятельствах, окружавших молодость Петра, с обстоятельствами детства Грозного. Также много сходства и в характерах обоих государей, но если в детстве Грозный имел возле себя митр. Макария, сумевшего вложить в его душу глубокую веру и православное понимание царской власти, то Петр оказался лишенным такого благотворного влияния. Девяти лет Петр присутствует при бунте стрельцов, убийстве близких к его матери бояр. Вскоре его увозят в деревню. Здесь он предоставлен себе на целый ряд лет. Играя со сверстниками, Петр организует свои два потешных полка, которые затем становятся полками Гвардии. Играя, он учится управлять парусами найденного ботика. Мать решается его женить, но женитьба не изменяет его занятий. Приближается его совершеннолетие, когда приходят вести о движении стрельцов, желающих провозгласить царицей его сестру Софью и ему приходится бежать ночью в Троице-Сергиев монастырь, куда только через день собираются его потешные полки. От нервного шока, перенесенного в этот день, на всю жизнь у Петра остается неправильно действующая нога. До военных действий между Софьей и Петром не доходит, но факт покушения на его жизнь остается. Партия царевны Софьи вынуждена признать себя побежденной, и регентство переходит к царице Наталии. Все царствование Петра получает отсюда свой основной импульс и вырабатывает в нем жестокий и вспыльчивый характер. Война против Турции и взятие Азова при содействии вновь построенного флота дали Петру надежду изгнать вообще Турцию из Европы и получить для России выход к морю. С этой целью было снаряжено посольство в Европу, с которым ехал сам царь, под именем урядника Петра Михайлова. Посольство успеха не имело. Еще находясь за границей, Петр получил известие о новом восстании стрельцов. Это заставило его вернуться в Москву и, хотя восстание было уже подавлено, принять решение окончательно распустить стрелецкое войско, произвести новое следствие о бунте и провести ряд реформ, преимущественно направленных на организацию новых вооруженных сил. Он приказал постричь в монахини царевну Софью, совершенно упразднил стрелецкое войско, с 1 января 1700 ввел новый календарь, ввел новую, лично им составленную «гражданскую азбуку», ввиду смерти патр. Адриана не допустил созыва Собора для новых выборов, а назначил митр. Стефана Яворского местоблюстителем Патриаршего Престола, который в 1721 передал управление Церковью Святейшему Синоду С Турцией был заключен мир, и войска двинуты против шведов. Таким образом, в августе 1700 началась Великая Северная война, продолжавшаяся 21 год. Начало войны было неудачным, но Петр с огромной энергией организует новую армию, отливает новую артиллерию, создает новый флот, и в 1702 берет шведскую крепость Нотебург, а затем и Ниеншанц и закладывает в устье Невы Петропавловскую крепость и город Санкт-Петербург. В 1704 Петр берет Нарву и Юрьев. Бунт, поднятый на Дону Булавиным, задержал внимание Петра, а тем временем шведы разбили поляков и двинули силы на юг, где к ним присоединился изменивший России гетман Мазепа. 27 июня 1709 произошло знаменитое сражение под Полтавой. Петр одержал полную победу, и Карлу XII с Мазепой пришлось бежать в Турцию. Петр сразу же продолжил успех и овладел Ригой, Перновом, Ревелем и Выборгом. В 1711 Петр совершил неудачный поход на Прут, где чуть не попал в плен к туркам. Тут был дан знаменитый указ Петра Сенату: «а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога — была бы жива Россия!» Война снова переносится против Швеции и знаменуется рядом побед, после чего Петр еще совершает завоевания на берегах Каспийского моря. Только после окончания всех этих походов Петр дает оформление своим реформам. Эти реформы носят чисто западный дух и прямо противоположны порядкам, введенным в свое время Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Грозным. Земские Соборы более не собираются, боярская дума — упраздняется, во главе министерств (ранее называвшихся «приказами») вместо ответственного перед царем единого начальника учреждаются коллегии, сам царь указывает, какой проект надлежит разработать, сам его проверяет и сам же отдает указ, вводящий новый закон. Все служилое сословие становится равным под наименованием «шляхетство», где князь, или дворянин, или пушкарь имеют одинаковые права. Свободные крестьяне-хлебопашцы и холопы сливаются в одно понятие «работных персон», что вскоре привело к «крепостному праву». «Шляхетство» служит поголовно и пожизненно, остальные сословия «по рекрутскому набору», но все совершенно равны в правах, и каждый может выслужиться в офицеры или даже в генералы, приобретая этим потомственное дворянство. Для всей государственной службы, военной или гражданской, вводится «табель о рангах» из 14 классов. От первого брака Петр имел сына — царевича Алексея, который был женат и имел сына Петра. От второго брака, с простой девушкой Екатериной Алексеевной Скавронской, он имел двух дочерей: Анну и Елизавету. Венчание с Екатериной Алексеевной состоялось негласно в 1712, а в 1724 она была коронована и ей был дан Петром титул императрицы. В связи со слухами о заговоре кругов, недовольных правлением Петра, в пользу царевича Алексея, Петр потребовал от сына отречения от престола, что тот исполнил, однако бежал за границу. Он был возвращен, судим и приговорен к смертной казни, но умер в тюрьме в 1718. 22 октября 1721 состоялось провозглашение Петра Императором Всероссийским, что соответствовало действительному положению страны. Петр ввел новый закон престолонаследования: по завещанию царствующего императора, который и остался в силе до 1797. Сам же Петр умер, завещания не оставив. П. Е. Ковалевский дает крайне интересную оценку царствованию и преобразованиям Петра Великого («Исторический путь России»). «Главную ответственность за неправильное направление петровских реформ надо возложить на мать Петра и на князь Б. Голицына, которые не только не дали ему соответствующего образования и воспитания, но предоставили его целиком, вплоть до 21–летнего возраста, общаться с людьми некультурными, стоявшими вне русских интересов и не понимавшими ни русских исторических традиций, ни Православия. В самом Петре объединились благочестие и богохульство. Он увлекался всем иностранным, но был до конца русским. Он был жесток без удержу, когда дело касалось пользы государства, но преклонялся пред духовным авторитетом тех, кто осмеливался, как свт. Митрофаний Воронежский, ему прекословить». «Положительные преобразования Петра это те — которые продолжают и развивают начатое при его отце и предшественниках и согласны с русской исторической традицией. Отрицательные — те, которые нарушают самое существо русской жизни и представляют разрыв с русской национальной самобытностью». «Государственная система Петра Великого основывалась на чуждом русской исторической традиции, западном идеале автократии и на «пользе государства» как высшем благе. Она охватывала все стороны жизни страны и возглавлялась Монархом, который правил не в согласии с землей и не «по Правде Божией», а «по Правде воли Монаршей». «Россия до Петра была «симфонией» двух частей — Государства и Церкви, иногда нарушавшейся в ту или другую сторону, но без сосуществования которых она не мыслилась даже Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Грозному». Можно дать и другую характеристику царствованию Петра Великого: упадок нравов, проявившийся в Смутное время, все усиливающееся влияние иностранцев, под которое попал и Петр, не прекращавшееся брожение во всей стране в оба предыдущие царствования, раскол в Церкви и конфликт между царем и патриархом, произошедший при патр. Никоне, в соединении с обстоятельствами молодости Петра не могли дать иного результата. Перед Петром стояли проблемы внешних нашествий и войн, которые он вынужден был разрешать и разрешил отчасти под давлением внутреннего устройства страны, отчасти под давлением военной необходимости, отчасти под влиянием Запада, в соответствии с уже весьма распространившимися влияниями в стране, хотя и не всеми разделяемыми. Невозможно отрицать наличие этих взглядов уже тогда в значительной части высшего класса страны. Петр не учел, или не поспел учесть, что сила государства зиждется прежде всего в его Вере и в его самобытности. Но если реформы Петра не всегда приносили положительные результаты, то главным образом потому, что в последующий период начинавшие выявляться недостатки не только не были выправлены, но были чрезвычайно усилены и усугублены. Винить Петра Великого в этом бесспорном факте нет основания. Тем не менее в результате петровских преобразований России была навязана чуждая ей западная бюрократическая система управления, начался процесс разрушения духовных ценностей русской цивилизации, разрыв единства русского общества, отчуждения правящего класса и образованных слоев от народа. Н. Сахновский
ПИМЕН ВЕЛИКИЙ, Египетский - преподобный († ок. 450), родился окончательный вид 340 в Египте, с двумя своими братьями ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Стремясь к безмолвию и уединению, братья не согласились встретиться даже с матерью, передав ей, что если она желает видеть их в вечной жизни, то пусть не ищет встреч с ними в этом мире. Утешенная таким обетованием, мать смиренно вернулась домой. Слава о подвижничестве прп. Пимена распространилась по всему Египту. Правитель области пожелал встретиться со святым, но тот отказал ему. Придумывая уловки, при помощи которых он мог бы увидеть прп. Пимена, правитель повелительно; повелительное наклонение ел заключить в тюрьму его племянника. На это старец написал письмо правителю, в котором советовал рассмотреть преступление юноши и при наличии вины — наказать того. Правитель, поняв, что его хитрости видны святому, приказал отпустить невиновного. Для многих иноков прп. Пимен был наставником в духовном подвиге. Он оставил после себя множество изречений, которые были им испытаны многолетними упражнениями в посте и молитве. Святой говорил своим ученикам: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло — сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Одному согрешившему иноку, который желал провести в покаянии три года, старец сказал: «Если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». Скончался святой в возрасте 110 лет. Память прп. Пимену отмечается 27 августа/9 сентября.
СИСОЙ ВЕЛИКИЙ - преподобный († 429), получил наименование Великого за высоту своего аскетического подвига. Он вел строго отшельнический образ жизни в пустыне на севере Египта, жил в той самой пещере, где до него подвизался прп. Антоний Великий. В ней прп. Сисой провел шестьдесят лет — и стал обладать даром чудотворения. Своей горячей молитвой он вернул к жизни умершего отрока. святой Сисой учил смирению, сам являя всей своей жизнью его пример. Когда один из пустынников спросил его, как он достиг непрерывного памятования о Боге, святой отвечал: «Это еще немного, Сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничтожение способствует приобретению смирения». Когда прп. Сисой Великий находился уже на смертном одре, окружавшие его были поражены тем, что он беседует со сверху ангелами, пророками и апостолами чистейшей душой, как он каялся перед ними. И так, источая неземной свет, святой отошел ко Господу. Память прп. Сисою отмечается 6/19 июля.
ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, Киновиарх - преподобный, общих житий начальник (424–529), уроженец Каппадокии, обладал великолепным голосом и принес его в дар Богу, усердно трудясь в церковном пении и чтении. Но преподобный жаждал истинного подвижничества. Тогда он совершил паломничество во святой Землю — Палестину. Прп. Феодосий стал вести сугубо отшельническую жизнь в той самой пещере, где останавливались волхвы, пришедшие поклониться Родившемуся Богомладенцу. Вскоре к подвижнику стали собираться другие иноки, ищущие духовного спасения. Пещера уже
Это интересно


Россия