Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

утопия

Большой энциклопедический словарь

УТОПИЯ - (от греческий u - нет и topos - место, то есть место, которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos - место, то есть благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 век ).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

утопия - нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта по названию сочинения английского писателя 16 век Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

УТОПИЯ - греческий небывалая блаженная страна; все мечтательное, несбыточное, грезы о счастии.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

утопия - смотрите также мечта

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

УТОПИЯ - утопии, женский род (от греческий и - не и topos - место).
. . . 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия.
. . . 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.). Историк 18 век М. М. Щербаков написал утопию под названием "Путешествие в землю Офирскую". (От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе английское; слово английского происхождения писателя Томаса Мора (15 - 16 вв.).)

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Утопия - Уто́пия -- Уто́пия, -и (фантастическая страна) и уто́пия, -и (неосуществимая мечта; литовский жанр)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

утопия -
1. женский род
- - - 1) Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования.
- - - 2) Литературное произведение, рисующее такой идеальный общественный строй.
2. женский род Неосуществимая мечта; фантазия.

Cловарь философских терминов

УТОПИЯ АНТИУТОПИЯ - УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ (греч u — не, нет и topos — место, буквально—“место, к-рого не существует”). У.— модель определенного вымышленного, но опирающегося на нек-рые реальные социальные структуры об-ва как воплощения социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие “У.” приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно не обоснованного проекта (социального, технического и тому подобные ). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представлений о “золо-том веке” древне греческий поэта Гесиода (8—7 вв. до новое, ново- э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона (“Государство”), Августина (“Ограде божием”), итальянское; слово итальянского происхождения мыслителя 12 век Иоахима Флорского (“Комментарий к Апокалипсису”). Понятие “У.” ввел Мор. У., с одной стороны, отражает нек-рые особенности социального строя, ее порождающего. У. Платона представляла, по словам Маркса, “афинскую идеализацию египетского кастового строя...” (Т. 23. С. 379). В то же времи в рамках У. наличествует прямая или косвенная критика существующего об-ва, стремление исправить его недостатки путем реализации иных социально-политических идеалов. Во многом в русле У. развивался вплоть до середины 19 век социалистический идеал (Утопический социализм). После победы социалистической революции в России понятие “У.” подверглось переоценке. Появились тысяча наз. А. в виде “романов-предостережений” (“Мы” Е. И. Замятина, “1984 год” Дж. Оруэлла, “Этот прекрасный новый мир” О. Хаксли), сатирических притч, научной фантастики (романы А. Азимова, Р. Брэдбери и другие ). В А., как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. В ряде А. эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в совр. об-ве, с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей, против рационализированной технократической цивилизации. Т. обр., в рамках буржуазного сознания идея У. приходит к своему закономерному логическому самоотрицанию, хотя наряду с пессимистическими А. в нем существуют и мнимоопти-мистические. технократические У. В то же время У. может до известной степени осуществлять функцию прогнозирования общественных отношений в форме научно-фантастического романа.
Это интересно


Россия