Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

управление

Большой энциклопедический словарь

ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ - Главное, научно-административное учреждение в России. Основано в 1827 (до 1885 - Управление генерал-гидрографа) при Морском министерстве. Проводило гидрографические, метеорологические работы. С 1972 функции Гидрографического управления осуществляет Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР; с 1992 - Министерства обороны Российской Федерации.
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - управление на расстоянии объектами (аппаратами, машинами, техническими системами) посредством сигналов, передаваемых на каждый объект по индивидуальным линиям связи.
МИКРОПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - вид управления ЭВМ, при котором каждая команда выполняемой программы является обращением к тысяча новое, ново- микропрограмме - набору микрокоманд, определяющих выполнение элементарных машинных операций, в совокупности составляющих вычислительный процесс.
НАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО АЭРОНАВТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ КОСМИЧ - (НАСА), ведомство правительства США. Создано в 1958. Разрабатывает программы космических полетов, создания космических кораблей и тому подобные НАСА объединяет 10 научно-исследовательских центров, в тысяча число, числительное Космический центр имя Л. Джонсона (Хьюстон, шт. Техас), Центр Маршалла (Хантсвилл, шт. Алабама), Центр имя Дж. Кеннеди на мысе Канаверал (шт. Флорида).
ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - позволяет при заданных условиях (часто противоречивых) достичь поставленной цели наилучшим образом, например за минимальное время, с наибольшим экономическим эффектом, с максимальной точностью.
ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - управление режимом работы объекта по заранее заданной программе, например программное управление летательными аппаратами реализует требуемую траекторию их полета. Программное управление технологическим оборудованием и процессами охватывает управление движением машин, механизмов, транспортных средств и изменением физических и химических параметров технологического процесса (температуры, давления и тому подобные ).
УПРАВЛЕНИЕ - вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого слова ( например , глагол "желать" управляет винительным и дательным падежами: "желать счастья молодым").
УПРАВЛЕНИЕ - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.
УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - и разработок, специальное ведомство правительства США. Одна из крупнейших научных организаций страны (основана в 1946, до 1975 Комиссия по атомной энергии). 20 научно-исследовательских центров, в тысяча число, числительное Аргоннская национальная лаборатория, Лос-Аламосская научная лаборатория, Холифилдская национальная лаборатория, Сандийская лаборатория и другие
ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - (ЦРУ; Central Intelligence Agency - CIA), координирующий центр гражданской и военной разведки США. Создано в 1947.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

управление - В грамматике: подчинительная связь, пр которой грамматически главенствующее слово требует от грамматически зависимого имени постановки в каком-нибудь определенном падеже Сильное уезд. (при к-ром возникают об-ектные и нек-рые другие виды не определительных отношений). Слабое уезд. (при к-ром возникают разные виды определительных отношений).
» управление - управление крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение Центральное статистическое уезд.
» управление - управление деятельность органов власти Органы государственного управления. Местное уезд.
» управление - управление посмотрите также управлять
» управление - управление совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством которых управляется ход машины, механизма Рычаги управления.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

управление - смотрите также господство

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

УПРАВЛЕНИЕ - управления, средний род
. . . 1. только единственное число , чем. Действие по лаг. управлять в 1 и 2 значение Управление государством. Управление делами. Управление судном, самолетом. Управление войсками.
. . . 2. только единственное число , без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти. Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР. Конституция СССР. Органы управления. Разрешить вопрос в порядке управления ( то есть не в законодательном порядке). Организация гражданского воздушного флота. Центральное управление народнохозяйственного учета.
. . . 5. только единственное число Вид синтаксической зависимости, состоящей в том, что какое-нибудь слово (преимущ. глагол, предлог, существительное) требует после себя дополнения в какой-нибудь определенной форме (в том или ином падеже, в инфинитиве; грам.).
. . . 6. только единственное число Дирижирование (оркестром или хором; встречающееся в музыке; музыкальный термин ). Симфония исполнена под управлением автора.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Главное управление по борьбе с - Гла́вное управле́ние по борьбе́ с организо́ванной прест`упностью -- Гла́вное управле́ние по борьбе́ с организо́ванной прест`упностью
Государственное управление по - Госуда́рственное управле́ние по борьбе́ с организо́ванной прест`упностью -- Госуда́рственное управле́ние по борьбе́ с организо́ванной прест`упностью (ГУБ`ОП)
управление - управле́ние -- управле́ние, -я

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

управление -
1. средний род
- - - 1) Процесс действия по значение глагол : управлять (1*1,2).
- - - 2) Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти.
- - - 3) а) Административное учреждение или отдел учреждения, организации, руководящие какой-либо отраслью хозяйственной, научной, военной деятельности. б) разговорная форма Работники такого учреждения или отдела.
- - - 4) Система приборов, приспособлений, посредством которых управляют действием чего-либо (машины, механизма, какого-либо устройства).
- - - 5) То же, что: управляемость.
2. средний род Вид синтаксической связи, при которой одно слово - обычно глагол - обусловливает употребление другого слова - имени - в определенном падеже (в лингвистике).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - одна из форм местного самоуправления (см.) Древней Руси, являвшаяся одновременно и привилегией, и повинностью общин вершить уголовный суд и следить за безопасностью губного округа. Губное управление было установлено так называемыми губными грамотами, данными в 1539-1601 русскими царями по просьбе русских людей на местах. Эти грамоты содержали в себе постановления об учреждении губных выборных должностей, поимке и казни разбойников, о писании и подписывании протоколов, сыска и казни, о предупредительных мерах против лихих людей, об укрывательстве разбойников и попустительстве им, об имуществе казненных людей, также запрещение пользоваться губным правом для своих личных целей. По содержанию губные грамоты можно разделить на четыре группы. Из них самая старая и самая обширная содержит в себе пять грамот по Белоозеру, Каргополю, Бежецкому Верху и Вятке 1539–42. Отличительными чертами их являются постановления об отписке о выборах в Москву, о преследовании разбойников за рубежом губного округа и о хранении грамоты и о рассылке с нее копии. Ко второй группе относятся две грамоты по Соли Галицкой, Твери, Новому Торгу и Старице 1540–41, отличие которых состоит глагол обр. в постановлениях о надзоре за приезжими и проезжими людьми. Третью группу образуют грамоты белозерская 1549 и чарондская 1595; отличают их постановления о надзоре губных властей друг за другом относительно посулов и поминков, о преследовании разбойников за рубежом губного округа, о разграничении компетенции губных старост, как между собой, так и относительно наместников и волостелей, и о докладе. Четвертую группу образуют губные наказы 1571 и 1586-87 с постановлениями глагол обр. процессуального характера. Собственно говоря, губные грамоты даются лишь до 1542; позднее же 1542 встречаются лишь подтвердительные грамоты разным вотчинникам и губные наказы. Особняком стоят по своему содержанию грамоты 1586 и 1601. Из них первая молчит об укрывательстве и имуществе разбойников, зато говорит о тюрьмах и о присылке выборных в Москву, а также о надзоре за приезжими и проезжими людьми. Вторая же особенно замечательна постановлениями о выборах и финансовой компетенции губных целовальников по Владимиру, Юрьеву-Польскому, Суздалю и Нижнему Новгороду. Из всех упомянутых грамот только шесть относятся к посадам с уездами, остальные же к вотчинам монастырей. Основным лицом губного управления был избранный представителями всех сословий губной староста. Органом губного управления была губная изба. Ее составляли: 1) губные старосты и целовальники; 2) губные дьячки или подьячие, ведшие письменную часть; 3) сотские, пятидесятские и десятские, преследовавшие разбойников и татей и наблюдавшие за тем, чтоб не приезжали к кому-либо люди «необычные и незнаемые». К области губного же управления относятся: 1) тюремные сторожа и целовальники, надзиравшие за заключенными; 2) палачи, пытавшие и наказывавшие их; 3) биричи, обнародывавшие постановления правительства; 4) сторожа в губной избе. Губное управление служило в известном смысле противовесом власти воевод, назначаемых из центра. В XVII в. губные учреждения постепенно заменили собою все областное управление, причиняя населению не меньшие насилия, чем приказные власти. Правительство же, хотя и старалось помочь делу, но оно не вводило срочности и ответственности губных властей пред населением, а потому и все его меры в этом направлении были безуспешны. Курировал губное управление по татьным и разбойным делам Разбойный приказ. По делам же гражданского суда и управления сносились они с областными и финансовыми приказами. Воеводы сначала имели лишь право контроля и надзора над губными учреждениями, но потом стали вмешиваться и в губное управление. Вместе с тем губные старосты делаются товарищами воевод и, таким образом, власть их распространяется на все ветви управления и суда. В 1661 воеводское управление даже было отменено и все управление поручено старостам, но злоупотребления последних заставили правительство 1667–69 подчинить их сыщикам, а 1679 отменить губное управление и восстановить воеводское. С 1684 же опять эти две власти были объединены и так продолжали существовать до их отмены указом Петра I 10 марта 1702. О. П.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ - одна из форм деятельности государства, обеспечивающая претворение в жизнь установок верховной и местной власти. На Руси определяющим фактором государственного управления был Царь, находившийся в непосредственном общении с народом во всех областях исполнительной, законодательной и судебной власти. В качестве центральных управительных учреждений около Государя имелись «приказы», некое подобие министерств. Они в разное время носили разные названия, их компетенция не была, снашей точки зрения, правильно специализирована. Возникли они из того, что государи приказывали кому-нибудь из бояр ведать дела известной категории, причем начальнику, конечно, придавался штат служащих, и возникало целое учреждение — «приказ». Приказы, ведавшие ряд дел, иногда потом разделялись на несколько отдельных, иногда несколько приказов сливались в один. Каждый приказ имел свои средства; на его содержание приписывались города и окладные люди, с которых он и получал доходы. Начальниками приказов бывали и члены боярской думы, и особо назначенные лица, но все они вели дела с докладами государю и по его указаниям. Во многочисленных канцеляриях приказов было множество дьяков, которые иногда заведовали самими приказами, и подьячих трех «статей»: старших, средних и младших. Это был элемент чисто бюрократический, игравший огромную роль не только фактически («быть так, как пометил дьяк», гласила пословица), но иногда занимавший авторитетное положение и в самой боярской думе. На областное, местное, управление посылались воеводы, но кроме них существовали многочисленные общественные выборные власти. Компетенция воевод была сложна и обширна. Воевода, как представитель царя, должен был смотреть решительно за всем: «чтобы все государево было цело, чтобы везде были сторожа; беречь накрепко, чтобы в городе и уезде не было разбоя, воровства, убийства, бою, грабежа, корчемства, распутства; кто объявится в этих преступлениях, того брать и, по сыску, наказывать. Воевода судил и во всех гражданских делах». Воевода ведал вообще всеми отраслями ведения самого Государя, но власть его не безусловна, и он ее практиковал совместно с представителями общественного самоуправления. Вторым лицом после воеводы являлся губной староста, ведавший дела уголовные. Его выбирали дворяне и боярские дети. Иногда же он назначался свыше. Затем следовал земский головной староста — власть, выборная городским и уездным населением. При нем состояли выборные от уездных крестьян советники. Они составляли земскую избу. Дело земского старосты и советных его людей состояло в раскладке податей, выборе окладчиков и целовальников (целовавших крест). В дело распределения оклада воевода не мог вмешиваться, точно так же и в выборы, не мог сменять выборных лиц и вообще не имел права вступаться в «мирские дела». Кроме выборов, земская изба заведовала городским хозяйством, разверсткой земли и могла обсуждать вообще все нужды посадских уездных людей, доводя о чем считала нужным воеводе или же в Москву. Земский головной староста был представителем «мира» перед правительством, должен был защищать мир от воеводы. У крестьян уездных, кроме общей с городом земской избы, были и свои власти. Крестьяне выбирали своих общинных старост, «посыльщиков» (для сношений с воеводою и его приказными людьми), выбирали земского пристава «для государева дела и денежных сборов». Были волости, выбиравшие земских судей, целовальников (полицейские власти) и сотских. Приходы выбирали также священников и церковных дьячков, которые имели значение сельских писарей. По грамотам Ивана Грозного, монастырские крестьяне выбирали у себя приказчиков, старост, целовальников, сотских, пятидесятских, десятских, а для «губных дел» (уголовных) — губных приказчиков, губных целовальников и дьячков. Монастыри определяли свои отношения к крестьянам «уставными грамотами». По царскому судебнику, всякие правители, назначаемые в города и волости, не могли судить дел без общественных представителей: «на суде у них быть — дворскому и старосте, и лучшим людям». Закон в этом отношении не полагал различия между крестьянами вольными и владельческими. Наконец, по всем вообще делам — весь народ имел самое широкое право обращения к Государю. «Правительство, — замечает С. М. Соловьев, — не оставалось глухо к челобитиям. Просил какой-нибудь мир выборного чиновника вместо коронного — правительство охотно соглашалось. Бьют челом, чтобы городового приказчика (по нашему коменданта) отставить и выбрать нового миром: Государь велит выбирать и тысяча  д.» В общей сложности система управительных властей Московского государства отличалась множеством технических несовершенств, случайностью складыванья учреждений, отсутствием их специализации и тысяча  д. Но в этой системе управления было одно драгоценное качество: широкое допущение аристократического и народного элементов, пользование их общими силами, под верховенством царской власти, со всеобщим правом челобитья к царю. Это давало верховной власти широкое осведомление, сближало ее с жизнью всех сословий и во всех русских вселяло глубокое убеждение в реальности верховной власти, все направляющей и все устраивающей. Л. А. Тихомиров
ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - Церковная жизнь в Московской Руси была поставлена на правильные основания. Духовенство не было кастою, как впоследствии. Низшее приходское духовенство избиралось мирянами и пополнялось в значительной степени людьми непосредственно из народа. Монашество подбиралось из всех сословий, и в числе его членов видное место занимали люди из слоев княжеских и боярских. Церковная иерархия, первоначально имевшая несколько иноземный (греческий) состав, скоро сделалась вполне национальною. Она одинаково блещет именами аристократическими и людьми из массы народа. Таким образом, по составу своему священство и иерархия вполне составляли часть нации. Действия церковной власти были проникнуты духом соборности. Управительная власть Церкви — митрополиты, а потом патриархи имели огромное значение, и отдельные епископы находились у них в сильном подчинении. В этом отношении власть митрополитов едва ли уступала патриаршей. Но эта могущественная центральная власть Церкви действовала во всех важных случаях соборно. Соборы малые и большие происходили часто, по всем запросам церковной жизни. Уже в 1274 во Владимире происходил собор «по исправлению церковному» (при митр. Кирилле). От XIII в. имеется устав о способе избрания епископов. Согласно уставу, для этой цели митрополит должен созвать всех епископов, а от неявившихся получить записи на согласие с решением собора. Засим собор избирает трех кандидатов, из числа коих уже митрополит постановляет одного, кого сочтет лучшим. Соборно совершались все важнейшие дела. Так, при Василии II был собор для изгнания митрополита Исидора, принявшего Флорентийскую унию. Собором постановлено самостоятельное избрание русских митропо литовский, литовское; литовского происхождения В 1401 митр, Киприан собрал собор в Москве для отрешения двух епископов. В 1498 и 1504 созывались соборы по поводу борьбы с «жидовской ересью». В 1551 состоялся знаменитый Стоглавый собор, в 1554 — собор по поводу ереси Башкина. Вообще по поводу ересей они возникали нередко (как в 1582 и 1698), но собирались и по поводу всяких других церковных дел. Так было в 1580 и 1573, а засим — собор об исправлении книг, в 1621 — о крещении латинян, в 1656 — о крестном знамении, в 1660 и 1666 — по делу патриарха Никона. Соборы происходили до самого конца XVII в. (1684–98), и был даже один в XVIII. Огромное значение Соборов, как церковной власти, видно уже из их столкновений с высшими властями иерархии и государства. Так, например, ересь жидовствующих в свое время казалась необоримою. Ее усвоил даже сам митрополит Зосима, она имела видных членов при дворе и уже успела окружить великого князя сетью таких влияний, что он был против всякой борьбы с еретиками. Но соборы 1498 и 1504 справились со всеми противодействиями. Митр. Зосима принужден был отречься от своего сана, а придворные сторонники ереси потерпели жестокую казнь. Конечно, православный дух не может одобрить этих казней, но я указываю лишь на огромную силу соборов. Она очень наглядно показала себя и при Михаиле Феодоровиче, когда собор созван был в связи с вопросом о том, требуется ли перекрещивать жениха царевны Ирины Михайловны, королевича Вальдемара. Царь крайне желал этого брака по причинам и личным, и политическим. Королевич же Вальдемар никак не хотел принять перекрещивания, которого требовали православные. При дворе была партия, убеждавшая царя в том, что нет необходимости крещения, так как оно у латинян вполне действительно. Но собор решил иначе, и царь счел необходимым покориться, как ни тяжко было ему отказаться от Вальдемара. Вообще соборы представляли вполне реально высшую церковную власть, и государственная власть искренне это признавала, сама обращаясь к соборам при всяких недоразумениях. Управительная власть Церкви, митрополиты и патриархи — пользуясь огромною силою, находились в самом тесном союзе с царской властью. Трудно подвести итог той пользы, которую это давало верховной власти. Митрополиты издревле старались прекращать удельные распри. В 1270 митр. Кирилл писал ссорящимся князьям: «Мне поручил Бог архиепископию в Русской земле, а вам должно слушать Бога и меня. Не проливайте крови». И распря была действительно прекращена. Когда Борис отнял Нижний Новгород у Димитрия Суздальского, митр. Алексей послал в Нижний прп. Сергия уговорить князя возвратить похищенное, и Борис смирился. Митрополиты, как известно, особенно поддерживали московского князя и старались все русские области стянуть к Москве; они же всячески поощряли московских великих князей к свержению татарского ига. «Случаев, когда митрополиты являлись советниками и помощниками великого князя, было очень много, — говорит проф. А. П. Доброклонский. Митр. Алексей, которому поручено было умирающим князь Симеоном руководительство юными его братьями, был главным руководителем Ивана Ивановича, а потом Дмитрия Ивановича, в малолетстве же его он стоял во главе боярской думы. Митр. Даниил при Василии Ивановиче пользовался его неизменным расположением». Митр. Макарий при Иване Васильевиче Грозном имел большое влияние на государственную жизнь и на самого царя. К нему прибегал царь, когда нужно было защитить Воронцова от Шуйских. У Макария же царь спрашивал совета по поводу вступления своего в брак. Перед ним дал обет исправиться после пожара 1547. Отправляясь в поход против Казани, он просил благословения у Макария и в походе поддерживал с ним переписку. На время удаления из Москвы царь оставлял государство и семью на попечение митрополита. Зная силу митрополита у царя, литовские послы обращались неоднократно к его посредничеству и тысяча  д. Без сомнения, со своей стороны царь имел огромное влияние на дела церковные, но это нельзя рассматривать как явление ненормальное. Напротив: идея союза между государством и церковью естественно требует не какого-либо одностороннего, но взаимного влияния. Особенно это относится к царской власти, так как царь является представителем мирян при высшем церковном управлении, в котором миряне имеют свою совершенно законную необходимую долю. Правда, у нас бывали случаи насильственного сведения митрополитов и их заточения. Но и это совершенно понятно при борьбе партий, если митрополиты, по необходимости или по неосторожности и властолюбию, в нее вмешиваются. Что касается случаев, вроде столкновения Ивана Грозного с митр. Филиппом, то это со стороны царя было не проявлением нормального положения, а актом деспотизма. Но уже одна твердость митрополита в обличении царя показывает, как глубоко сознавалось право церковной власти на обличение государственной власти и на печалование о нуждающихся и обиженных. Патриархат, увеличивая блеск Церкви, мало изменил положение дел. Прежде сложившиеся отношения между церковью и государством не прерывались во весь патриарший период. Они выражались во взаимном влиянии: государственная жизнь отражалась на церковной, гражданская власть принимала участие в делах Церкви, подобным же образом и церковная власть имела значение в жизни государственной. Сферы действия не были разграничены со всей точностью. От этого в одно время государственная власть больше, в другое время меньше вмешивалась в дела Церкви; точно так же была в разное время неодинакова деятельность, какую церковная власть проявляла на политическом поприще. Иногда роль церковной власти вырастала до чрезвычайности. Так было при Гермогене, когда патриарх стал единственным представителем нации. Так было при Филарете Никитиче. Так было некоторое время при Никоне. Эти отдельные случаи обусловливались обстоятельствами и личными качествами представителей государственной и церковной власти. Но в общей сложности отношения были самые тесные, проникнутые сознанием обоюдной необходимости и внутренней дополняемости. Сверх того, отношения царя с митрополитами и патриархами были непосредственными, без всяких «средостений». Голос Церкви и ее иерархии составлял также непременную принадлежность царского совещания с боярами и земскими соборами, а право церковной власти на «печалование» о всех обиженных и угнетенных давало новые связи государя со всем народом. Л. А. Тихомиров

Финансовый энциклопедический словарь

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - по законодательству РФ имущество, закрепленное собственником за государственными или иными учреждениями, финансируемыми за счет собственника, находятся в оперативном управлении указанных учреждений, которые в пределах, установленных законом, осуществляют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Собственник закрепленного за учреждением имущества имеет право изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательством.

Большой юридический словарь

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ - (судебная санация) - 1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему (ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998г.); 2) особый случай В.у. предусматривает ст. 57 ГК РФ, согласно которой внешний управляющий может быть назначен судом для принудительной реорганизации юридического лица (если решение о реорганизации, вынесенное уполномоченным государственным органом, не выполняется).
ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - местное самоуправление в Московском государстве, ведавшее уголовной полицией и судом по важнейшим уголовным делам, возникшее в 30-х гг. XVI век Во главе Г. у стоял губной староста (если губа была значительных размеров, то два или несколько), избиравшийся всеми сословиями населения, но обязательно из дворян или детей боярских. Губной староста получал утверждение из Москвы. Окончательно Г. уезд. было отменено в 1702г.
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ - смотрите также Договор доверительного управления имуществом.
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - управление делами главным образом местного значения, осуществляемое органами и должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими государственными органами и подотчетными последним ( например , комиссарами Республики во Франции, префектами административных округов в Москве) либо исполнительными органами, избираемыми непосредственно населением (мэрами, исполнительными комитетами, старостами). Если мэр избирается муниципальным советом (а не гражданами) и находится под его непосредственным контролем, он становится частью местного самоуправления, а не М.у.
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - смотрите также Право оперативного управления.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ - совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменениям условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. К таким мероприятиям относятся рефинансирование, конверсия займа, консолидация, аннулирование и унифицирование займов.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

автоматическое управление - совокупность действий, осуществляемых без непосредственного участия человека и направленных на поддержание и (или) улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с заданной целью; применяется в различных технических и биотехнических системах (приборах, аппаратах, протезах и прочее ), используемых в медицине.
аптечное управление - (син. аптекоуправление) - орган управления аптечным делом в республике, крае, области, иногда городе.
биоэлектрическое управление - вариант биоуправления, при котором в качестве управляющих сигналов используются биопотенциалы.
управление - в кибернетике - целенаправленный процесс, призванный обеспечить функционирование управляемого объекта в соответствии с заданным критерием; аналогичные принципы заложены в процессы регуляции физиологических функций организма.
управление больничной базы (УББ) - орган управления в системе медицинской службы Гражданской обороны, предназначенный для руководства больничными коллекторами и отдельными учреждениями и формированиями, входящими в состав больничной базы.
управление головного полевого эвакопункта с эвакоприемником - (истор.; УГПЭП) - лечебно-эвакуационное учреждение периода 1942-1945 гг., созданное путем объединения головного отделения полевого эвакуационного пункта с эвакоприемником.
управление госпитальной базы (УГБ) - орган управления в составе военно-медицинской службы, осуществляющий руководство лечебно-эвакуационной деятельностью госпиталей и других частей и учреждений госпитальной базы.

Cловарь философских терминов

УПРАВЛЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем (биологических,технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное У.— целенаправленное воздействие на об-во для упорядочения,, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой об-ва, общественным характером труда, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности. У. как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой-то цели. Осн. этапы процесса У.: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление на этой основе цели (целеполагание); выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. На практике наблюдаются два типа социального У.: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на об-во происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи и тому подобные ), второе предполагает наличие специальных органов У., действующих по заданной программе. Из социального У. как особые его отрасли выделяются У. государственное, У. производством, У. в технике и другие Новые проблемы, связанные с совершенствованием У. при социализме, возникли в связи с осуществлением в нашей стране радикальных реформ во всех сферах общественной жизни.
Это интересно


Россия