Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях
|
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
страдаСловарь русского языка С. И. Ожеговастрада - напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая Деревенская имя существительное или село, селение Боевая имя существительное или село, селение ( в переносном значении : о напряженных боевых действиях).страдалец - человек, который много страдал, страдает страдальческий - посмотрите также страдалец » страдальческий - страдальческий полный страданий, выражающий страдание Страдальческая жизнь. Страдальческое лицо. страдание - физическая или нравственная боль, мучение Испытывать страдания. Умереть в страданиях. » страдание - страдание частушка на любовную тему страдательный - подвергающийся чему-нибудь (неприятному), пассивно испытывающий что-нибудь Он в этом деле лицо страдательное. страдательного залога . страдать - испытывать страдание С. от боли. С. от любви. » страдать - страдать подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь С. за правду. Посевы страдают от сорняков. » страдать - страдать Colloq быть плохим, не на должном уровне Аргументация страдает одностронностью. » страдать - страдать сочувствуя, болезненно переживать чье-нибудь горе, неудачу С. за больного друга. » страдать - страдать иметь какую-нибудь болезнь С. головными болями. С. самомнением ( в переносном значении ). "Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальСТРАДАТЬ - страдаю и стражду; биться, бороться, бедовать, мучиться, маяться;» СТРАДАТЬ - терпеть боль; » СТРАДАТЬ - скорбеть, тосковать, болеть душою, нравствено; » СТРАДАТЬ - терпеть убытки, терять, лишаться чего; » СТРАДАТЬ - приходить в упадок, быть под гнетом. Она страдает головными болями, зубами, ломотой. Стражду по страждущим, сострадаю. Страдать от засухи, от неурожая. Торговля наша страдает от плохих дорог. Русь год за год страдает от пожаров, это родной бич наш. Страдать по ком, скучать, тужить. Страдать за что, нести кару за вину, или гоненье за правду. Рад страдать за веру, за Русь, за царя. Христос страдал, и нам велел. Одно сердце страдает, другое не знает. » СТРАДАТЬ - Страдать? псковское блажить, дурить, шалить? » СТРАДАТЬ - Страдать, сев. страдовать сев. восточный страдить старый, старая форма имени усильно трудиться, работать, сев. робить, южное, южный робить, собственно; собственный, собственное (имя) о летних полевых работах: жать и косить. Страда страдити, старый, старая форма имени , а ныне: страда и страду страдовать и страдать, работать в поле, спешно сымать и убирать хлеб и сено. Имам 22 лета стражда дело господей своцх без покоя, Пролог делая, работая, трудясь. » СТРАДАТЬ - Страдовать, владимирское отходить, умирать, кончаться, лежать в агонии, в страде. Выстрадал небесное царство. Дострадаем, так загуляем. Застрадалась бедняга зубами, исстрадалась совсем, настрадалась. Обстрадаешься обтерпишься. Отстрадовали, хлеб у бранно, бранное, ругательное слово Пострадаем, Бога ради. Все перестрадали. Роженица всю ночь прострадала. Страдать всюду заключает в себе понятие о терпении и труде. Страданье средний род состояние и действие, действительное по глагол » СТРАДАТЬ - Самое чувство страдающего, мука, мученье. Я же вас за все сии храбрые страдания благодарю и похваляю, говорится, говорят Грозный, о взятии Казани. » СТРАДАТЬ - грамматич. состоянье предмета под действием другого, противоположное, в противоположном значении действие. Страда женский род тяжелая, ломовая работа, натужные труды и всякого рода лишенья; летние работы земледельца, особ. шесть недель жнитва и косьбы, уборка хлеба и покос; » СТРАДАТЬ - самая пора эта. Два года монастырские страды не страдити, старый, старая форма имени Ныне страда бедовая, яровое с озимым столкнулось. Нанимашеся на дневную страду, Пролог на полевую работу. Женка с дочерью, тем страды по гривне на лето, старый, старая форма имени платы за страду. Одна пора: страда! » СТРАДАТЬ - Страда, восточный агония, предсмертное боренье, умиранье, кончина, отход. Страдьба, труд, работа, сев. робленье; » СТРАДАТЬ - мука, мученье, майка, маета. От многой страдьбы изнемог, от тяжкой работы. Страдуха псковское страда, уборка хлеба. Страдатель ница, страдалец лица, о страждет, страдает, терпит муку, гнет, боль, телесно или душевно; » СТРАДАТЬ - мученик, подвижник, много претерпевший, Царь Грозный, за взятие Казани, восхваляем был страдальцем тельный, страдающий глагол, грамматич. означающий состоянье, на которое обращено действие ность, состояние по имя прилагательное Страдальный, ко страданью относящий,с мучительный, мученичий; льческий, страдальцам свойственый, приличный ческая жизнь, смерть чество, страдательство, состоянье, быт страдальца; мученичество; чествовать, быть страдальцем, особ. за веру, как было в пору гонений. Страдний, страдный, страдовой, ко страде относящийся. Страдная пора. Страдной казак, новгородское батрак, нанятый на страду. Страдная земля, старый, старая форма имени пахотная. Страдник м ница женский род страдаль архангельское; архангельская губерния, архангельский говор существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное батрак, работник, особ. на летнее время, с мая по октябрь. » СТРАДАТЬ - Страдник, старый, старая форма имени мужик, рабочий крестьянин. И не вступатися мне в тыя земли, ни в страдников чернецких, монастырских крестьян. Князь Трубецкой лаял и позорил, и называл страдником, Разрядная книга Страдник божий, западный оборотень, обращенный за грехи ников ницын, что лично их ничий, к ним относящийся. Велел их страдничьи вины отдати, простить недоимки. Страдущий псковское шальной, блажной, малоумный. Страдомый старый, старая форма имени и псковское рабочий; о земле, пахотная. Страдомая пора, сев. страдная. Страдомые земли. Страдолюбный бивый, работящий, трудолюбивый. Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )страда - смотрите также работаСтрадалец - (велико)мученик, страстотерпец. См. несчастный страдание - смотрите также болезнь || осушить чашу страданий Страдать - биться, бедовать, бедствовать, маяться, мучиться, томиться, изнывать; пострадать, потерпеть (понести) убыток. Нести вериги. <Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть моим учеником>. Лука 14, 27. Ср. <Терпеть>. См. болеть, терпеть Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаСТРАДА - страды-страды, множественное число страды, женский род. . . 1. Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба. В полном разгаре страда деревенская. Некрасов . . . . 2. в переносном значении Тяжкий труд, борьба ( слово книжное ). Вся жизнь крестьянина есть сплошная страда. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . СТРАДАЛЕЦ - страдальца, малый или мужской род ( слово книжное ). Человек, испытавший много страданий, переживающий мучения физические или душевные. Сохранилася могила, где двух страдальцев прах почил. Пушкин . Страдалец за идею. СТРАДАЛИЦА - страдалицы ( слово книжное ). Женск. к страдалец. СТРАДАЛЬНЫЙ - страдальная, страдальное ( риторическое ). Страдальческий. Как мой путь страдальный сладок. Блок. СТРАДАЛЬЧЕСКИЙ - страдальческая, страдальческое ( слово книжное ). Испытывающий страдания, наполненный страданиями, полный страданий. Не раздирай страдальческую грудь. Рылеев. Пускай страдальческую жизнь волнуют страсти роковые. Тютчев . || Выражающий страдание. Страдальческий вид. Страдальческое лицо. || Свойственный страдающему человеку. Страдальческое выражение лица. СТРАДАНИЕ - страдания, средний род Мучение, боль физическая или душевная. Физическое страдание. Нравственное страдание. Трое суток ужасных страданий и смерть. Л. Толстой . Твоя краса, твои страданья исчезли в урне гробовой. Пушкин . Избыток слез и жгучего страданья отрадней мертвой тишины. Некрасов . страданий - в сей быстрый миг не проч итальянское; слово итальянского происхождения Пушкин. Душа моя в немом страданье вся задрожит. Лермонтов. . . . 4. в значение имя существительное немой, немого, малый или мужской род , немая, немой, женский род Немой человек. . . . Немая карта - учебная карта, на к-рой не обозначены географические названия. Немая азбука - условные знаки пальцами, при помощи к-рых объясняются немые. Великий немой ( слово книжное риторическое ) - кинематограф (до изобретения звукового кино). Нем, как рыба или нем, как могила - о человеке, к-рый способен упорно молчать, не выдавать тайны. Молодой человек, конечно, поклялся, что будет нем, как рыба. Станюкович. СТРАДАТЕЛЬНОСТЬ - страдательности, множественное число нет, женский род (грам.). Отвлеч. имя существительное к страдательный во 2 значение Категория страдательности в глаголе. СТРАДАТЕЛЬНЫЙ - страдательная, страдательное. . . . 1. Подвергающийся чему-нибудь неприятному ( слово книжное ). Он всегда был страдательным лицом. Очутиться в страдательном положении. . . . 2. Прил., по значение связанное с обозначением глагольной формы, выражающей, что субъект речи подвергается действию со стороны объекта, например дом строится плотником, дом выстроен плотником; то же, что пассивный в 4 значение (грам.). Страдательный залог. Страдательный оборот. Страдательная форма глагола. Глагол в страдательном значении. СТРАДАТЬ - страдаю, страдаешь, и ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ) стражду, страждешь, совершенная форма . . . 1. от че и без доп. Мучиться, испытывать страдания, тяжелые, неприятные ощущения от боли (физической или душевной). Страдать от зубной боли. Страдать от любви. Страдать телом. Страдать душою от чего-нибудь Ты грустна, ты страдаешь душою. Некрасов . Всю ночь я страдал невыносимо. Л. Толстой . От лишних прихотей своих почти всегда мы страждем, други! Баратынский . Самолюбие Его страдало. Гончаров . Страдать по своей вине. 2. за кого-что. Болезненно сочувствовать чьему-нибудь горю, тяжелому головными болями. Страдать падучею болезнью. Страдать запоем. Как и все старые люди вообще, графиня страдала бессонницею. Пушкин . || в переносном значении Обладать, отличаться чем-нибудь (каким-нибудь отрицательным свойством, качеством). Страдать разными недостатками. Страдать пороком. Его отзыв страдает пристрастием. Город страдает недостатком зелени. . . . 4. (сов. пострадать) от чего. Терпеть ущерб, урон. Город страдает от наводнений. Если б не страдали нравы, я балы б до сих пор любил. Пушкин . От всего этого страдали торговля и ремесла. А.Н. Толстой . И страждут озими от бешеной забавы. Пушкин . || от чего и за кого-что. Подвергаться чему-нибудь, приносящему страдания. Страдать за правду. Страдать по своей вине. . . . 5. без доп. быть плохим, несовершенным, быть не на высоте, быть в упадке. В Римской империи сильно страдала нравственность. У этого ученика страдает грамотность. . . . 6. по ком-чем и по кому-чему. Скучать, томиться без кого-чего-нибудь ( разговорная форма ). Я страдаю по нему. Страдать по родителям. Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)страда - страда́ -- страда́, -`ы, множественное число стра́ды, страдстрадалец - страда́лец -- страда́лец, -льца, тв. -льцем, родительный падеж или река множественное число -льцев страдалица - страда́лица -- страда́лица, -ы, тв. -ей страдальческий - страда́льческий -- страда́льческий страдание - страда́ние -- страда́ние, -я страдательность - страда́тельность -- страда́тельность, -и страдательный - страда́тельный -- страда́тельный страдать - страда́ть -- страда́ть, -а́ю, -а́ет и ( устаревший, устаревшая форма слово книжное ) стра́жду, стра́ждет страдающий - страда́ющий -- страда́ющий Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойстрада - женский род- - - 1) а) Напряженная летняя работа во время косьбы, жатвы и уборки хлеба. б) Период такой работы. - - - 2) а) в переносном значении Тяжелый, напряженный труд. б) Период такого труда. - - - 3) народный - поэтично, в языке поэтов Страдание, мучение. страдалец - малый или мужской род Тот, кто испытывает или испытал много страданий, мучений; мученик. страдалица - женский род Женск. к имя существительное : страдалец. страдальный - прилагательное устаревший, устаревшая форма То же, что: страдальческий. страдальчески - наречие - - - 1) Испытывая страдание. - - - 2) Выражая страдание. страдальческий - прилагательное - - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : страдалец, страдание (1*), связанный с ними. - - - 2) Свойственный страданию (1*), характерный для него. - - - 3) а) Испытывающий страдания (1*). б) Выражающий страдание. страдальчество - средний род устаревший, устаревшая форма Состояние того, кто страдает. страдание - 1. средний род - - - 1) Физическая или нравственная мука, боль; мучение. - - - 2) Проявление, выражение мучительных ощущений, переживаний. 2. средний род Особый вид частушек любовной тематики. страдатель - малый или мужской род устаревший, устаревшая форма То же, что: страдалец. страдательно - наречие устаревший, устаревшая форма Соотносится по значение с прилагательное : страдательный (2*). страдательность - 1. женский род Выражение в глагольной форме состояния лица или предмета, испытывающего на себе чье-либо воздействие (в лингвистике). 2. женский род устаревший, устаревшая форма Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : страдательный (2*). страдательный - 1. прилагательное Связанный с обозначением в глагольной форме состояния лица или предмета, испытывающего на себе чье-либо воздействие (в лингвистике). 2. прилагательное устаревший, устаревшая форма Подвергающийся чему-либо неприятному, тяжелому. страдать - совершенная форма непереходные - - - 1) а) Испытывать физические или нравственные страдания; мучиться. б) Испытывать лишения, затруднения, неудобства. - - - 2) разговорная форма Тосковать, томиться без кого-либо, чего-либо, по кому-либо, чему-либо - - - 3) а) разговорная форма Иметь какую-либо болезнь, испытывать недомогание. б) в переносном значении Иметь какой-либо недостаток, отличаться каким-либо отрицательным свойством. - - - 4) в переносном значении разговорная форма Терпеть ущерб, урон. - - - 5) разговорная форма Быть несовершенным, не на должном уровне. страдающе - наречие Соотносится по значение с прилагательное : страдающий. страдающий - прилагательное Выражающий страдание; страдальческий. Энциклопедический словарь "Святая Русь"СТРАДА - тяжелая летняя работа земледельца, главную часть которой составляла жатва — сбор с нивы хлебов. Рожь в средней полосе Европейской России начинали жать обычно около Ильина дня (20 июля ст. ст.). Несколько позже сеяли озимые. Так, в Тульской провинции в 1760–е лучший срок сева озимой ржи определяли около 1 августа, второй срок — 6 августа. Считалось, что хороший хозяин хоть десятинку, хоть две, но непременно посеет до Преображения (т. е. до 6 августа). Но был и третий срок — около 15 августа. Их так и определяли — ранний, средний и поздний сроки сева озимых. Близкие сроки были и за Уралом. В Енисейском уезде и северной части Ачинского 1 августа сеяли озимую рожь; в южных частях этих уездов и в соседнем Канском с этого числа начинали жать, а сев мог пройти и раньше. В Красноярском уезде сеяли озимь после 20 июля. С 6 августа старого стиля жатва в этой части Сибири становилась почти повсеместной. В рамках выработанных сроков происходили определенные колебания, вызванные разными возможностями отдельных крестьянских хозяйств, а отчасти и тем, что крестьяне по-разному оценивали, какого роста должны достигнуть к началу морозов всходы озими. Семьи многочисленные и зажиточные за счет большого числа работников справлялись с одновременным исполнением различных видов летних работ. Одиночки, малосемейные и бедняки вынуждены были распределять их во времени. Для соотношения сроков жатвы и сева озимых имело значение также наличие семян: если были резервы из прошлогоднего урожая, то можно было засеять озимые до начала уборки. Каждый крестьянин в своем хозяйстве был одновременно и агрономом, и экономистом, — наблюдения за вызреванием он должен был увязать с хозяйственными возможностями семьи. «С первого же Спасу (1 августа), а то и пораньше, озими сеют и боронят, — рассказывала крестьянка Тулуновской вол. Нижнеудинского уезд. Виноградова. — Разе у кого хлеб есть, да работников много — ну те после Бориса-Глеба сеют (т. е. имеют возможность сочетать сев озимых с сенокосом в конце июля и, кроме того, имеют зерно на семена до начала жатвы). Одне стараютца посеять озимые так, чтобы она (озимь) до снегу из краски вышла. Она, как только вырастает с вершок, с полтора, красна бывает, а после, как станет подрастать, краску теряет и начинает разнеживатца. Другие стараютца угадать, чтобы озимь успела до снегу разгнездиться». Сочетание двух этих признаков считалось верной гарантией хорошего урожая озимых — «хлеб уйдет от мороза». Ю. А. Гагемейстер, основываясь на местных материалах Енисейского округа сер. XIX в., так излагал представления крестьян: «Как скоро покажется отверстие в зерне и оболочка его покраснеет, то уже иней не повредит зерна». На сроки жатвы оказывала влияние и степень обеспеченности хозяйства работниками. Одиночки и малосемейные жали сначала озимую рожь, потом, около Успенья (15/28 августа), принимались за уборку яровых; большие семьи и те, в которых нанимали работников, нередко жали все хлеба одновременно, если, конечно, созревание их позволяло. Существенно различались сроки жатвы северной и южной хлебопахотных полос. Так, в южных уездах Тобольской губерния жатва начиналась с 20 июля, а в северных — с середины августа. В сроках уборки яровых существовала обычно своя последовательность: сначала жали рожь, потом — ячмень, позднее — пшеницу. Но определенное давление оказывал рынок: случалось, что оставляли недожатым ячмень, чтобы успеть убрать вовремя более дорогую пшеницу. Простая на первый взгляд техника уборки хлеба, включала немало приемов, учитывавших особенности данного злака, стадию его вызревания в конкретном случае, погоду во время жатвы. Убирали зерновые культуры серпами и косами. Жали или косили в зависимости от того, какой вырос хлеб. И в этом надо было уметь разобраться. Если рожь выросла высокой и густой, либо полегла от дождей и ветров или тяжести зерен, либо опутана вьющимися травами — во всех этих случаях предпочитали серп. Не очень густую и невысокую рожь косили «под крюк», то есть такою косою, на древко которой приделаны зубья или грабли, чтобы скошенная рожь не перепутывалась и одновременно с косьбою сгребалась в рядки. Выбор между косой и серпом зависел еще и от степени влажности зерна — утреннее зерно от косы не осыпалось, а подсохшее можно было уже только жать серпом; подобное же различие делалось между перезрелым и недозрелым хлебом. Таким образом, косу и серп один и тот же человек мог менять в течение дня в зависимости от погоды, времени дня и участка поля. Меняли также и виды кос. Наряду с крюком применяли литовку и горбушу. «Утром, покамест сыровато, зерно не сыплетца — ярово на крюк крючуют, потом, как подсохнет, жнут», — объясняла крестьянка. Так же поступали с пшеницей и ячменем — жали или косили в зависимости от того, какими они выросли. Овес почти всегда косили, но и здесь бывали исключения. При дождливом лете на хорошей почве овес вырастал высоким и густым, тогда его жали. Горох нередко косили простыми косами, без «крюков». Гречу убирали преимущественно крюками. Выбор лучшего варианта продолжался и в самой жатве: если рожь полностью созрела и чиста, то есть нет сорняков, то ее, сжатую, сразу же связывали в снопы; если же много было травы, то жали «на горсти» — складывали кучками («горстями»), чтобы трава засохла на солнце, потом уже вязали снопы. Не было рутины и в крестьянских способах кладки, сушки, хранения хлеба. На юге (южнее Калуги), где можно было рассчитывать высушить колосья прямо в поле, сжатые горсти и снопы долго лежали не увязанными, а когда укладывали связанные снопы в крестцы и копны, обращали их колосьями наружу. В северных районах с большой влажностью (Вологодчина, например) снопы вязали сразу же и в скирды укладывали колосьями внутрь. В таких районах хлеб досушивали в овинах. Русская деревня знала овины нескольких типов. Простейшие из них состояли из дощатых колосников, на которых укладывали снопы; огонь раскладывали прямо на земляном полу в середине овина. Другие овины делали с глинобитной печью и топили ее сухостойным лесом или соломою. Делались в овинах и добротные кирпичные печи со сводом, косыми продушинами и закрывающейся трубой, которые исключали попадание искр в снопы. В Олонецкой губерния , например, делалось строение из двух частей: одна часть — с потолком, полом и печью для просушки хлеба — называлась ригач; другая — без потолка, но с очень плотным полом — служила для молотьбы и называлась гумно, или овин. Одновременно с завершением жатвы зерновых начинали уборку овощей. Хорошо просушенные овощи — морковь, свеклу, редьку, репу, картофель и другие — складывали поленницами и кучами в обширные погребные ямы. Огурцы, арбузы и даже дыни — солили. Часть овощей старались убрать уже в конце августа, особенно те, которые закладывали в подполье под картошку. Считалось, что после Ивана Постного (29 августа) можно начинать копать картошку, а к середине сентября копку картошки, как правило, заканчивали и начинали рубить капусту. Крестьяне владели разнообразными способами заготовки овощей на зиму. Помимо сухого хранения в погребах, амбарах и ямах, применялись соление, малосольная обработка и квашение капусты рубленой и пластовой, соление огурцов, лука, квашение свеклы и прочее К числу поздних осенних работ относились уборка и первичная обработка технических культур — льна и конопли. «Рвать коноплю» обычно начинали в конце сентября — начале октября. Снопы конопли, погруженные для вымачивания в озеро, например, 4 октября, вынимали из воды 1 ноября; «мяли» коноплю после просушивания в ноябре. Крестьяне знали, что промедление в сроках уборки конопли грозило потерей масличной части ее продукции (прядильное сырье сохранялось и в случае наступления морозов и выпадения снега). Но другие осенние работы не всегда позволяли убирать технические культуры в точно выбранный срок. Во всех делах, связанных с жатвой и уборкой, сама атмосфера дружных совместных усилий воспитывала добросовестное отношение к работе. «...Находясь в ленских деревнях в самый разгар жнитва, — писал А. П. Щапов, — я не только во всех речах, но и во всех неустанно-деятельных хлопотах, и в самих лицах крестьян замечал полнейшую, в высшей степени серьезную, вседушевную озабоченность полевыми работами». Щапов, как и другие наблюдатели, отмечает дружный и умелый труд способных к работе людей всех поколений крестьянской семьи в страдную пору. Начало и конец жатвы у русских повсеместно сопровождались молитвами и благочестивыми обычаями. Общины принимали решения о приглашении священника для совершения водосвятного молебна в поле. Служили перед иконами. Срок начала жатвы и характер зажина определялись также на сходке. Жать по найму в соседней деревне можно было и до установленного общиной срока, но начать жатву своей полосы нельзя было до общего зажина. Для начала жатвы на сходке назначали определенный вечер, но без указания часа, так как зажин окружали обычно некоторой таинственностью: никто не должен был видеть, как это произойдет. Совершить зажин должна была выбранная общиной женщина. Чаще всего выбор падал на старушку вдову, известную своей тихой и безупречно нравственной жизнью. К ней направляли представителей — просить от мира. Старушка должна была, по традиции, отвечать им неопределенно: «Добрые люди найдутся — зажнут». В самый вечер зажина никто не работал. В деревне возникала напряженная и торжественная обстановка ожидания важного события. Избранная на сходе женщина зажигала у себя в избе свечу перед иконами и, положив несколько земных поклонов, отправлялась жать. Пробиралась к своей полосе, стараясь остаться незамеченной. В поле она повторяла земные поклоны (в древний варианте — молилась «во все четыре стороны») и, сжав три снопа, складывала их крестообразно друг на друга. Вернувшись домой, жница молилась и гасила свечу. После этого по деревне распространялось известие о том, что зажин, слава Богу, состоялся. На следующее утро жницы со всех дворов шли на жатву. Сходка могла выбрать по жребию целое семейство для «почина жнитва» (Владимирская губерния ). Могла принять решение и об ином способе зажина — совместном. Это делалось в том случае, если, по мнению мира, в деревне не было подходящей вдовы. Тогда жницы от всех хозяйств выходили в поле одновременно, выжинали каждая на своей полосе по три снопа и складывали их крестообразно. В другом варианте совместный зажин совершали на общинном участке, предназначенном на коллективные нужды. После общей молитвы староста или выборный жал первую горсть, потом «точно по команде, все преклоняются до земли жать; через час-два десятина выжата, зажин сделан» (Московская губерния ). М. М. ГромыкоСТРАДАНИЕ - чувство муки, мучение, ощущение беды, боли, скорби, тоски, болеть душой нравственно (В. И. Даль). В представлении человека Святой Руси страдание — возвышенное чувство, приближающее его к Богу. Такое отношение к страданию красной нитью проходит через всю жизнь русского народа. «Страдание, — писал Ф. М. Достоевский, — это и есть жизнь. Без страдания какое бы было в ней удовольствие!» Человек начинается там, где, радостный вокруг себя, он внутри принимает страдания (М. М. Пришвин). Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать (И. С. Тургенев). Христос страдал и нам велел, — говорили русские люди, — пострадаем Бога ради, выстрадаем Небесное Царство. Рады страдать за Веру, за Русь, за Царя. Все перестрадаем. Такого отношения к страданию, пожалуй, не существует ни у одного другого народа. Русские благодарят Бога за те страдания и испытания, которые они претерпевают, выходя каждый раз из них очищенными и более возвышенными. «Малые страдания выводят нас из себя, великие же — возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издает глухой звук: разбейте его на две части — он снова издаст чистый звук (Л. Н. Толстой). Даже в советское время — время упадка русского духа, благодарственное отношение к страданию сохранялось не только между православными, по и в среде русских, далеких от Церкви. «Там, где растет печаль, — признавался писатель М. М. Зощенко, — там и мое наслаждение. Ибо как я могу наслаждаться радостью, если радость никогда не бывает величественной, а страдание — всегда таково?» О. Платонов "Словарь йоги". Эрнест Вуд. (rus-lat)СТРАДАНИЕ (Pain) - См. Духкха; Сукха-Духкха; Удовольствие и Страдание; Клеша.УДОВОЛЬСТВИЕ И СТРАДАНИЕ (Pleasure and Pain) - См. Сукха-Духкха. ИСТОЧНИКИ СТРАДАНИЙ (The Sources of Trouble) - См. Клеша. |