Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
столпБольшой энциклопедический словарьСТОЛП - 1) башня, башнеобразное сооружение.2) Столб, колонна ( например , 4-столпный храм - с 4 внутренними опорами).СТОЛПЕР - Александр Борисович (1907-79), российский режиссер и драматург кино, народный артист СССР (1977). Совместно с Н. В. Экком и Р. В. Янушкевич написал сценарий фильма "Путевка в жизнь" (1931). Поставил фильмы: "Повесть о настоящем человеке" (1948), "Живые и мертвые" (1964) и другие Государственная премия СССР (1949, 1951). СИМЕОН СТОЛПНИК - (ок. 390-459), христианский монах, аскет, отшельник; подвизался возле Антиохии, стоя на площадке на столпе, окруженном стеной. Память в Православной церкви 1 (14) сентября, в Католической - 5 января, 25 июля. СТОЛПНИК - святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - сирийский монах Симеон Столпник (ум. 459), подвизавшийся на столпе более 30 лет. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ - в Библии рассказ о попытке построить после всемирного потопаг. Вавилон и башню до небес. Разгневанный дерзостью людей Бог "смешал их языки" так, что люди перестали понимать друг друга, и рассеял их по всей земле. В переносном смысле - суматоха, полный беспорядок, суета. ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛПЫ - (лат.), Столбы Геракла ( греческий ), Столбы Мелькарта (финикийск.), древнее название Гибралтарского прол. В греческой мифологии столпы, поставленные Гераклом на краю мира в память о своих странствиях. В разное время идентифицировались со скалами на противоположных берегах Гибралтарского или Мессенского проливов. В переносном смысле - край света, предел мира; "дойти до Геркулесовых столбов" - дойти до предела. СТОЛПЫ МЕЛЬКАРТА - (финик.), Столпы Геракла ( греческий ), Геркулесовы столпы (лат.), древние названия Гибралтарского пролива. Словарь русского языка С. И. Ожеговастолп - В архитектуре: башня, колонна» столп - столп устаревший, устаревшая форма высок. и ирон. о выдающемся деятеле Столпы общества. столпиться - собраться в одном месте в большом количестве, толпой С. у входа. столпотворение - бестолковый шум, беспорядок при болььшом стечении народа В доме целое имя существительное или село, селение "Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальСТОЛПИТЬ - смотрите также сталпливать.СТОЛПНИК - столповой, столп, смотрите также столб. Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )столп - смотрите также глава, защита, основаниестолпотворение - смотрите также беспорядок || вавилонское столпотворение Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаСТОЛП - столпа, малый или мужской род. . . 1. То же, что столб ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Соляной столп. . . . 2. Башня, вышка, колонна (истор., устаревший, устаревшая форма риторическое ). Вознесся выше он (памятник) главою непокорной Александрийского столпа. Пушкин . . . . 3. в переносном значении Выдающийся человек, являющийся надежной опорой чего-нибудь ( слово книжное риторическое ). Столпы общества. Столп науки. Он наше утверждение и столп, он твердый адамант в шатанье общем. А. Острвскй. СТОЛПИТЬ - столплю, столпишь, совершенный вид глагола , кого-что (редко). Согнать, собрать в толпу. СТОЛПИТЬСЯ - столплюсь, столпишься, совершенный вид глагола Собраться в одном месте в большом количестве. Мы все столпились у окна. Тургенев . || в переносном значении Скопиться, нахлынуть. Много мыслей и ощущений столпилось у него в голове. Тургенев . Столпились серые виденья. Блок. (Букв. образовать толпу.) СТОЛПНИК - столпника, малый или мужской род ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения истор.). Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (см. столп в 1 значение ), или затворившийся в маленькой башенной келье (см. столп во 2 значение ). Симеон-столпник. СТОЛПНИЧЕСТВО - столпничества, множественное число нет, средний род ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения истор.). Род подвижничества (см. подвижничество в 1 значение ), практиковавшегося столпниками. СТОЛПОТВОРЕНИЕ - столпотворения, средний род , со словом "вавилонское" или без него ( разговорная форма шутл.). Бестолковый шум, беспорядок, неразбериха при большом стечении народа. В вестибюле театра какое-то столпотворение. (Из библейской легенды о тысяча наз. Вавилонском столпотворении, тысяча е. о неудавшейся попытке жителей древнего Вавилона построить столп (см. столп во 2 значение ) вышиною до неба.) Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)столп - столп -- столп, -а́ ( устаревший, устаревшая форма к столб; башня или колонна; крупный, видный деятель; нотный знак)столпиться - столпи́ться -- столпи́ться, -и́тся Симеон Столпник - Симео́н Сто́лпник -- Симео́н Сто́лпник столпник - сто́лпник -- сто́лпник, -а; но: Симео́н Сто́лпник столпнический - сто́лпнический -- сто́лпнический столпничество - сто́лпничество -- сто́лпничество, -а столповой - столпово́й -- столпово́й столпообразный - столпообра́зный -- столпообра́зный; крайняя форма -зен, -зна Вавилонское столпотворение - Вавило́нское столпотворе́ние -- Вавило́нское столпотворе́ние ( библейское имя; как принято в русской редакции Библии ) и вавило́нское столпотворе́ние (о суматохе, беспорядке) столпотворение - столпотворе́ние -- столпотворе́ние, -я Геркулесовы столбы (столпы) - Геркуле́совы столбы́ (столпы́) -- Геркуле́совы столбы́ (столпы́), Геркуле́совых столбо́в (столпо́в) (скалы в Гибралтарском проливе) и геркуле́совы столбы́ (столпы́), геркуле́совых столбо́в (столпо́в) (граница, предел, крайняя степень проявления чего-нибудь) Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойстолп -1. малый или мужской род устаревший, устаревшая форма - - - 1) То же, что: столб (1*1,2). - - - 2) а) Колонна, поддерживающая своды, перекрытия. б) Памятник в виде колонны, воздвигаемый в честь какого-либо события. - - - 3) Башня или колонна, полая внутри. 2. малый или мужской род Выдающийся деятель, являющийся надежной опорой чего-либо 3. малый или мужской род Нотный знак в старинных церковных книгах. столпец - малый или мужской род устаревший, устаревшая форма То же, что: столбец (2). столпить - совершенный вид глагола переходные устаревший, устаревшая форма - - - 1) Собрать, согнать в толпу. - - - 2) Соединить в одном месте большое количество кого-либо, чего-либо столпиться - совершенный вид глагола - - - 1) Собраться в одном месте, образуя толпу. - - - 2) разговорная форма Располагаться в большом количестве близко друг к другу (о предметах). столпление - средний род устаревший, устаревшая форма Большое скопление кого-либо столпляться - совершенная форма устаревший, устаревшая форма То же, что: толпиться. столпник - малый или мужской род устаревший, устаревшая форма Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной келье. столпничество - средний род устаревший, устаревшая форма Образ жизни столпника. столповой - 1. прилагательное устаревший, устаревшая форма То же, что: столбовой (3*). 2. прилагательное Соотносящийся по значение с имя существительное : столп (3*), связанный с ним. столпообразно - наречие Соотносится по значение с прилагательное : столпообразный. столпообразный - прилагательное Формой напоминающий столп (1*1). столпотворение - средний род Сутолока, суматоха, неразбериха. Библия. Энциклопедический словарьСТОЛП ОБЛАЧНЫЙ И ОГНЕННЫЙ - (Исх 13:21). Когда евреи начали свое странствование по пустыне, сам Бог шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Облако служило также знаком для дальнейшего шествия Израильтян по пустыне и остановки их (Чис 9:17-23). Это было чрезвычайное, чудесное проявление присутствия Божия среди народа Своего. Облако нередко останавливалось над Чистилищем и покрывало Скинию. — Пр. книга пророка Исаии видел славу Божию в храме наполненном дымом, или светлым облаком. Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне ученикам на горе Преображения и светлое облако осенило их. Пр. книга пророка Исаии обещает присутствие Божие в Его Церкви в следующих выразительных словах: «и сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями его облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи» ( книга пророка Исаии 14:5). Облако служит иногда символом численности или множества, как, например, в послании к евреям (12:1), где встречается следующее выражение: «имея вокруг себя такое облако свидетелей»; равно как у Ис 60:8; «кто это летят, как облака, и как голубик голубятням своим?» «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя», — говорит пророк в другом месте (Ис 14:22). Облако, взятое иносказательно, выражает и величие Божие: «Се грядет с облаками», — говорит сверху Тайновидец (От 1:7). Кроме того, облако служит образом обилия. Милость царя сравнивается с облаком, ибо оно изливает свежие и обильные потоки на землю (Прит 16:15). Господь наш Иисус Христос, по свидетельству ев. Луки, сказал народу следующее: «когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет; и бывает так» (Лк 12:54). Сими словами Господь указывает на физическое явление, с которым народ был хорошо знаком, тысяча е. Он указывает на облако, поднимающееся с запада или с гор Ливанских, которое было несомненным предвозвестником обильного дождя. За появлением такого облака на западе неизменно следовала дождливая погода (сравн. 3 Цар 18:44). В означенной цитате говорится, что слуга смотрите также малый или мужской род пр. Илии увидал то же самое «небольшое облако, величиной с ладонь человеческую»; но провидец уразумел, что оно служит верным провозвестником дождя, потому что вслед за тем небо стало мрачно от бури и ветра, и пошел большой дождь. Особенное было явление Божие в столпе облачном и огненном у Чермного моря, когда Египтяне с войском догнали здесь евреев, и им предстояла неминуемая гибель. Тогда Ангел Божий и столп облачный и огненный стал позади Израильтян и им светил, а Египтян омрачал (Исх 14:12-20,24).СТОЛПОТВОРЕНИЕ ВАВИЛОНСКОЕ - (Быт 11:1-9). См. Вавилонская башня. Энциклопедический словарь "Святая Русь"НИКОЛО-СТОЛПЕНСКАЯ пустынь - Тверская еп., в окрестностях Вышнего Волочка, на левом берегу родительный падеж или река Творцы. Основана до 1581. Здесь находилась древняя чудотворная икона сверху Николая Чудотворца.АЛИПИЙ СТОЛПНИК - Адрианопольский († 640). С детства был наставляем своей матерью в духе христианского благочестия. Мать отдала его на обучение к еп. Адрианопольскому. святой Алипий всюду сопровождал епископа, и однажды по дороге в Константинополь святому явилась мчц. Евфимия, повелительно; повелительное наклонение евшая ему вернуться в Адрианополь и там основать церковь в ее честь. святой Алипий исполнил это повелительно; повелительное наклонение ение: построил храм, а рядом с ним он возвел столп и начал на нем один из труднейших подвигов аскезы — столпничество. Преподобный провел в молитвенном подвиге 14 лет, руководя при этом двумя монастырями. Умер сверху подвижник 118 лет от роду. Память прп. Алипию отмечается 26 ноября/9 декабря. ДАНИИЛ СТОЛПНИК - преподобный (410–490), его родители прп. Даниила Илия и Марфа были христианами. Долгое время Господь не давал им ребенка. Марфа глубоко переживала свое бесплодие и много молилась Богу о чадородии, обещая посвятить своего ребенка служению Богу. Молитва была услышана — у нее родился сын. До пяти лет мальчик не имел имени, поскольку родители хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему от Бога и получил себе имя. Они привели мальчика в монастырь, прося игумена наречь сына. Игумен взял одну из богослужебных книг и, раскрыв наугад, нашел слова пророк Даниила. Именем пророка и был наречен будущий подвижник. С самого детства Даниил стремился к иночеству. В двенадцать лет, оставив родительский дом, он пришел в монастырь и упросил настоятеля принять его послушником. Узнав, что их сын находится в монастыре, Илия и Марфа уговорили игумена исполнить желание Даниила и постричь его в монашество. Однажды игумен по делам отправился в сирийский город Антиохию, взяв с собой и Даниила. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался прп. Симеон Столпник. Даниил, увидев столпника, в молитве претерпевавшего холод и зной, дожди и ветры, возгорелся желанием подвизаться таким же образом. По благословению сверху Симеона Даниил удалился в окрестности Константинополя и поселился здесь на месте заброшенного языческого храма, где ему пришлось много претерпеть от лукавых бесов. Воздвигнув высокий столп, Даниил много лет провел на нем в духовном подвиге и молитве. Он был удостоен от Господа дара исцеления болезней, прозрения и чудес. Множество верующих стекалось к святому, прося его молитв. Память прп. Даниилу отмечается 11/24 декабря. НИКИТА СТОЛПНИК - Переяславский, преподобный († 24.05.1186), в миру был сборщиком княжеских податей, буквально грабил жителей Переяславля, отличаясь особой грубостью и жестокостью. Однажды в церкви он услышал слова пророк Исайи: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исайя, 1: 17) — и был потрясен до глубины души. Но вскоре забыл об этом. Однако Господь напомнил ему о грехе — в котле, где жена Никиты варила суп, он увидел человеческую голову. После этого грешник решительно и навсегда изменил свой образ жизни — он стал послушником монастыря в честь вмч. Никиты, в окрестностях Переяславля. Когда прп. Никита был пострижен в монашество, он выкопал глубокий колодец, где непрерывно пребывал во внебогослужебное время, а на голову при этом возлагал тяжелую каменную шапку. Ведя столь подвижнический образ жизни, он со временем стал обладать даром изгнания бесов и исцелений. Преподобный так долго носил тяжелые вериги, что под зноем и дождем они приобрели необыкновенный блеск. Он-то и привлек разбойников, которые, желая обладать мнимым богатством, зверски убили святого. Так сверху Никита и своим подвижничеством, и своими страданиями искупил свои грехи и стал угодником Божиим. Память прп. Никите отмечается 24 мая/6 июня и 23 мая/5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых). СИМЕОН СТОЛПНИК - (Летопроводец) († 459), прп. антиохийский архимандрит, празднуется 1/14 сентября. Сорок семь лет этот святой простоял на столпе. Многие язычники, увидев его подвиги и потрясенные ими, приняли Святое Крещение. Русские люди чествовали его память как Летопроводца. Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Название Летопроводца прп. Симеон получил оттого, что в день его памяти русские провожали лето. В Мирском Потребнике (1639) находим особенный чин летопровождения, или нового индикта; сей чин, или обряд, состоял в следующем: местом его совершения обыкновенно назначалась Ивановская площадь в Москве, между Архангельским и Благовещенским соборами. Здесь, в самой величественной обстановке, патриарх в присутствии царя и народа совершал молитвословие о благословении лета, и затем все присутствовавшие взаимно приветствовали друг друга с началом года. После этого молитвенного торжества русские старались ознаменовать начало года делами благотворительными. Люди богатые считали долгом посылать нужное для призрения живущим в странноприимных домах; другие раздавали милостыню. На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. Так, великий князь Евангелие от Иоанна или послание Иоанна III приказал явиться к себе на суд в день Симеона Летопроводца всем изменникам из Вятки и одних из них простил, а других присудил к казни. Из грамот царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский, именно: Семен день, Троицын день и Рождество Христово. Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наших предков оканчивались все торговые и хозяйственные условия и сделки. Так, например, в писцовых книгах Полоцких читаем, что по наказу Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Васильевича об отдаче в оброк рыбных ловель и других угодий определялось «платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца». Наконец, с этим же днем в Древней Руси был связан один частный, но тем не менее довольно важный обряд — так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописи, начиная с 1191, когда он встречается едва ли не в первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный. В Новгородской летописи читаем, что обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 в Новгороде у святой Софии, и при этом замечается, что постригаемому «уя влас архиепископ Спиридон». Наконец, нельзя не заметить, что в день Симеона Летопроводца в былое время совершался обряд, сам по себе довольно странный и несколько смешной, тысяча н. похороны мух и тараканов. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени насекомые эти сами гибли от холода. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белбога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и другими насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. Естественно, что, когда начало года перенесено было с сентября на январь, самый день Семена Летопроводца должен был потерять прежнее свое значение. В XIX в. он был известен в народе под именем Семенова или Семена дня. С Семена дня начинались так называемые засидки, тысяча е. начинали засиживаться над разными работами при огне, который для этого особенным образом возжигали в этот день из дерева путем трения и называли обыкновенно новым огнем. Нередко день Семена назывался также бабьим летом, так как с него начинались разные сельскохозяйственные работы, например трепание пеньки, мочение льна и тысяча п., которые обыкновенно производились женщинами на открытом воздухе и являлись для них сравнительно со страдными летними трудами довольно легким занятием. И. П. Калинский СТОЛПНИЧЕСТВО - один из видов христианского аскетизма, состоявший в том, что подвижник добровольно находился в любое время дня и ночи на открытой площадке, сооруженной на столбе, откуда мог проповедовать народу. Основатель столпничества — Симеон Столпник (356–459). Из русских святых столпниками являлись Никита Переяславский (XII в.) и Савва Вишерский (1381–1492). О. П. |