Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
росписьБольшой энциклопедический словарьГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 век в районег. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика "Городецкая роспись"), изготовляющая сувениры; мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 век в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 век спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 век в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и другие Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище. МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - тип росписи деревянных прялок и утвари - ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 век в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 век , выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 век Предметы густо испещрены дробным узором - звездами, крестиками, черточками, выполненным в два цвета: черный - сажа и красный - "земляная краска", охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов - фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные черной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. В конце 19 век мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла. В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии "Беломорские узоры" выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью. Литература: Северные прялки: Каталог выставки. Вологда, 1969. Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. Л., 1970. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974. Миловский А. С. Скачи, добрый единорог. М., 1983. Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Особенности росписи С середины 19 век в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. Артель "Красная заря" В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение "Полхов-Майданская роспись" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ - русский народный художественный промысел; возник в 17 век Ныне фабрика "Хохломской художник" (с. Семино Ковернинского р-на) и производственное художественное объединение "Хохломская роспись" (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от имя существительное или село, селение Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Словарь русского языка С. И. Ожеговароспись - живопись на стенах, потолках, предметах быта Художественная родительный падеж или река Древнерусские росписи.» роспись - роспись посмотрите также расписать » роспись - роспись письменный перечень чего-нибудь Р. имущества. Р. расходов. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальРОСПИСЬ - и смотрите также малый или мужской род пр. смотрите также расписывать.Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )роспись - смотрите также план, списокТолковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаРОСПИСЬ - росписи, женский род. . . 1. Инвентарь, письменный перечень чего-нибудь (канц.). Роспись сданным на хранение вещам. Роспись государственных доходов и расходов. . . . 2. только единственное число Действие по глагол расписать в 1 и 3 значение - расписывать. Начать роспись потолка и стен. . . . 3. только единственное число , собир. Стенная живопись ( термин живописцев, художников ). Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)роспись - ро́спись -- ро́спись, -иНовый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойроспись -1. женский род - - - 1) Действие по значение глагол : расписывать, расписать (1а3). - - - 2) Сюжетные изображения и орнаменты, создаваемые средствами живописи на стенах, потолках и тысяча п., а также на бытовых предметах с целью их украшения. 2. женский род - - - 1) Действие по значение глагол : расписываться, расписаться (1а1). - - - 2) То же, что: подпись (3). - - - 3) Текст с подписью, свидетельствующий о чем-либо, удостоверяющий что-либо - - - 4) Перечень, список чего-либо Большой юридический словарьБЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицитаДОСМОТРОВАЯ РОСПИСЬ - 1) таможенный документ строгой отчетности, применяемый в РФ для оформления процедуры взимания таможенной пошлины в неторговом обороте. В Д.р. указываются: Онаименование товаров, облагаемых пошлиной, их отличительные признаки, количество и масса, статьи таможенного тарифа, в соответствии с которыми начисляется пошлина, и Словарь "воровского жаргона" ( разговорная форма )ВЗЯТЬ ЛОПАТНИК ИЗ СКУЛЫ С РОСПИСЬЮ - - укpасть бумажник из pазpезанного внутpеннего каpманаРАБОТА С РОСПИСЬЮ - - каpманная кpажа путем pазpезания одежды потеpпевшего |