Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

раскол

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ - в истории папства период (1378-1417), когда папский престол одновременно занимали двое или трое боровшихся между собой пап. Конец "Великому расколу" положил Констанцский собор 1414-18, устранивший трех пап и избравший нового папу (Мартина V).
РАСКОЛ - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. был идейным знаменем оппозиционных движений.
РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ - смотрите также "Великий раскол".
РАСКОЛЬНИКИ - официальное название сторонников старообрядчества в России.
РАСКОЛЬНИКОВ - ( настоящее время фам. Ильин) Федор Федорович (1892-1939), российский политический деятель, дипломат, литератор. Брат А. Ф. Ильина-Женевского. С 1918 заместитель наркома по морским делам, член реввоенсовета Восточного фронта, член РВСР. В 1919-20 командовал Волжско-Каспийской военной флотилией. В 1920-21 командовал Балтийским флотом. В 1921-23 полпред в Афганистане. В 1930-38 полпред в Эстонии, Дании, Болгарии. В 1938 был отозван. Остался за рубежом. Выступил с обвинением И. В. Сталина в массовых репрессиях. Заочно объявлен "врагом народа". Реабилитирован посмертно.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

раскол - В России с середины 17 век : религиозно-общественное движение, направленное п ротив официальной церкви и закончившееся образованием старообрядчества
» раскол - раскол посмотрите также расколоть, -ся
расколотить - ударяя, открыть что-нибудь заколоченное Р. ящик.
» расколотить - расколотить Colloq разбить, разломать Р. всю посуду.
» расколотить - расколотить расширить или разбить, расплющить, колотя по чему-нибудь Р. ссохшиеся комья.
расколоть - расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду Р. группировку.
» расколоть - расколоть Non-st (обычно преступника) заставить говорить правду
» расколоть - расколоть посмотрите также колоть 1
расколоться - pl расчлениться, распасться на части вследствие разногласий Организация раскололась.
» расколоться - расколоться Non-st (обычно о преступнике) перестать скрывать что-нибудь, начать говорить правду Р. на допросе.
» расколоться - расколоться разделиться на части от ударов чем-нибудь острым, колющим Полено раскололось.
расколупать - тоже, что и расковырять
раскольник - человек, который вносит раскол, разлад в какую-нибудь организацию Pejor
» раскольник - раскольник Obs последователь раскола, старообрядец

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

РАСКОЛ - смотрите также раскалывать.
РАСКОЛАЧИВАТЬ - расколотить что, разбить, в разный значение Расколотить пулю, расплющить; подошву, поплющить, колотя сырую; расколотить сапоги, разбить на колодке, растянуть.
» РАСКОЛАЧИВАТЬ - Расколотить булыжник на щебень, дробить. Чашку мою расколотили.
» РАСКОЛАЧИВАТЬ - Турок опять расколотили! ся, страдательный; страдательный залог либо возвратный; возвратный залог по смыслу. Расколачиванье, расколоченье, расколоть лотка, действие, действительное по глагол Расколотчик чица, расколотивший что либо. Расколоток, распластанная, расплющенная молотком вещь.
РАСКОЛАШИВАТЬСЯ - расколоситься, богато колоситься, красоваться обильным колосом, дать, выкинуть колос. Гляди, как рожь расколосилась! Расколосье сев. пора, когда хлеб колосится. Жито пошло на расколосье.
РАСКОЛЕБАТЬ - что, раскачать или расшатать; ся, страдательный; страдательный залог и возвратный; возвратный залог Расколебанье, действие, действительное по глагол Море расколебалось, разволновалось, раскачалось.
РАСКОЛОТИТЬ - расколоченье, смотрите также расколачивать.
РАСКОЛОТЬ - смотрите также раскалывать.
РАСКОЛУПЫВАТЬ - расколупать, расколупнуть что, расковырять, расцарапать, разодрать колупая ся, быть расколупану. Не расколупывай почки, не дури, цветка не будет! Расколупыванье, расколупанье средний род расколуп малый или мужской род расколупка женский род действие, действительное по глагол Расколупщик щица, расковыра. Расколупина, расчесанное, содранное место, расчес струпа; в стене, расковырина.
РАСКОЛЫХАТЬ - расколыхнуть что, раскачать, размахать, расколебать, дать качательное движенье ся, раскачаться. *Расколыхать кого, развеселить, разгулять. Море синее расколышется. Ладья расколыхалась.
РАСКОЛЬНИК - и смотрите также малый или мужской род пр. смотрите также раскалывать.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

раскол - смотрите также несогласие
расколотить - смотрите также ломать, побеждать

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

РАСКОЛ - раскола, малый или мужской род
. . . 1. только единственное число Действие по глагол расколоть в 1 значение - раскалывать (спец.). Раскол льда.
. . . 2. Действие по глагол расколоться во 2 значение - раскалываться. Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед". История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками.
. . . 3. только единственное число Религиозное движение в России в середине 17 век , закончившееся образованием ряда сект ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения истор.). Одним из вождей раскола и главным противником нововведений патриарха Никона был протопоп Аввакум. || Вероучения этих сект, то же, что старообрядчество (религ., церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Перейти в раскол. Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол. Некрасов.
РАСКОЛАЧИВАТЬ - расколачиваю, расколачиваешь. Несов. к расколотить.
РАСКОЛАЧИВАТЬСЯ - расколачиваюсь, расколачиваешься, совершенная форма
. . . 1. Несов. к расколотиться.
. . . 2. Страд. к расколачивать.
РАСКОЛКА - расколки, множественное число нет, женский род (спец.). Действие по глагол расколоть в 1 значение - раскалывать.
РАСКОЛОТИТЬ - расколочу, расколотишь, совершенный вид глагола (к расколачивать), кого-что. 1. Ударами разобрать, разрушить (что-нибудь сколоченное; спец.). Расколотить ящик.
. . . 2. Расширить или увеличить, колотя по чему-нибудь (спец.). Расколотить подошву (сделать шире и длиннее). Расколотить сапоги (сделать просторнее). 3. разбить, расколоть ударом на мелкие части (простореч. фам.). Расколотить тарелку. Расколотить камень.
. . . 4. Повредить, изувечить ударом (простореч. вульг.). Расколотить лицо. || Победить, разбить в бою ( разговорная форма фам.). Расколотить неприятеля.
РАСКОЛОТИТЬСЯ - расколочусь, расколотишься, совершенный вид глагола (к расколачиваться). 1. От ударов распасться, разрушиться (о чем-нибудь сколоченном). Ящик расколотился.
. . . 2. От ударов расшириться, увеличиться в объеме, площади (спец.). Сапоги расколотились.
. . . 3. То же, что расколоться в 1 значение (простореч. фам.). Посуда расколотилась.
РАСКОЛОТЫЙ - расколотая, расколотое; расколот, расколота, расколото. Прич. страд. прош. время от расколоть.
РАСКОЛОТЬ - расколю, расколешь, совершенный вид глагола (к раскалывать).
. . . 1. что. Ударами, колкой, рубкой, давлением разделить на части. Расколоть полено. Расколоть орех. Расколоть сахар.
. . . 2. в переносном значении , кого-что. Заставить распасться, разделиться, нарушить единство кого-чего-нибудь, внести разногласия в среду кого-чего-нибудь Никому не удастся расколоть крепкую, монолитную, непобедимую партию большевиков.
РАСКОЛОТЬСЯ - расколюсь, расколешься, совершенный вид глагола (к раскалываться).
. . . 1. разделиться на части от ударов, колки, давления ( разговорная форма ). Полено раскололось. Орех раскололся.
. . . 2. в переносном значении Распасться, разделиться на две или несколько частей вследствие разногласий. В 11 веке христианская церковь раскололась на православную и католическую.
РАСКОЛОЧЕННЫЙ - расколоченная, расколоченное; расколочен, расколочена, расколочено. Прич. страд. прош. время от расколотить.
расколочу - расколочусь, расколотишь, расколотишься. Буд. время от расколотить, расколотиться.
РАСКОЛУПАННЫЙ - расколупанная, расколупанное; расколупан, расколупана, расколупано (простореч.). Прич. страд. прош. время от расколупать.
РАСКОЛУПАТЬ - расколупаю, расколупаешь, совершенный вид глагола (к расколупывать), что (простореч.). Колупая, сделать или увеличить дыру в чем-нибудь Расколупать бородавку.
РАСКОЛУПЫВАТЬ - расколупываю, расколупываешь (простореч.). Несов. к расколупать.
РАСКОЛЫХАТЬ - расколышу, расколышешь, и расколыхаю, расколыхаешь, совершенный вид глагола (к расколыхивать), кого-что.
. . . 1. заставить сильно колыхаться, качаться, колебаться. Ветер расколыхал волны.
. . . 2. в переносном значении Привести в движение, волнение, взбудоражить, заставить действовать ( разговорная форма ). Расколыхать массу.
РАСКОЛЫХАТЬСЯ - расколышусь, расколышешься, и расколыхаюсь, расколыхаешься, совершенный вид глагола (к расколыхиваться).
. . . 1. Прийти в состояние сильного колыхания, колебания. Море синее расколышется. Даль.
. . . 2. в переносном значении Прийти в состояние брожения, волнения, начать действовать ( разговорная форма ). Массы расколыхались.
РАСКОЛЫХИВАТЬ - расколыхиваю, расколыхиваешь (редко). Несов. к расколыхать.
РАСКОЛЫХИВАТЬСЯ - расколыхиваюсь, расколыхиваешься, совершенная форма (редко).
. . . 1. Несов. к расколыхаться.
. . . 2. Страд. к расколыхивать.
РАСКОЛЬНИК - раскольника, малый или мужской род
. . . 1. Член одной из сект, принадлежащих к расколу (в 3 значение ), старообрядец ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). В стрелецкой слободе объявилось шесть Человек раскольников - начетчики, высохшие, как кость, непоколебимые мужики. А.Н. Толстой.
. . . 2. в переносном значении Человек, создающий раскол в какой-нибудь организации, способствующий ему (полит. неодобрит.).
РАСКОЛЬНИЦА - раскольницы. Женск. к раскольник.
РАСКОЛЬНИЧЕСКИЙ - раскольническая, раскольническое ( слово книжное ).
. . . 1. Прил. к раскольник в 1 значение ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Раскольническая молельня. Раскольнический быт.
. . . 2. Прил. к раскольник во 2 значение , создающий раскол, способствующий ему (полит. неодобрит.). Раскольническая тактика реформистов.
РАСКОЛЬНИЧИЙ - раскольничья, раскольничье (религ.). То же, что Раскольнический в 1 значение Раскольнический скит.
РАСКОЛЬЩИК - раскольщика, малый или мужской род
. . . 1. То же, что раскольник в 1 значение (обл.). 2. То же, что раскольник во 2 значение ( разговорная форма неодобрит.).

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

раскол - раско́л -- раско́л, -а
расколачивать - раскола́чивать -- раскола́чивать, -аю, -ает
расколачиваться - раскола́чиваться -- раскола́чиваться, -ается
расколдованный - расколдо́ванный -- расколдо́ванный; крайняя форма -ан, -ана
расколдовать - расколдова́ть -- расколдова́ть, -ду́ю, -ду́ет
расколдовывание - расколдо́вывание -- расколдо́вывание, -я
расколдовывать - расколдо́вывать -- расколдо́вывать, -аю, -ает
расколдовываться - расколдо́вываться -- расколдо́вываться, -ает
расколерованный - расколеро́ванный -- расколеро́ванный; крайняя форма -ан, -ана
расколеровка - расколеро́вка -- расколеро́вка, -и
расколка - раско́лка -- раско́лка, -и
расколотить - расколоти́ть -- расколоти́ть, -лоч`у, -ло́тит
расколотиться - расколоти́ться -- расколоти́ться, -л`отится
расколотый - раско́лотый -- раско́лотый
расколоть - расколо́ть -- расколо́ть, -ол`ю, -о́лет
расколоться - расколо́ться -- расколо́ться, -ол`юсь, -о́лется
расколоучитель - расколоучи́тель -- расколоучи́тель, -я, множественное число -и, -ей
расколоченный - расколо́ченный -- расколо́ченный; крайняя форма -ен, -ена
расколошматить - расколошма́тить -- расколошма́тить, -а́чу, -а́тит
расколошмаченный - расколошма́ченный -- расколошма́ченный; крайняя форма -ен, -ена
расколупанный - расколу́панный -- расколу́панный; крайняя форма -ан, -ана
расколупать - расколупа́ть -- расколупа́ть, -а́ю, -а́ет
расколупывать - расколу́пывать -- расколу́пывать, -аю, -ает
расколупываться - расколу́пываться -- расколу́пываться, -ается
расколыхать - расколыха́ть -- расколыха́ть, -ы́шу, -ы́шет и -а́ю, -а́ет
расколыхаться - расколыха́ться -- расколыха́ться, -`ышется и -а́ется
раскольник - раско́льник -- раско́льник, -а
раскольниковский - раско́льниковский -- раско́льниковский (от Раско́льников)
раскольница - раско́льница -- раско́льница, -ы, тв. -ей
раскольнический - раско́льнический -- раско́льнический
раскольничество - раско́льничество -- раско́льничество, -а
раскольничий - раско́льничий -- раско́льничий, -ья, -ье

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

раскол -
1. малый или мужской род
- - - 1) Действие по значение глагол : раскалывать, расколоть, раскалываться (1,2), расколоться.
- - - 2) в переносном значении Разделение кого-либо на две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.
2. малый или мужской род
- - - 1) Религиозно-общественное движение на Руси XVII век , направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.
- - - 2) Вероучения этих сект; старообрядчество.
3. малый или мужской род Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, подсчета овец, лошадей.
расколачивание - средний род Процесс действия по значение глагол : расколачивать.
расколачивать - совершенная форма переходные разговорная форма
- - - 1) а) Разбивать ударом на мелкие части. б) в переносном значении Побеждать, разбивать в бою, драке.
- - - 2) Ударами разбирать, разрушать что-либо
- - - 3) Расширять или увеличивать что-либо, колотя по нему.
расколачиваться - совершенная форма разговорная форма
- - - 1) Разбиваться, распадаться на куски от ударов.
- - - 2) Расширяться, увеличиваться в площади или в объеме от ударов.
- - - 3) Страд. к глагол : расколачивать.
расколдовать - совершенный вид глагола переходные смотрите также расколдовывать.
расколдовывать - совершенная форма переходные Освобождать от действия волшебных чар, колдовства.
расколебать - совершенный вид глагола переходные
- - - 1) Заставить колебаться, качаться.
- - - 2) в переносном значении устаревший, устаревшая форма Привести в волнение, в болезненное состояние.
расколебаться - совершенный вид глагола
- - - 1) Начать колебаться, качаться.
- - - 2) в переносном значении устаревший, устаревшая форма Прийти в волнение, в болезненное состояние.
расколка - женский род Действие по значение глагол : раскалывать (1), расколоть.
расколотить - совершенный вид глагола переходные разговорная форма смотрите также расколачивать.
расколотиться - совершенный вид глагола разговорная форма смотрите также расколачиваться.
расколоть - совершенный вид глагола переходные смотрите также раскалывать.
расколоться - совершенный вид глагола смотрите также раскалываться.
расколоучитель - малый или мужской род Толкователь раскола (2*).
расколошматить - совершенный вид глагола переходные разговорная форма -сниж. Разбить, разгромить в бою, драке.
расколупать - совершенный вид глагола переходные разговорная форма -сниж. смотрите также расколупывать.
расколупывать - совершенная форма переходные разговорная форма -сниж. Колупая, делать или увеличивать отверстие в чем-либо
расколупываться - совершенная форма разговорная форма -сниж. Страд. к глагол : расколупывать.
расколыхать - совершенный вид глагола переходные
- - - 1) Заставить сильно колыхаться, мерно вздыматься и опускаться.
- - - 2) в переносном значении Привести в волнение, взбудоражить.
расколыхаться - совершенный вид глагола
- - - 1) Начать сильно колыхаться, мерно вздыматься и опускаться.
- - - 2) в переносном значении Прийти в волнение, взбудоражиться.
раскольник -
1. малый или мужской род Тот, кто создает раскол (1*2) в какой-либо организации.
2. малый или мужской род
- - - 1) Приверженец раскола (2*).
- - - 2) Старообрядец.
раскольница -
1. женский род разговорная форма Женск. к имя существительное : раскольник (1*).
2. женский род разговорная форма Женск. к имя существительное : раскольник (2*).
раскольницкий - прилагательное разговорная форма -сниж. То же, что: раскольнический (1*).
по-раскольнически - наречие Как свойственно раскольнику (2*), как характерно для него.
раскольнически -
1. наречие Как свойственно раскольнику (1*), как характерно для него.
2. наречие Как свойственно раскольникам (2*), как характерно для них.
раскольнический -
1. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : раскол (1*2), раскольник (1*), связанный с ними.
- - - 2) Способствующий расколу (1*2), имеющий цель создать раскол в какой-либо организации.
2. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : раскол (2*), раскольник (2*), связанный с ними.
- - - 2) Свойственный расколу (2*), раскольнику (2*), характерный для них.
- - - 3) Состоящий из раскольников (2*).
раскольничество -
1. средний род Деятельность раскольников (1*).
2. средний род То же, что: раскол (2*).
раскольничий -
1. прилагательное Способствующий расколу (1*2), имеющий цель создать раскол в какой-либо организации.
2. прилагательное
- - - 1) Свойственный расколу (2*), характерный для него.
- - - 2) Состоящий из раскольников (2*).
по-раскольничьи -
1. наречие Соотносится по значение с прилагательное : раскольничий (1*).
2. наречие Как свойственно раскольнику (2*), как характерно для него.
раскольный - прилагательное Соотносящийся по значение с имя существительное : раскол (3*), связанный с ним.
раскольщик -
1. малый или мужской род разговорная форма -сниж. То же, что: раскольник (1*).
2. малый или мужской род устаревший, устаревшая форма То же, что: раскольник (2*).
раскольщица -
1. женский род разговорная форма -сниж. Женск. к имя существительное : раскольщик (1*).
2. женский род устаревший, устаревшая форма Женск. к имя существительное : раскольщик (2*).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

РАСКОЛ. (1) - Расколом принято называть произошедшее во 2–й пол. XVII в. отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных нестроений и смут, завершившихся в новое, ново- XX в. разгромом русской православной государственности. О Расколе писали многие. Историки — каждый по-своему — толковали его причины и разъясняли следствия (большей частью весьма неудовлетворительно и поверхностно). Рационализированные научные методики и широкая эрудиция ученых мужей оказались беспомощны там, где для решения вопросов требовалось понимание духовных, таинственных глубин народного сознания и благодатного церковного устроения. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» — процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. Не один историк останавливался в недоумении перед трудным вопросом: как столь ничтожная причина могла породить столь великие следствия, влияние которых мы до сих пор испытываем на себе? Между тем ответ достаточно прост — беда в том, что его не там искали. Книжная справа была лишь поводом, причины же, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания. Религиозная жизнь Руси никогда не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них общество безоговорочно признавало соблюдение исторической преемственности народной жизни и духовной индивидуальности России, с одной стороны, а с другой — хранение чистоты вероучения независимо ни от каких особенностей времени и местных обычаев. Незаменимую роль в этом деле играла богослужебная и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции. Поэтому неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Русского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики. Еще в 1551 Евангелие от Иоанна или послание Иоанна  IV созвал собор, имевший целью упорядочить внутреннюю жизнь страны. Царь самолично составил перечень вопросов, на которые предстояло ответить собранию русских пастырей, дабы авторитетом своих решений исправить изъяны народной жизни, препятствующие душеспасению и богоугодному устроению Русского царства. Рассуждения собора были впоследствии разделены на сто глав, откуда и сам он получил название Стоглавого. Предметом его внимания, среди многих других, стал и вопрос о церковных книгах. Их порча через переписывание неподготовленными писцами, допускавшими ошибки и искажения, была очевидна для всех. Собор горько жаловался на неисправность богослужебных книг и вменил в обязанность протопопам и благочинным исправлять их по хорошим спискам, а книг непересмотренных не пускать в употребление. Тогда же возникло убеждение, что надо завести вместо писцов типографию и печатать книги. После Стоглава вплоть до половины XVII в. дело исправления книг существенных изменений не претерпело. Книги правились с добрых переводов по славянским древним спискам и неизбежно несли в себе все ошибки и неисправности последних, которые в печати становились еще распространеннее и тверже. Единственное, чего удалось достигнуть, было предупреждение новых ошибок — патриарх Гермоген установил для этого при типографии даже особое звание книжных справщиков. В Смутное время печатный дом сгорел, и издание книг на время прекратилось, но, как только обстоятельства позволили опять, за издание взялись с завидным рвением. При патриархе Филарете (1619–33), Иоасафе I (1634–41) и Иосифе (1642–52) труды, предпринятые по этой части, доказали необходимость сверки не по славянским спискам, а по греческим оригиналам, с которых когда-то и делались первоначальные переводы. В ноябре 1616 царским указом поручено было архим. Сергиевской лавры Дионисию, священнику имя существительное или село, селение  Климентьевского Ивану Наседке и канонархисту лавры старцу Арсению Глухому заняться исправлением Требника. Справщики собрали необходимую для работы литературу (кроме древних славянских рукописей было у них и четыре греческих Требника) и принялись за дело с живым усердием и должной осмотрительностью. Арсений хорошо знал не только славянскую грамматику, но и греческий язык, что давало возможность сличения текстов и обнаружения многочисленных ошибок, сделанных позднейшими переписчиками. Книгу исправили — себе на беду. В Москве огласили их еретиками, и на Соборе 1618 постановили: «Архимандрит Дионисий писал по своему изволу. И за то архимандрита Дионисия да попа Ивана от Церкви Божией и литургии служити отлучаем, да не священствуют». Пока происходили соборные совещания, Дионисия держали под стражей, а в праздничные дни в кандалах водили по Москве в назидание народу, кричавшему: «Вот еретик!» — и бросавшему в страдальца чем ни попадя. Восемь лет томился в заточении архимандрит, пока патр. Филарет не получил в 1626 письменный отзыв восточных первосвятителей в защиту исправлений, произведенных Дионисием. Как первый, дальний еще раскат грома предвещает грядущую бурю, так этот случай с исправлением Требника стал первым провозвестником Раскола. В нем с особой отчетливостью отразились причины надвигающейся драмы, и потому он достоин отдельного обстоятельного рассмотрения. Дионисия обвинили в том, что он «имя Святой Троицы велел в книгах марать и Духа Святого не исповедует, яко огнь есть». На деле это означало, что исправители полагали сделать перемены в славословиях Святой Троицы, содержащихся в окончании некоторых молитв, и в чине водосвятного молебна исключили (в призывании ко Господу «освятить воду сию Духом Святым и огнем») слова «и огнем», как внесенные произвольно переписчиками. Бурная и резкая отповедь, полученная справщиками, осуждение и заточение Дионисия кажутся большинству современных исследователей совершенно несоответствующими малости его «проступка». Неграмотность и сведение личных счетов не может удовлетворительно объяснить произошедшее. Исправление в большинстве случаев сводилось просто к восстановлению смысла, да и против справщиков выступали не только малоученные уставщики лавры, но и московское духовенство. Ученый старец Антоний Подольский написал даже против Дионисия обширное рассуждение «Об огне просветительном»... Причина непонимания здесь — как и во многих иных случаях — одна: оскудение личного духовного опыта, присущего настоящей, неискаженной церковной жизни. Его значение невозможно переоценить. Мало того что он дает человеку бесценный внутренний стержень, живую уверенность в смысле и цели существования — в масштабах исторических он служит единственным связующим звеном в бесконечной череде сменяющих друг друга поколений, единственным мерилом преемственности и последовательности народной жизни, единственной гарантией понимания нами собственного прошлого. Ведь содержание этого духовного опыта не меняется, как не меняется Сам Бог — его неисчерпаемый источник. Что касается осуждения Дионисия, то оно прямо связано с той ролью, какую играло понятие благодатного огня в православной мистике. Дело в том, что описать достоверно и точно благодатные духовные переживания человека невозможно. Можно лишь образно засвидетельствовать о них. В этих свидетельствах, рассеянных во множестве на страницах Священного Писания и творений Святых Отцов, чуть ли не чаще всего говорится об огне. «Огонь пришел Я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49) — свидетельствует Сам Господь о пламени благочестивой ревности, любви и милосердия, которым пламенело Его сердце. «Духа не угашайте» (1 Сол. 5:19), — призывает христиан первоверховный апостол Павел. «Я всеми силами молюсь о вас Богу, чтобы Он вверг в ваши сердца огнь, да возможете право править вашими намерениями и чувствами и отличать добро от зла», — говорил своим духовным чадам Антоний Великий, древний основатель скитского монашеского жития. Учитывая высочайший уровень личного благочестия на Руси в новое, ново- XVII в., полноту и глубину благодатного опыта не только среди иночества, но и у большинства мирян, с этой точки зрения вряд ли покажется странной болезненная реакция общества на правку Дионисия. В ней усмотрели противоречие с самой духовной жизнью Церкви, заподозрили опасность пренебрежительного, бестрепетного отношения к благодати Божией, «огнем попаляющей» терние грехов человеческих. Опасность эта в общественном сознании, еще не успокоившемся после мятежей Смутного времени, прочно связывалась с ужасами государственного распада и державной немощи. По сути дела, Дионисий был прав — слова «и огнем» действительно являлись позднейшей вставкой, подлежащей исправлению, но и противники его вовсе не были невеждами и мракобесами. Дело исправления оказалось вообще трудным и сложным. Речь шла о безупречном издании чинов и текстов, переживших вековую историю, известных во множестве разновременных списков — так что московские справщики сразу были вовлечены во все противоречия рукописного предания. Они много и часто ошибались, сбивались и запутывались в трудностях, которые могли бы поставить в тупик и сегодняшних ученых. Впрочем, для успешности работ было сделано все что можно. Непрестанное внимание уделялось предприятию на самом высоком уровне. «Лета 7157 (1649), мая в девятый день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу, и по благословению господина святителя (патриарха. — Прим. авт.) Иосифа... велено было ехати в Иерусалим». Следствием указа стало отправление на Восток за древними достоверными списками книг келаря Арсения Суханова, исколесившего в поисках таковых не одну сотню верст и вывезшего в Россию около семисот рукописей, 498 из которых были собраны им в Афонских монастырях, а остальные обретены в «иных старожитных местах». 25 июля 1652 патриаршество всея Руси принял Новгородский митрополит 'Никоновская Летопись' Связанный с государем Алексеем Михайловичем узами тесной личной дружбы, одаренный недюжинными способностями ума и волевым решительным характером, он с присущей ему энергией взялся за дела церковного устроения, среди которых важнейшим продолжало числиться дело исправления книг. В тот день вряд ли кому могло прийти в голову, что служение Никона будет прервано драматическими событиями: Расколом, борьбой за самостоятельность церковной власти, разрывом с царем, соборным судом и ссылкой в дальний монастырь — в качестве простого поднадзорного монаха. Через два года по вступлении на престол первосвятителя России патриарх созвал русских архиереев на собор, где была окончательно признана необходимость исправления книг и обрядов. Когда первая часть работы была проделана, то для рассмотрения ее Никон созвал в 1656 новый собор, на котором вместе с русскими святителями присутствовали два патриарха: Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил. Собор одобрил новоисправленные книги и повелительно; повелительное наклонение ел по всем церквам вводить их, а старые отбирать и сжигать. Казалось бы, все происходит в полнейшем соответствии с многовековой церковной практикой, ее традициями и не может вызвать никаких нареканий. Тем не менее именно с этого времени появляются в среде духовенства и народа хулители «новшеств», якобы заводимых в Церкви и в государстве Русском всем на погибель. Царю подавали челобитные, умоляя защитить Церковь. Про греков, считавшихся источниками «новшеств», говорили, что они под турецким игом изменили Православию и предались латинству. Никона ругали изменником и антихристом, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах. Несмотря на то что подавляющее `большинство населения признало дело «книжной справы» с пониманием и покорностью, общество оказалось на грани новой Смуты. Патриарх принял свои меры. Павел, епископ Коломенский, отказавшийся безоговорочно подписать соборное определение, одобрявшее исправления, был лишен сана и сослан в Палеостровский монастырь, другие вожди Раскола (протопопы Аввакум и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Неронов, князь Львов) также разосланы по дальним обителям. Угроза новой Смуты отпала, но молва о наступлении последних времен, о близком конце света, о патриаршей «измене» продолжала будоражить народ. С 1657, в результате боярских интриг, отношения царя с патриархом стали охладевать. Результатом разрыва стало оставление Никоном Москвы в 1658 и его добровольное самозаточение в Воскресенской обители. Восемь лет пробыл патриарх в своем любимом монастыре. Восемь лет столица оставалась без «настоящего» патриарха, обязанности которого самим же Никоном были возложены на Крутицкого митрополита Питирима. Положение становилось невыносимым, и в конце концов недоброжелатели первосвятителя добились своего: в конце 1666 под председательством двух патриархов — Антиохийского и Александрийского, в присутствии десяти митрополитов, восьми архиепископов и пяти епископов, сонма духовенства черного и белого состоялся соборный суд над Никоном. Он постановил: лишить старца патриаршего сана и в звании простого монаха отослать на покаяние в Ферапонтов-Белозерский монастырь. Казалось бы, с опалой главного сторонника исправления книг и обрядов дело «ревнителей старины» должно пойти в гору, но в жизни все произошло иначе. Тот же собор, что осудил Никона, вызвал на свои заседания главных распространителей Раскола, подверг их «мудрствования» испытанию и проклял как чуждые духовного разума и здравого смысла. Некоторые раскольники подчинились материнским увещеваниям Церкви и принесли покаяние в своих заблуждениях. Другие — остались непримиримыми. Таким образом, религиозный Раскол в русском обществе стал фактом. Определение собора, в 1667 положившего клятву на тех, кто из-за приверженности неисправленным книгам и мнимостарым обычаям является противником Церкви, решительно отделило последователей этих заблуждений от церковной паствы. Раскол долго еще тревожил государственную жизнь Руси. Восемь лет (1668–76) тянулась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность Церкви и царю — прощены и оставлены в прежнем положении. Через шесть лет после того возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского. Прения о вере, по требованию восставших, проводились прямо в Кремле в присутствии правительницы Софии Алексеевны и патриарха. Стрельцы, однако, стояли на стороне раскольников всего один день. Уже на следующее утро они принесли царевне повинную и выдали зачинщиков. Казнены были предводитель старообрядцев поп-расстрига Никита Пустосвят и князь Хованский, замышлявшие новый мятеж. На этом прямые политические следствия Раскола заканчиваются, хотя раскольничьи смуты долго еще вспыхивают то тут, то там — по всем необъятным просторам Русской земли. Раскол перестает быть фактором политической жизни страны, но как душевная незаживающая рана — накладывает свой отпечаток на все дальнейшее течение русской жизни. Как явление русского самосознания, Раскол может быть осмыслен и понят лишь в рамках православного мировоззрения, церковного взгляда на историю России.
РАСКОЛ. (2) - Уровень благочестия русской жизни XVII в. был чрезвычайно высок даже в ее бытовой повседневности. «Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния, — свидетельствует православный монах Павел Алеппский, посетивший в это время Москву в свите Антиохийского патр. Макария. — Душа у нас расставалась с телом оттого, сколь длительны у них и обедни, и другие службы... Что за крепость в их телах и какие у них железные ноги! Они не устают и не утомляются... Какое терпение и какая выносливость! Несомненно, что все эти люди святые: они превзошли подвижников в пустынях», — удивлялся Павел россиянам. Слова его, конечно, не следует воспринимать буквально. Да и длительное стояние в церкви само по себе еще ни о чем не говорит. Однако всякий, имеющий внутренний молитвенный опыт, знает по себе, сколь невыносимо тягостно пребывание в храме «по обязанности» и как незаметно летит время, когда Господь посещает наше сердце духом ревностной, пламенной молитвы, совокупляющей воедино все силы человеческого естества «миром Божиим, превосходящим всякое разумение» (Флп. 4:7). Помня об этом, мы по-новому оценим и ту приверженность обряду, то благоговение перед богослужебной формой, которые, несомненно, сыграли в Расколе свою роль. Говоря «умрем за единый аз» (то есть за одну букву), ревнители обрядов свидетельствовали о высочайшем уровне народного благочестия, самим опытом связанного со священной обрядовой формой. Только полное религиозное невежество позволяет толковать эту приверженность богослужебной форме как «отсталость», «неграмотность» и «неразвитость» русских людей XVII в. Да, часть из них ударилась в крайность, что и стало поводом для Раскола. Но в основе своей это глубокое религиозное чувство было здоровым и сильным — доказательством служит тот факт, что, отвергнув крайности Раскола, Православная Россия доселе сохранила благоговейное почтение к древним церковным традициям. В каком-то смысле именно «избыток благочестия» и «ревность не по разуму» можно назвать среди настоящих причин Раскола, открывающих нам его истинный религиозный смысл. Общество раскололось в зависимости от тех ответов, которые давались на волновавшие всех, всем понятные в своей судьбоносной важности вопросы: — Соответствует ли Россия ее высокому служению избранницы Божией? — Достойно ли несет народ русский «иго и бремя» своего религиозно-нравственного послушания, своего христианского долга? — Что надо делать, как устроить дальнейшую жизнь общества, дабы обезопасить освященное Церковными Таинствами устроение жизни от разлагающего, богоборческого влияния суетного мира, западных лжеучений и доморощенных соглашателей? В напряженных раздумьях на эти темы проходил весь XVII век. Из пламени Смуты, ставшей не только династическим кризисом, политической и социальной катастрофой, но и сильнейшим душевным потрясением, русский народ вышел «встревоженным, впечатлительным и очень взволнованным». Временной промежуток между Смутой и началом Петровских реформ стал эпохой потерянного равновесия, неожиданностей и громогласных споров, небывалых и неслыханных событий. Этот драматический век резких характеров и ярких личностей наиболее проницательные историки не зря называли «богатырским» (С. М. Соловьев). Неверно говорить о «замкнутости», «застое» русской жизни в семнадцатом столетии. Напротив, то было время столкновений и встреч как с Западом, так и с Востоком — встреч не военных или политических, которые Руси издавна были не в новинку, но религиозных, «идеологических» и мировоззренческих. «Историческая ткань русской жизни становится в это время как-то особенно запутанной и пестрой, — пишет историк Г. В. Флоровский. — И в этой ткани исследователь слишком часто открывает совсем неожиданные нити... Вдруг показалось: а не стал ли уже и Третий Рим царством диавольским, в свой черед... В этом сомнении исход Московского царства. «Иного отступления уже не будет, зде бо бысть последняя Русь»... В бегах и нетях, вот исход XVII в. Был и более жуткий исход: «деревян гроб сосновый, гарь и сруб...» Многочисленные непрерывные испытания утомили народ. Перемены в области самой устойчивой, веками незыблемой — религиозной — стали для некоторых умов искушением непосильным, соблазном гибельным и страшным. Те, у кого не хватило терпения, смирения и духовного опыта, решили — все, история кончается. Русь гибнет, отдавшись во власть слуг антихристовых. Нет более ни царства с Помазанником Божиим во главе, ни священства, облеченного спасительной силой благодати. Что остается? — Спасаться в одиночку, бежать, бежать вон из этого обезумевшего мира — в леса, в скиты. Если же найдут — и на то есть средство: запереться в крепком срубе и запалить его изнутри, испепелив в жарком пламени смолистых бревен все мирские печали... Настоящая причина Раскола — благоговейный страх: не уходит ли из жизни благодать? Возможно ли еще спасение, возможна ли осмысленная, просветленная жизнь? Не иссяк ли церковный источник живой воды — покоя и мира, любви и милосердия, святости и чистоты? Ведь все так изменилось, все сдвинулось со своих привычных мест. Вот и Смута, и книжная справа подозрительная... Надо что-то делать, но что? Кто скажет? Не осталось людей духовных, всех повывели! Как дальше жить? Бежать от жгучих вопросов и страшных недоумений, куда угодно бежать, лишь бы избавиться от томления и тоски, грызущей сердце... В этом мятежном неустройстве — новизна Раскола. Ее не знает Древняя Русь, и «старообрядец» на самом деле есть очень новый душевный тип. Воистину, глядя на метания Раскола, его подозрительность, тревогу и душевную муку (ставшую основанием для изуверства самосжигателей), понимаешь, сколь страшно и пагубно отпадение от Церкви, чреватое потерей внутреннего сердечного лада, ропотом и отчаянием. Все претерпеть, отринуть все соблазны, пережить все душевные бури, лишь бы не отпасть от Церкви, только бы не лишиться ее благодатного покрова и всемогущего заступления — таков религиозный урок, преподанный России тяжелым опытом Раскола. Митрополит Евангелие от Иоанна или послание Иоанна (Снычев)

Словарь "воровского жаргона" ( разговорная форма )

ИДТИ В ПОЛНУЮ В РАСКОЛ - - сознаваться
ДУМКУ РАСКОЛОТЬ - - пpи кpаже pаскpыть сумку
РАСКОЛОТЬ - - заставить пpизнаться
РАСКОЛОТЬ СУМКУ - - pаскpыть сумку
РАСКОЛОТЬ ЯЩИК - - кpажа из лаpька
РАСКОЛОТЬСЯ - - пpизнаться в пpеступлении
Это интересно


Россия