Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
четвергСловарь русского языка С. И. Ожеговачетверг - четвертый день недели После дождичка в число, числительное (шутливая погов. о том, что произойдет не скоро или неизвестно когда).Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )четверг - смотрите также день || после дождичка в четвергТолковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаЧЕТВЕРГ - четверга, малый или мужской род Название одного из дней семидневной недели, четвертого После воскресенья. В четверг я зван на погребенье. Грибоедов. После дождика (или дождичка) в четверг ( разговорная форма фам. шутл.) - в неопределенном будущем, неизвестно когда.Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)Великий четверг (четверток) - Вели́кий четв`ерг (четверто́к) -- Вели́кий четв`ерг (четверто́к)Страстной четверг - Страстно́й четве́рг -- Страстно́й четве́рг четверг - четве́рг -- четве́рг, -`а Чистый четверг - Чи́стый четве́рг -- Чи́стый четве́рг четверговый - четверго́вый -- четверго́вый Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойчетверг - малый или мужской род- - - 1) Название четвертого после воскресенья дня недели. - - - 2) Приём, вечер и тысяча п., устраиваемый в такой день недели. четверговый - прилагательное - - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : четверг, связанный с ним. - - - 2) Бывающий в четверг, по четвергам. Энциклопедический словарь "Святая Русь"ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - четверг на Страстной неделе, у малороссов имел название «Чистый четверг», «Навий Велик день» (Пасха мертвых). Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной вечере, на которой Христос омыл ноги ученикам своим, показав этим глубокий пример братской любви и смирения. Церковь воспроизводит этот обряд — омовение ног — в действиях и лицах. Совершался он в главных епархиальных соборах, и в Петербурге можно было видеть его в Исаакиевском кафедральном соборе неизменно сохранявшимся в том самом виде, в каком он совершался в XVII в. в Москве. Несущественное отличие в совершении его было лишь в Новгороде. Там омовение начиналось чтением протодиаконом и ключарем 10-го псалма. Протодиакон и ризничий вели священников из алтаря на средину собора не по двое, а по одному и подводили к святителю со словами: «А учениче, учитель глашает ти». Первый из священников, изображавший ап. Петра, садился по левую руку святителя, последний занимал место Иуды Искариотского. С него и начиналось омовение ног при чтении протодиаконом соответственных мест сверху Евангелия. После отпуста владыка кропил народ сверху водою. После совершения обряда, как у новгородского владыки, так и у московского патриарха, была трапеза для властей предержащих. Царь жаловал из своих государевых рук государевым жалованьем находившихся в Москве архиереев и раздавал милостыню по богадельням, больным и нищим, посещал тюрьмы, разговаривал с колодниками, освобождал нескольких преступников и выкупал посаженных в тюрьму за долги. По новгородскому уставу перед обедней совершалось еще общее елеосвящение пред столом, на котором среди священных предметов положены были семь ручек с кистями, обвитых ватою, называющихся «струнцами». По совершении елеосвящения ключари наливали масло в семь восковых сосудцев, а пред северными алтарными дверями поставлялся стол с медною лоханью и двумя кувшинами теплой воды и при этом две чарки и два полотенца. Семь старших духовных властей брали почать с маслом и кистью и становились к западу лицом, помазывали себя елеем, а потом принимали помазание от святителя; в алтаре омывали теплой водой масло на лбу и руках и затем приступали к разоблачению престола. При пении псалмов омывали престол из сосуда с укропом, вином и маслом, отирали белыми полотенцами, которые разрезали на мелкие части и раздавали народу. К этому же дню приурочено, по древнему обычаю, при митрополичьих кафедрах Московской и Киевской мироварение, совершаемое только тогда, когда, по соображению количества сверху мира, представляется в том надобность. Вечером в Великий четверг читается 12 Евангелий о земных страданиях Спасителя, и потому богослужение называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Совершение этих служб церковных известно всем, поэтому мы не будем описывать их, заметим только, что в Новгороде в былые времена святитель сам раздавал свечи народу и читал первое Евангелие в царских дверях, становясь лицом к народу, последнее Евангелие читал очередной иерей. О Чистом четверге среди русских сохранились суеверные представления, имевшие корни в языческой старине. Так, по поверью, в полночь встают из гробов мертвецы, вызванные колокольным звоном, неслышным живым, становятся перед церковью, и мертвец-священник читает молитву. Отворяются сами собою церковные двери, мертвецы входят в храм Божий, и начинается служба. По окончании обедни все христосуются и затем в том же порядке, в каком явились, расходятся в свои вечные жилища — могилы. В некоторых местах существует обычай пережигать с квасною гущею соль, оскверненную прикосновением руки Иуды-предателя; эта соль, так называемая «четверговая», хранится как целебное средство от всевозможных болезней. В Малороссии в этот день купаются в реке, стараясь окончательно омыть грехи свои; многие исповедуются и причащаются второй раз, и этот обычай принят повсеместно. Н. П. Степанов |