Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

человек кремень

Большой энциклопедический словарь

БРОКЕН-ХИЛЛСКИЙ ЧЕЛОВЕК - родезийский человек, череп и отдельные кости скелета человека неандертальского типа (см. Неандертальцы), обнаруженные уг. Брокен-Хилл (Кабве) в Замбии (Сев. Родезии) в 1921.
ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК - ископаемый человек, близкий к питекантропам. В 1907 найдена нижняя челюсть гейдельбергского человека в Мауэре, близ Гейдельберга (Германия). Древность окончательный вид 400 тыс. лет.
КРЕМЕНЬ - минеральное образование, состоящее из кварца и халцедона. Желто-бурые до черных конкреции, желваки, главным образом в известняках, меле и мергелях. Твердость окончательный вид 7. В древности - материал для каменных орудий. Применяется при изготовлении эмалей и глазурей, для шлифования и другие
РОДЕЗИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК - ископаемый примат (неандерталец), обнаруженный возлег. Кабве (Замбия).
СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" - сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и так далее Система "человек-машина" является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики.
СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК - (йети), существо, которое, как утверждают, обитает в Гималаях и другие высокогорных районах Центральной и Северо-Восточной Азии. Название снежный человек - перевод с тибетского "метох кангми". Имя "йети" дано шерпами Непала. Легенды утверждают, что снежный человек - волосатое существо с крупным туловищем, как у обезьян, лицом, напоминающим человека, с руками до колен, передвигающееся на мощных ногах. Прямого подтверждения существования йети не имеется.
ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и другие ), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, окончательный вид 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. новое, ново- олдувайская культура). Ок. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Вост. Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке окончательный вид 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. новое, ново- сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА - ( английское; слово английского происхождения Man and Biosphere - МАВ), долгосрочная межправительственная междисциплинарная программа научно-исследовательских проблем управления естественными ресурсами. Принята в 1970 на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В программе участвует сверху 100 стран, в тысяча число, числительное Россия. Включает 14 проектов, изучающих влияние многообразной деятельности человека на основные типы природных сообществ и на окружающую среду в целом.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

кремень - Colloq о человеке с твердым характером
» кремень - кремень очень твердый камень, Primo употребляется, употребительно, употребительный для высекания огня
человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда Ч.- это звучит гордо. Рабочий число, числительное Ученый число, числительное Честный число, числительное Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой число, числительное (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески; разговорная форма ). Вот число, числительное ! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разговорная форма ). Все мы люди, все человеки (никто не лишен человеческих слабостей;шутл.).
» человек - человек В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

КРЕМЕНЬ - малый или мужской род самый твердый и жесткий из простых камней, служивший прежде особ. для добычи огня (до самогарных спичек).
» КРЕМЕНЬ - о человеке, крепкого нрава, твердый, стойкий; безжалостный; скупой. Игра в кремушки, в кремешки, в череночки (на юга, в креймахи), детская игра, подкидка и подхват камешков, иверней посуды. В смоленское говорится, говорят кремсень и кромсало, кремень и огниво. В кремне огня не видать. В человеке душа, что в кремне огонь. Тороват, как кремень: обухом не ударишь, искры не увидишь. Бог ударил кремнем о кремень посыпалась ангелы, архангелы, херувимы, серафимы; черт ударил кремень о кремень посыпались лешие, домовые, русалки, ягибабы. Кремневый, кремневой, к кремню относящийся Кремневое ружье, противоположное, в противоположном значении ударное. Кремневка женский род кремневая кислота, кремнезем. Кременный, из кремня слеланный. Кремяный псковское смоленское твердый или подобный кремню. Кремнистый, содержащий в себе кремни, кремненосный, или содержащий кремнезем, кремнеземистый. Кремневатый, на кремень похожий; кремнистый, в меньшей мере нистость неватость женский род свойство, принадлежность, по значение прилагательное Кремневик, кремняк, голыш, кремень, кременный камень, кремневщик малый или мужской род торгующий кремнями. Кремнебой сек малый или мужской род рабочий, гранящий кремни молотком. Кремнеломка ж ломня, где копают кремни. Кремник малый или мужской род старый, старая форма имени кремль. Кремница ничка, кременница, трутница, огнивица. Кремляк малый или мужской род сев. человек кремень. Кремний малый или мужской род химическое начало, основа, стихия всех кремнистых пород. Большею частию основаньем земель служат металлы, но кремний или силиций вещество среднее между металлом и углем, и в соединении с кислородом образует кремнезем (окись), кремневую землю или кислоту. Кремнеземный, к кремнезему относящийся Кремнекислый земистый, соединеный с кремнеземом, в виде соли.
ЧЕЛОВЕК - малый или мужской род каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою это сердце и думка. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека. Посему нередко человек значит существо, достойное этого имени. Человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом; человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает; человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его вечность, закон совесть, в искусе побеждает; человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его царство Божие, закон духовное чутье, искушенья он презирает. Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его.
» ЧЕЛОВЕК - Служитель, прислуга, лакей или комнатный. Эй, человек, подай, трубку! Человек Божий, пророк, избранец. Божий человек, святой, праведной жизни;
» ЧЕЛОВЕК - юродивый, божевольный. Алексея Божьего человека, праздничный 17 марта, Алексея теплого, Алексеясгорвода, либо: Алексея пролей кувшин. С гор вода, а рыба со стану (с зимовья). На Алексея теплого доставай ульи (южн.). Покинь сани, сряжай телегу. Сани на поветь. Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма. День гусиных боев, спускают гусаков. Эка человечка Бог дал, дрянного человечишка! Человечек весь с надолбу. Человечища в сажень. Это человечища, выродок, изверг.
» ЧЕЛОВЕК - Человечек, в глазу, зрачок, зенко, зеница, зорок, мальчик, потому что в чужом зрачке видишь себя будто бы в толстом зеркале. Людей много, да человека нет. Человек посвоему, а Бог посвоему. Людейто много, да человека нет. Все мы люди, все человеки. Что ты человек, то и я. Не человек, а беремя пустяков. Человек по сердцу половина венца. На живого человека никто не угодит. Человек не скотина недолго испортить. Человек не для себя родится (для Бога и людей). Блажен человек, иже и скоты милует. Не с богатством жить, а с человеком. Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью. Божеское не от человека, а человек от Бога. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сходится. Обознаться в человеке к свадьбе или к покойнику. Человека не пощажу, а тебя достану (говорит Бог диаволу, поражая его громовой стрелой). Человечий, человеческий, к человеку относящийся , ему свойственный. Человечий образ вид облик. Образ человечий, а думка скотская. Человечьего голосу не услышишь, об одиночестве. Речи человечьи, да дела дьявольские. Сын человеч, Христос, Спаситель. Человечий род делится на пять главных племен, по частям света. Грешить это дело человеческое, а коснеть во грехе дьявольское. Посрамляет Бог суды человеческие. Человексмерть, оборотень, олицетворяющий повальные болезни, чуму и прочее Человеческое, человечное обращенье с кем, достойное человека, людское, милосердое, противоположное, в противоположном значении жестокое, бесчеловечное.
» ЧЕЛОВЕК - Человечный, новгородское нижегородское казанское рослый и плотный, видный собою, мужественный, молодец, ражий. Он чел`эшный мужик, и баба его чел`эшна. Человечность, состоянье человечного, человеческого. Человечество средний род все люди вместе взятые. Все человечество подпало человеческим слабосотям. Грубость нравов упрек человечеству.
» ЧЕЛОВЕК - Добрые свойства и природа людей, милосердие, любовь к ближнему, сочувствие. В нем нет человечества, людскости. Челядь, чадь женский род собирательное (от чадо?) домочадцы, слуги, прислуга, работники, дворовые люди. Верный строитель (домострой) и мудрый, его же поставит Господь над челядию своею, Евангелие от Луки До молотьбы далеко, а челядь корми. Челядин, челядинец, челядник малый или мужской род домочадец, слуга, работник; челядинка, челядница, челядка женский род то же. Челядник, воронежское тамбовский, тамбовское саратовское и поныне работник, батрак, казак, наймит, слуга. Отрепьев был у Сендомирского за челядника, Котошихин. Не оставихом у него ни челядина, 'Поучение' Владимира Мономаха. Ср. Влд. слово из сочинения Владимира Мономаха. Ср. Духвн. Мнм. . Челядный, к челяди относящийся
» ЧЕЛОВЕК - Челядно, воронежское снежно? Челядня женский род изба для дворовых, людская, застольная, черная.
» ЧЕЛОВЕК - Новг. тверское большая семья. В Словаре Академии, где вообще собрано все, без разбору и поверки, много слов писано так, будто корень их от чело, а объяснений нет никаких, например челоуха вместо целуха; чело и челось вместо чаял, чаялось; чёлый вместо целый, челизна вместо целизна; челиться вместо чалиться и прочее Понаслышке и по произношенью нельзя так коверкать языка. Человековидный, человекообразный, человечный, человеческий по образу, внешности. Человекогубительное пьянство. Человекогубец, человекогубитель, душегубец. Человеколюбие, любовь к ближнему, состраданье, милосердие. Человеколюбный, человеколюбивый государь. Нет супротив Бога человеколюбца! Человеконенавиденье, ненависть и злоба на всех. Человеконенавистник, человеконенавистница, злой враг человечества. Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть, Евангелие от Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а или послание Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Ересь хлыстов и скопцов основана на человекопоклонении, они человекопоклонники. Всякий враг истины человекоубийца. Человекоугодие, человекоугожденье, лицемерие, потворство людям, из своих видов. Человекоугодная лесть. Человекоугодник, человекоугодница, пролаза, льстец. Песию главу имеяше, от страны человекоядец (человекоядцев), Пролог, 9 мая, из людоедов.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

душа-человек - смотрите также добрый, милый
кремень - смотрите также камень || человек-кремень
Человек - лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный. Мн. число, числительное : люди, люд, народ, публика. Обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов). Охотники -- народ неразборчивый. Ни одной души. Человек, подай стакан вина! (обращение к слуге). Муж совета. Людей много, да человека нет. Выходить в люди. Гибла масса невинного люда. Действующие лица (в театральной пьесе), персонажи, герои. Ср. <Единица>. См. прислуга || грешный человек, душа-человек, как один человек, молодой человек, ни один человек, пожилой человек, придворный человек
человек-кремень - смотрите также упрямый

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

КРЕМЕНЬ - кремня, малый или мужской род Минерал, состоящий из кремнезема, очень твердый камень, употреблявшийся прежде для высекания огня. Серые кремни для зажигалок. || в переносном значении О человеке со стойким непреклонным характером, скупце (простореч.).
ЧЕЛОВЕК - человека, в значение множественное число Употр. люди (человеки - устаревший, устаревшая форма и шутл., косв. падеж человек, человекам ит. дательный падеж или дюйм - только в сочетании с колич. словами), малый или мужской род
. . . 1. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда....Эксплоатация человека человеком уничтожена, ликвидирована, а социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждена, Как незыблемая основа нашего советского общества. Сталин. Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо (перев. латинское изречения: homo sum et nihil humani a me alienum puto). (Американская демократия) на деле не дает человеку никаких свобод и только маскирует эксплоатацию человека человеком. Ильф и Петров. На бульваре сидело пять человек. Отряд в пятьдесят человек. Кругом совершенно не было людей. Красивый человек. Рослый человек. Здоровые люди. Он нашел у ней человек двадцать гостей, мужчин и женщин. Тургенев. Я этого человека никогда не видал. Знаешь ли ты кого-нибудь из этих людей? || только с определением. То же, Как носитель каких-нибудь внутренних качеств, свойств, личность. Служил он у нас и был человек честный и не пьющий. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Не человек - змея! Грибоедов. Русский человек способен быть действительным героем, но Это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Хороший человек. Добрый человек. Ученый человек. Несчастный человек. Гадкий человек. Что он за человек? Человек он не плохой. Милейший, добрейшей души человек. Невыносимый человек.
. . . 2. То же, Как обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств ( слово книжное риторическое ). Человек - Это звучит гордо. М. Максим Горький; слово из произведений Максима Горького .
. . . 3. Употр. в значение местоимения: всякий ( то есть любой человек), никто ( то есть никакой человек), кто-нибудь ( то есть какой-нибудь человек) и тому подобные Ему ничего не стоит обидеть человека. Человек никогда не должен себя ронять. Тургенев. Как можно... написать Это человеку, который нарочно за сто шестьдесят верст приехал, чтобы сказать последнее прости. Гончаров.Человек устал, а вы пристаете с пустяками (может быть сказано вместо я устал, он устал, NN устал и другие ). - Не всегда, этак случается, чтобы вот стал человек, да и брякнул вам всю подноготную. Это хоть и случается, в особенности, когда человека из последнего терпения выведешь, но, во всяком случае, редко. Достоевский. 4. При крепостном праве - дворовый слуга или вообще помещичий служитель (в частности - в отличие от крестьян-земледельцев; истор.). - Я нашел Для тебя здесь же в доме квартиру. Комната превеселенькая... Для человека есть передняя. Гончаров. Входит человек и докладывает, Что меня спрашивает госпожа Полтева. Тургенев. К вам человек с докладом. Грибоедов. Я дворовый человек господ Дубровских. Пушкин. Я, сударь, отправлю (письмо) с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться. Гоголь. Это не я, а люди Ильинские сказывали, Что барин, дескать, сватался. Гончаров. Однажды утром, когда он проснулся и позвонил, человек, вместе с чаем, принес ему три письма. Гончаров. || Официант, половой (дореволюц.). Человек, рюмку водки! "Человек из ресторана" (название повести Шмелева).
. . . Божий человек ( устаревший, устаревшая форма , народный - поэтично, в языке поэтов ) - юродивый. все мы люди, все человеки или все мы человеки ( разговорная форма ) - шутливая поговорка в извинение каких-нибудь слабостей или недостатков. Что делать, Анна Павловна, все мы человеки. Гончаров. Молодой человек ( разговорная форма ) - обращение к юноше, лицу молодого возраста или (шутл.) к мальчику.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Алексей - Божий человек - Алексе́й - Бо́жий челове́к -- Алексе́й - Бо́жий челове́к
душа-человек - душа́-челове́к -- душа́-челове́к, другие фор-мы не употребляется, употребительно, употребительный
кремень - креме́нь -- креме́нь, -мн`я
кремень-баба - креме́нь-ба́ба -- креме́нь-ба́ба, -ы
кремень-парень - креме́нь-па́рень -- креме́нь-па́рень, -па́рня
мил-человек - мил-челове́к -- мил-челове́к (обращение)
Подпольный человек - Подпо́льный челове́к -- Подпо́льный челове́к (лит. персонаж)
человек - челове́к -- челове́к, -а
человек-амфибия - челове́к-амфи́бия -- челове́к-амфи́бия, челове́ка-амфи́бии
человек-легенда - челове́к-леге́нда -- челове́к-леге́нда, челове́ка-леге́нды
Человек-невидимка - Челове́к-невиди́мка -- Челове́к-невиди́мка, Челове́ка-невиди́мки (лит. персонаж)
Человек с большой буквы - Челове́к с больш`ой бу́квы -- Челове́к с больш`ой бу́квы
чудак-человек - чуда́к-челове́к -- чуда́к-челове́к, другие формы не употребляется, употребительно, употребительный

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

кремень - малый или мужской род
- - - 1) Очень твердый минерал, состоящий из кварца и халцедона (ранее употреблявшийся для высекания огня, а в настоящее время - применяющийся при изготовлении эмали, глазури и тысяча п.).
- - - 2) в переносном значении разговорная форма Человек с твердым, непреклонным характером.
человек - малый или мужской род
- - - 1) а) Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. б) Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
- - - 2) Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.
- - - 3) а) Любое лицо; всякий. б) Некое лицо; кто-либо
- - - 4) а) устаревший, устаревшая форма Дворовый слуга (в Российском государстве при крепостном праве). б) Любой слуга мужского пола; лакей. в) Официант в трактире, ресторане; половой.
- - - 5) смотрите также также люди (1*).
человек-невидимка - малый или мужской род Тот, кто стал невидимым (в сказках, в фантастической литературе и тысяча п.).

Библия. Энциклопедический словарь

ЧЕЛОВЕК - (Быт 1:26-27, 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и другие ). святой Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами. 1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие, и отражает в себе совершенства Божественные (Быт 1:27, 2:7, Прем.Солом 2:23, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Ек 7:29, Прем.Солом 2:23). 2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному. 3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и, наконец, возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир 17:5-6, Прем. Солом. 7:17-21, Рим 1:19-20). Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим 2:15, 1 Кор 4:4, 2 Кор 1:12, Евр 13:18, Деян 23:1). Она имеет чувство или сердце — способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой, и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага — Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин 16:20-22, Лк 6:45). Она имеет желательную способность — волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир 15:14-17, Быт 2:16,17, 3:2-6, Мф 19:17, 23:37, Вт 30:19, Ис Нав. 24:15-24, Ис 1:19-20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев 19:2, 1 Пет 1:15, Мф 5:48, послание апостола Павла к Ефесеям 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир 17:7,8, Мф 5:16, 1 Пет 4:11) и, наконец, в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин 17:21-26, Мф 13:43). С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала свою духовность и часть своего свободного произволения (Быт 9:6, Рим 7:18); остался ум и закон его — стремление к истине и желание добра (Рим 1:20, 2:14-15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом, благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез 33:11, 1 Ин 2:2, Рим 5:17-19, Еф. 1:4,2:4-7, 1 Тим 2:4-6 и другие ).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ - († 411), относится к числу самых любимых православных святых. Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя. Здесь, отдав все свое имущество нуждающимся, становится нищим, просящим подаяния. Святой посещает храм Божий и каждое воскресенье причащается святой Тайн Господних. Всемилостивая Матерь Божия через сонное видение возвестила пономарю местной церкви, что на паперти сидит истинно Божий человек. Но сверху Алексий не хотел никакой славы и бежал из Едессы на корабле в Рим. Не узнанный никем, семнадцать лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от других слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка. У русских этот святой назывался Теплым, потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея человека Божия — с гор потоки». Память прп. Алексию отмечается 17/30 марта.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

система человек - машина - система управления, в которой человек (группа людей) управляет техническим устройством для достижения определенной цели ( например , производства материальных ценностей); С. число, числительное - малый или мужской род является предметом изучения в эргономике и инженерной психологии.
человек - (Homo sapiens) - высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
человек из Брокен-Хилла - ископаемый человек, относящийся к палеоантропам.
человек гейдельбергский - (Homo heidelbergensis) - ископаемый человек, относящийся к архантропам.
"человек стандартный" - совокупность средних величин антропометрических, анатомических и физиологических показателей, характеризующих человека, обычно конкретизированная для групп населения, выделенных по возрасту, полу и национальной принадлежности; применяется в гигиенической кг эргономической практике.

Cловарь философских терминов

ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК—субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с древний формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философские концепции Ч. образуют сложный конгломерат идей (экзистенциализм, философская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов — идеалистического, религиозно-мистического понимания сущности Ч. и натуралистического антропологизма, использующего биологизаторские подходы. Марксизм связывает понимание сущности Ч. с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе к-рой Ч. оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” (Т. 42. С. 265). Подчеркивая значение общественных связей и характеристик Ч., марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности Ч., марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых. Ч. как биосоциальное существо не обладает “двойственной природой”. Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в “снятом виде”, через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка (Биологическое и социальное). Индивидуальное и историческое развитие Ч.— процесс присвоения и воспроизведения социокультур-ного опыта человечества, “абсолютного движения становления” (К. Маркс) человеческого в Ч. Марксизм отвергает биологизаторские концепции Ч., к-рые порождаются сегодня, в частности, со ссылками на этологию, генетику и другие науки. Он связывает развитие Ч. с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному об-ву, при к-ром полное и всестороннее, свободное развитие каждого индивида, всех членов об-ва становится “самоцелью”. Ч. будущего — это Ч. разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил Ч.— его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального “Я” Ч. утверждает себя как существо общественное, жизнь к-рого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом (Смысл жизни).

Словарь "воровского жаргона" ( разговорная форма )

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК - - воp-pецидивист
ДАЛ КУСОК ХЛЕБА ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК - - нечаянно выдал на допpосе соучастников
Это интересно


Россия