Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
человекБольшой энциклопедический словарьБРОКЕН-ХИЛЛСКИЙ ЧЕЛОВЕК - родезийский человек, череп и отдельные кости скелета человека неандертальского типа (см. Неандертальцы), обнаруженные уг. Брокен-Хилл (Кабве) в Замбии (Сев. Родезии) в 1921.ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК - ископаемый человек, близкий к питекантропам. В 1907 найдена нижняя челюсть гейдельбергского человека в Мауэре, близ Гейдельберга (Германия). Древность окончательный вид 400 тыс. лет. РОДЕЗИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК - ископаемый примат (неандерталец), обнаруженный возлег. Кабве (Замбия). СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" - сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и так далее Система "человек-машина" является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики. СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК - (йети), существо, которое, как утверждают, обитает в Гималаях и другие высокогорных районах Центральной и Северо-Восточной Азии. Название снежный человек - перевод с тибетского "метох кангми". Имя "йети" дано шерпами Непала. Легенды утверждают, что снежный человек - волосатое существо с крупным туловищем, как у обезьян, лицом, напоминающим человека, с руками до колен, передвигающееся на мощных ногах. Прямого подтверждения существования йети не имеется. ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и другие ), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, окончательный вид 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. новое, ново- олдувайская культура). Ок. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Вост. Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке окончательный вид 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. новое, ново- сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства. ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА - ( английское; слово английского происхождения Man and Biosphere - МАВ), долгосрочная межправительственная междисциплинарная программа научно-исследовательских проблем управления естественными ресурсами. Принята в 1970 на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В программе участвует сверху 100 стран, в тысяча число, числительное Россия. Включает 14 проектов, изучающих влияние многообразной деятельности человека на основные типы природных сообществ и на окружающую среду в целом. ВЕС ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА - смотрите также Масса тела человека. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие ), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и другие ). По резолюции Генеральной ассамблеи ООН (1948) 10 декабря отмечается как День прав человека. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - смотрите также Всеобщая декларация прав человека. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению. Объявляла неприкосновенной частную собственность. ДЛИНА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА - (рост), в антропологии один из общих антропометрических признаков. Входит в показатель физического развития человека. Длина тела человека зависит от внешнесредовых и наследственных величин, от возраста, пола и так далее Окончательный рост достигается у мужчин в 18-20 лет, у женщин в 16-18; средний рост женщин на 8-11 см меньше, чем мужчин. Рост мужчин ниже 125 см определяется как карликовость, выше 200 см - как гигантизм. Эпохальные изменения длины тела человека проявляются, в частности, в акселерации. МАССА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА - (вес), в антропологии один из основных антропометрических признаков, определяющих физическое развитие. ПАКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА - два международных договора в области защиты прав человека, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Пакты положены в основу Декларации прав граждан Российской Федерации 1991, а также статей Конституции 1993 о правах и свободах человека и гражданина. РОСТ ЧЕЛОВЕКА - смотрите также Длина тела человека. ЧЕЛОВЕКО-ДЕНЬ - единица учета рабочего времени. В человеко-днях учитываются: отработанное время (явка рабочего на работу независимо от фактически отработанного времени), целодневные простои, неявка на работу по разным причинам (отпуск и другие ), праздничные и выходные дни. ЧЕЛОВЕКО-ЧАС - единица учета рабочего времени. В человеко-часах учитываются как фактически отработанное всеми рабочими время за день, месяц, квартал, год, так и простои. ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ - то же, что понгиды. ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ - (гоминоиды), надсемейство обезьян отряда приматов. 3 семейства: гиббоны, понгиды, или человекообразные обезьяны, а также гоминиды с одним современным видом - человек разумный. Численность представителей первых 2 семейств сокращается, находятся под охраной. 8 видов в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Словарь русского языка С. И. Ожеговачеловек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда Ч.- это звучит гордо. Рабочий число, числительное Ученый число, числительное Честный число, числительное Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой число, числительное (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески; разговорная форма ). Вот число, числительное ! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разговорная форма ). Все мы люди, все человеки (никто не лишен человеческих слабостей;шутл.).» человек - человек В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга человеко- - Первая часть сложных слов со значение относящийся к людям, к человеку человекоподобный, человеколюбец, человеконенавистник » человеко- - человеко- Первая часть сложных слов со значение относящийся к возможностям или потребностям одного человека в определенный отрезок времени человеко-доза, человеко-единица, человеко-койка (в больнице, лечебном стационаре), человеко-смена. человеко-день - единица учета рабочего времени, которая выполняется одним человеком за один рабочий день человеко-час - единица учета рабочего времени: количество работы, которая выполняется одним человеком за один рабочий час человеколюбивый - обладающий человеколюбием человеколюбие - любовь к людям, гуманность Проявить число, числительное Сделать что-нибудь из человеколюбия. Во имя человеколюбия. человеконенавистник - человек, ненавидящий людей, мизантроп человеконенавистничество - ненависть к людям, к человечеству, мизантропия человекообразный - похожий на человека Человекообразная обезьяна. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальЧЕЛОВЕК - малый или мужской род каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою это сердце и думка. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека. Посему нередко человек значит существо, достойное этого имени. Человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом; человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает; человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его вечность, закон совесть, в искусе побеждает; человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его царство Божие, закон духовное чутье, искушенья он презирает. Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его.» ЧЕЛОВЕК - Служитель, прислуга, лакей или комнатный. Эй, человек, подай, трубку! Человек Божий, пророк, избранец. Божий человек, святой, праведной жизни; » ЧЕЛОВЕК - юродивый, божевольный. Алексея Божьего человека, праздничный 17 марта, Алексея теплого, Алексеясгорвода, либо: Алексея пролей кувшин. С гор вода, а рыба со стану (с зимовья). На Алексея теплого доставай ульи (южн.). Покинь сани, сряжай телегу. Сани на поветь. Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма. День гусиных боев, спускают гусаков. Эка человечка Бог дал, дрянного человечишка! Человечек весь с надолбу. Человечища в сажень. Это человечища, выродок, изверг. » ЧЕЛОВЕК - Человечек, в глазу, зрачок, зенко, зеница, зорок, мальчик, потому что в чужом зрачке видишь себя будто бы в толстом зеркале. Людей много, да человека нет. Человек посвоему, а Бог посвоему. Людейто много, да человека нет. Все мы люди, все человеки. Что ты человек, то и я. Не человек, а беремя пустяков. Человек по сердцу половина венца. На живого человека никто не угодит. Человек не скотина недолго испортить. Человек не для себя родится (для Бога и людей). Блажен человек, иже и скоты милует. Не с богатством жить, а с человеком. Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью. Божеское не от человека, а человек от Бога. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сходится. Обознаться в человеке к свадьбе или к покойнику. Человека не пощажу, а тебя достану (говорит Бог диаволу, поражая его громовой стрелой). Человечий, человеческий, к человеку относящийся , ему свойственный. Человечий образ вид облик. Образ человечий, а думка скотская. Человечьего голосу не услышишь, об одиночестве. Речи человечьи, да дела дьявольские. Сын человеч, Христос, Спаситель. Человечий род делится на пять главных племен, по частям света. Грешить это дело человеческое, а коснеть во грехе дьявольское. Посрамляет Бог суды человеческие. Человексмерть, оборотень, олицетворяющий повальные болезни, чуму и прочее Человеческое, человечное обращенье с кем, достойное человека, людское, милосердое, противоположное, в противоположном значении жестокое, бесчеловечное. » ЧЕЛОВЕК - Человечный, новгородское нижегородское казанское рослый и плотный, видный собою, мужественный, молодец, ражий. Он чел`эшный мужик, и баба его чел`эшна. Человечность, состоянье человечного, человеческого. Человечество средний род все люди вместе взятые. Все человечество подпало человеческим слабосотям. Грубость нравов упрек человечеству. » ЧЕЛОВЕК - Добрые свойства и природа людей, милосердие, любовь к ближнему, сочувствие. В нем нет человечества, людскости. Челядь, чадь женский род собирательное (от чадо?) домочадцы, слуги, прислуга, работники, дворовые люди. Верный строитель (домострой) и мудрый, его же поставит Господь над челядию своею, Евангелие от Луки До молотьбы далеко, а челядь корми. Челядин, челядинец, челядник малый или мужской род домочадец, слуга, работник; челядинка, челядница, челядка женский род то же. Челядник, воронежское тамбовский, тамбовское саратовское и поныне работник, батрак, казак, наймит, слуга. Отрепьев был у Сендомирского за челядника, Котошихин. Не оставихом у него ни челядина, 'Поучение' Владимира Мономаха. Ср. Влд. слово из сочинения Владимира Мономаха. Ср. Духвн. Мнм. . Челядный, к челяди относящийся » ЧЕЛОВЕК - Челядно, воронежское снежно? Челядня женский род изба для дворовых, людская, застольная, черная. » ЧЕЛОВЕК - Новг. тверское большая семья. В Словаре Академии, где вообще собрано все, без разбору и поверки, много слов писано так, будто корень их от чело, а объяснений нет никаких, например челоуха вместо целуха; чело и челось вместо чаял, чаялось; чёлый вместо целый, челизна вместо целизна; челиться вместо чалиться и прочее Понаслышке и по произношенью нельзя так коверкать языка. Человековидный, человекообразный, человечный, человеческий по образу, внешности. Человекогубительное пьянство. Человекогубец, человекогубитель, душегубец. Человеколюбие, любовь к ближнему, состраданье, милосердие. Человеколюбный, человеколюбивый государь. Нет супротив Бога человеколюбца! Человеконенавиденье, ненависть и злоба на всех. Человеконенавистник, человеконенавистница, злой враг человечества. Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть, Евангелие от Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а или послание Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Ересь хлыстов и скопцов основана на человекопоклонении, они человекопоклонники. Всякий враг истины человекоубийца. Человекоугодие, человекоугожденье, лицемерие, потворство людям, из своих видов. Человекоугодная лесть. Человекоугодник, человекоугодница, пролаза, льстец. Песию главу имеяше, от страны человекоядец (человекоядцев), Пролог, 9 мая, из людоедов. Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )душа-человек - смотрите также добрый, милыйЧеловек - лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный. Мн. число, числительное : люди, люд, народ, публика. Обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов). Охотники -- народ неразборчивый. Ни одной души. Человек, подай стакан вина! (обращение к слуге). Муж совета. Людей много, да человека нет. Выходить в люди. Гибла масса невинного люда. Действующие лица (в театральной пьесе), персонажи, герои. Ср. <Единица>. См. прислуга || грешный человек, душа-человек, как один человек, молодой человек, ни один человек, пожилой человек, придворный человек человек-кремень - смотрите также упрямый человеколюбивый - смотрите также ласковый Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаЧЕЛОВЕК - человека, в значение множественное число Употр. люди (человеки - устаревший, устаревшая форма и шутл., косв. падеж человек, человекам ит. дательный падеж или дюйм - только в сочетании с колич. словами), малый или мужской род. . . 1. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда....Эксплоатация человека человеком уничтожена, ликвидирована, а социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждена, Как незыблемая основа нашего советского общества. Сталин. Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо (перев. латинское изречения: homo sum et nihil humani a me alienum puto). (Американская демократия) на деле не дает человеку никаких свобод и только маскирует эксплоатацию человека человеком. Ильф и Петров. На бульваре сидело пять человек. Отряд в пятьдесят человек. Кругом совершенно не было людей. Красивый человек. Рослый человек. Здоровые люди. Он нашел у ней человек двадцать гостей, мужчин и женщин. Тургенев. Я этого человека никогда не видал. Знаешь ли ты кого-нибудь из этих людей? || только с определением. То же, Как носитель каких-нибудь внутренних качеств, свойств, личность. Служил он у нас и был человек честный и не пьющий. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Не человек - змея! Грибоедов. Русский человек способен быть действительным героем, но Это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Хороший человек. Добрый человек. Ученый человек. Несчастный человек. Гадкий человек. Что он за человек? Человек он не плохой. Милейший, добрейшей души человек. Невыносимый человек. . . . 2. То же, Как обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств ( слово книжное риторическое ). Человек - Это звучит гордо. М. Максим Горький; слово из произведений Максима Горького . . . . 3. Употр. в значение местоимения: всякий ( то есть любой человек), никто ( то есть никакой человек), кто-нибудь ( то есть какой-нибудь человек) и тому подобные Ему ничего не стоит обидеть человека. Человек никогда не должен себя ронять. Тургенев. Как можно... написать Это человеку, который нарочно за сто шестьдесят верст приехал, чтобы сказать последнее прости. Гончаров.Человек устал, а вы пристаете с пустяками (может быть сказано вместо я устал, он устал, NN устал и другие ). - Не всегда, этак случается, чтобы вот стал человек, да и брякнул вам всю подноготную. Это хоть и случается, в особенности, когда человека из последнего терпения выведешь, но, во всяком случае, редко. Достоевский. 4. При крепостном праве - дворовый слуга или вообще помещичий служитель (в частности - в отличие от крестьян-земледельцев; истор.). - Я нашел Для тебя здесь же в доме квартиру. Комната превеселенькая... Для человека есть передняя. Гончаров. Входит человек и докладывает, Что меня спрашивает госпожа Полтева. Тургенев. К вам человек с докладом. Грибоедов. Я дворовый человек господ Дубровских. Пушкин. Я, сударь, отправлю (письмо) с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться. Гоголь. Это не я, а люди Ильинские сказывали, Что барин, дескать, сватался. Гончаров. Однажды утром, когда он проснулся и позвонил, человек, вместе с чаем, принес ему три письма. Гончаров. || Официант, половой (дореволюц.). Человек, рюмку водки! "Человек из ресторана" (название повести Шмелева). . . . Божий человек ( устаревший, устаревшая форма , народный - поэтично, в языке поэтов ) - юродивый. все мы люди, все человеки или все мы человеки ( разговорная форма ) - шутливая поговорка в извинение каких-нибудь слабостей или недостатков. Что делать, Анна Павловна, все мы человеки. Гончаров. Молодой человек ( разговорная форма ) - обращение к юноше, лицу молодого возраста или (шутл.) к мальчику. человека - находящегося на свободе, не в заключении, не в тюрьме (тюремное арго). Письмо товарищам на волю. || Освобождение крестьян от крепостной зависимости (обл.). Это случилось уже после воли. . . . 5. Полная, ничем не сдерживаемая свобода в проявлении чувств, в действиях или поступках ( разговорная форма ). Дать волю слезам. Рукам воли не давай. . . . Воля ваша, твоя или твоя, ваша добрая воля ( разговорная форма ) - как хотите, хочешь, в твоей, вашей власти. С воли (простореч.) - со стороны. Принимают на работу с воли, без биржи труда. Последняя воля ( слово книжное ) - предсмертное завещательное распоряжение. Волею судеб ( слово книжное ) - случайно, в силу обстоятельств. Волей-неволей - смотрите также волей. На волю (простореч.) - наружу, на свежий воздух. Выйти на волю. Открыть дверь на волю. М. Максим Горький; слово из произведений Максима Горького . ЧЕЛОВЕКОДЕНЬ - человекодня, малый или мужской род (экон.). Единица исчисления работы, выполняемой одним человеком за рабочий день. ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ - человеколюбца, малый или мужской род ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Тот, кто полон человеколюбия, любви к людям. ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ - человеколюбивая, человеколюбивое; человеколюбив, человеколюбива, человеколюбиво ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Отличающийся человеколюбием. ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - человеколюбия, множественное число нет, средний род ( слово книжное ). Любовь к людям, милосердие. ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИК - (сн), человеконенавистника, малый или мужской род ( слово книжное ). Человек, исполненный ненависти, злобы к людям, к человечеству. ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСКИЙ - (сн), человеконенавистническая, человеконенавистническое ( слово книжное ). Свойственный человеконенавистнику, проникнутый человеконенавистничеством. Человеконенавистнический поступок. ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВО - (сн), человеконенавистничества, множественное число нет, средний род ( слово книжное ). Образ мыслей, чувств и поступков человеконенавистника, ненависть и злоба к человечеству. ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЙ - человекообразная, человекообразное; человекообразен; человекообразна, человекообразно (кнпжн.). Похожий на человека, напоминающий человека. Человекообразное существо. Человекообразная обезьяна. ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО - человекоубийства, средний род ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Убийство человека. ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА - человекоубийы, малый или мужской род и женский род ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Убийца человека. ЧЕЛОВЕКОЧАС - человекочаса, малый или мужской род (экон.). Единица исчисления работы, выполняемой в час одним человеком. Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)Алексей - Божий человек - Алексе́й - Бо́жий челове́к -- Алексе́й - Бо́жий челове́кдуша-человек - душа́-челове́к -- душа́-челове́к, другие фор-мы не употребляется, употребительно, употребительный мил-человек - мил-челове́к -- мил-челове́к (обращение) Подпольный человек - Подпо́льный челове́к -- Подпо́льный челове́к (лит. персонаж) человек - челове́к -- челове́к, -а человек-амфибия - челове́к-амфи́бия -- челове́к-амфи́бия, челове́ка-амфи́бии человек-легенда - челове́к-леге́нда -- челове́к-леге́нда, челове́ка-леге́нды Человек-невидимка - Челове́к-невиди́мка -- Челове́к-невиди́мка, Челове́ка-невиди́мки (лит. персонаж) Человек с большой буквы - Челове́к с больш`ой бу́квы -- Челове́к с больш`ой бу́квы чудак-человек - чуда́к-челове́к -- чуда́к-челове́к, другие формы не употребляется, употребительно, употребительный Декларация прав человека - Деклара́ция пра́в челове́ка -- Деклара́ция пра́в челове́ка (1948) человеко-день - челове́ко-де́нь -- челове́ко-де́нь, -дн`я человеко-смена - челове́ко-сме́на -- челове́ко-сме́на, -ы человеко-час - челове́ко-ча́с -- челове́ко-ча́с, -а, множественное число -`ы, -`ов человекобог - человекобо́г -- человекобо́г, -а человековед - человекове́д -- человекове́д, -а человековедение - человекове́дение -- человекове́дение, -я человеколюб - человеколю́б -- человеколю́б, -а человеколюбец - человеколю́бец -- человеколю́бец, -бца, тв. -бцем, родительный падеж или река множественное число -бцев человеколюбивый - человеколюби́вый -- человеколюби́вый человеколюбие - человеколю́бие -- человеколю́бие, -я человекомашинный - человекомаши́нный -- человекомаши́нный человеконенавистник - человеконенави́стник -- человеконенави́стник, -а человеконенавистнический - человеконенави́стнический -- человеконенави́стнический человеконенавистничество - человеконенави́стничество -- человеконенави́стничество, -а человекообразный - человекообра́зный -- человекообра́зный; кр. ф . -зен, -зна человекоподобный - человекоподо́бный -- человекоподо́бный; кр. ф . -бен, -бна человекоубийство - человекоуби́йство -- человекоуби́йство, -а человекоубийца - человекоуби́йца -- человекоуби́йца, -ы, малый или мужской род и женский род Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойчеловек - малый или мужской род- - - 1) а) Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. б) Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность. - - - 2) Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств. - - - 3) а) Любое лицо; всякий. б) Некое лицо; кто-либо - - - 4) а) устаревший, устаревшая форма Дворовый слуга (в Российском государстве при крепостном праве). б) Любой слуга мужского пола; лакей. в) Официант в трактире, ресторане; половой. - - - 5) смотрите также также люди (1*). человек-невидимка - малый или мужской род Тот, кто стал невидимым (в сказках, в фантастической литературе и тысяча п.). человеко- - Первая часть сложных слов, вносящая значение: относящийся к потребностям или возможностям одного человека (человеко-день, человеко-час и тысяча п.). человеко... Начальная часть сложных слов, вносящая значение: относящийся к человеку, людям, связанный с ними (человеколюбивый, человекообразный, человекоподобный и тысяча п.). человеко-день - малый или мужской род Единица учёта рабочего времени, исчисляемая количеством работы, выполняемой одним человеком за рабочий день. человеко-час - малый или мужской род Единица учета рабочего времени, исчисляемая количеством работы, выполняемой одним человеком за один час. человеколюбец - малый или мужской род Тот, кто отличается человеколюбием. человеколюбиво - наречие Соотносится по значение с прилагательное : человеколюбивый (2,3). человеколюбивый - прилагательное - - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : человеколюбие, связанный с ним. - - - 2) Отличающийся человеколюбием. - - - 3) Свойственный милосердному, гуманному человеку, характерный для него. человеколюбие - средний род Любовь к людям; милосердие, гуманность. человеконенавидение - средний род устаревший, устаревшая форма То же, что: человеконенавистничество. человеконенавистник - малый или мужской род Тот, кто преисполнен ненависти и злобы к людям. человеконенавистнический - прилагательное - - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : человеконенавистник, человеконенавистничество, связанный с ними. - - - 2) Свойственный человеконенавистнику, человеконенавистничеству, характерный для них. человеконенавистничество - средний род Образ мыслей, чувств и поступки человеконенавистника. человекообразный - прилагательное Похожий на человека. человекоподобный - прилагательное Подобный человеку. человекоубийственный - прилагательное Соотносящийся по значение с имя существительное : человекоубийство, связанный с ним. человекоубийство - средний род Убийство, уничтожение людей. человекоубийца - малый или мужской род и женский род Тот, кто убивает или убил человека или людей. Библия. Энциклопедический словарьЧЕЛОВЕК - (Быт 1:26-27, 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и другие ). святой Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами. 1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие, и отражает в себе совершенства Божественные (Быт 1:27, 2:7, Прем.Солом 2:23, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Ек 7:29, Прем.Солом 2:23). 2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному. 3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и, наконец, возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир 17:5-6, Прем. Солом. 7:17-21, Рим 1:19-20). Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим 2:15, 1 Кор 4:4, 2 Кор 1:12, Евр 13:18, Деян 23:1). Она имеет чувство или сердце — способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой, и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага — Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин 16:20-22, Лк 6:45). Она имеет желательную способность — волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир 15:14-17, Быт 2:16,17, 3:2-6, Мф 19:17, 23:37, Вт 30:19, Ис Нав. 24:15-24, Ис 1:19-20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев 19:2, 1 Пет 1:15, Мф 5:48, послание апостола Павла к Ефесеям 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир 17:7,8, Мф 5:16, 1 Пет 4:11) и, наконец, в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин 17:21-26, Мф 13:43). С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала свою духовность и часть своего свободного произволения (Быт 9:6, Рим 7:18); остался ум и закон его — стремление к истине и желание добра (Рим 1:20, 2:14-15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом, благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез 33:11, 1 Ин 2:2, Рим 5:17-19, Еф. 1:4,2:4-7, 1 Тим 2:4-6 и другие ).ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИЕ - — грех против первой заповеди, состоящий в том, что люди более надеются на свои способности и силы, или на других людей, а не на милость и помощь Божию. Таким образом, человек, на которого надеемся до забвения Бога, становится для нас иным богом вместо бога истинного. Пр. Иеремия говорит о сем грехе в следующих словах: «проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер 17:5). ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ - — грех против первой заповеди закона Божия, состоящий в том, что угождают людям в такой степени, что для того не радят об угождении Богу. «Если бы я и поныне угождал людям, — говорит апостол, — то не был бы рабом Христовым» (Гал 1:10). Энциклопедический словарь "Святая Русь"АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ - († 411), относится к числу самых любимых православных святых. Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя. Здесь, отдав все свое имущество нуждающимся, становится нищим, просящим подаяния. Святой посещает храм Божий и каждое воскресенье причащается святой Тайн Господних. Всемилостивая Матерь Божия через сонное видение возвестила пономарю местной церкви, что на паперти сидит истинно Божий человек. Но сверху Алексий не хотел никакой славы и бежал из Едессы на корабле в Рим. Не узнанный никем, семнадцать лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от других слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка. У русских этот святой назывался Теплым, потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея человека Божия — с гор потоки». Память прп. Алексию отмечается 17/30 марта.ДОЛЯ, судьба человека - по верованию русского человека представление очень сложное, объединяющее разнородные ответы на вопрос, почему человек счастлив или нет. Объяснение различное: потому, что так ему прирождено, суждено, на роду написано, невесть откуда навеяно. По исследованию акад. А. Н. Веселовского, представление о доле прошло несколько стадий. Прежде всего доля врожденна, дается при рождении (род, мать-Рожаница). Образное представление рожаниц сообщило идее судьбы более свободное понимание. Являются рожаницы, демонические существа, которые дают человеку его долю, часть, участь, отмеривают талант, и этот акт понимается как приговор, который они изрекают (рок), как суд и ряд, судьба. От той доли, которую дают человеку эти существа, нельзя отделаться. Новым моментом в развитии идеи судьбы явился мотив, устранивший представление унаследованности и неотменяемости: момент случая, неожиданности, счастья или недоли, навеянных со стороны, невесть откуда (отсюда сербское : среча, намиера). От такой доли можно отделаться, освободиться. Самое понятие судьбы расширяется. Долю можно изменить, добиться другой. Литературно-христианские течения внесли в представление о доле идеи прошлого и вменяемости. Личная доля каждого не случайна, а согласована с общим благом. Кроме того, доля может явиться заслуженной. В «Повести о Горе-Злочастье» молодцу суждена доля за непочтение к родителям. В связи с представлением о заслуженной доле стоят Дева-обида, Недоля-судьбина, кручина, нужа. В народном мировоззрении представление о доле является в конкретной форме: Среча, Горе-Злочастье — демоническое существо без определенной характеристики, напр, в повести о Горе-Злочастье. В русских песнях представление о доле характеризуется ощущением подавленности: образы ее преимущественно враждебного характера. Доля в представлении малороссов является существом, имеющим самостоятельную жизнь. Жизнь эта продолжается и после смерти лица, которому доля принадлежала: так, доли деда, бабки, свекра, свекрови, мужа, жены, матери живут в их могилах и приходят после их смерти в их жилища; но есть рассказы, в которых доля умирает даже раньше того, кому принадлежит: однажды женщина по незнанию убила долю своего мужа, живущую в хате в виде кошки. После смерти доля может переходить в другое существо: в одной семье никто не имел при себе долю, а между тем семья жила счастливо; это вызвало удивление отца главы семьи, приехавшего к сыну в гости, так как он обладал способностью узнавать, есть ли у человека доля; найдя ее в образе принадлежавшей сыну собаки, от которой и вся семья жила счастливо, и желая отнять ее у сына, он заставил убить собаку, но вол лизнул собачьей крови, и доля перешла в него; убивают вола, но доля переходит во внука, попробовавшего мяса вола. По этому рассказу доля имеет признаки души, переселяющейся из одного существа в другое. Доля ведет материальную жизнь: ест и пьет, чувствует боль, работает, спит, подвержена порокам (пьянствует, ленится). Она — это прирожденная доля. В некоторых рассказах и песнях доля имеет характер ангела-хранителя, руководящего ребенком еще с утробы матери, в других является двойником его души. У одного и того же человека бывает одна, две, три доли. Можно и самому вызвать себе на помощь долю кого-либо из своих умерших родственников — стоит только накрест перепрыгнуть могилу, и доля явится; но делать это рискованно, так как вместо доли можно вызвать недолю, приносящую несчастье. Чужие доли умерших родственников и по собственному желанию являются к родным. Доли дедов, бабок, свекров и свекровей обнаруживают свойства злобных и капризных существ, напоминающих отчасти домового. Они бывают довольны, когда, придя ночью в свою хату, находят любимые кушанья, а в противном случае сердятся и выражают свое неудовольствие даже побоями. Наоборот, доли умерших матери и жены всегда доброжелательны к детям и мужу и являются помогать им или предупредить о несчастье. Долю можно видеть только случайно или в известные дни, и то с соблюдением некоторых обрядов. Доля счастливого человека является в благопристойном, красивом виде, несчастного — грязною. Она может являться или в виде двойника человека, или в виде мужчины или женщины, молодою и старою, в виде различных животных или даже неодушевленных предметов. Остаток жертвоприношений доле виден в обычае оставлять после ужина, особенно под большие праздники, часть кушаний для доли, которая приходит есть ночью. Считается нужным вообще при еде оставлять немного на тарелке. Есть и остаток бывших при жертвоприношениях гаданий: под Крещение, по окончании ужина, все кладут свои ложки в миску от кутьи, а сверху — кныш или хлеб; ночью доля перевернет ложку того, кто в текущем году умрет. С. Ю. Большой юридический словарьВЕРХОВНЫЙ КОМИССАР ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - международное должностное лицо, подчиняющееся Генеральному Секретарю ООН и отвечающее за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав. Пост Верховного комиссара учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН 23 декабря 1993г. Он назначается ГА ООН сроком на четыре года и по должности является заместителем Генерального Секретаря ООН.ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - первый универсальный международный акт по правам человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Несмотря на то что В.д.п.ч. не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силу обычая приобрела обязательную силу. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РСФСР - важнейший политико-правовой акт, провозгласивший новые основы правового статуса личности, отвечающие нормам современных международных документов по правам человека. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. На основе и во исполнение Декларации 21 апреля 1992г. были внесены коренные изменения в раздел "Государство и личность" Конституции РФ. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - 1789г. - важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789-1794гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958г. является составной ее частью (в широком смысле). Историческое значение Д.п.ч.иг. заключается в том, что в ней впервые в истории человечества в систематизированном виде были провозглашены юридические принципы и права, которые легли в основу современного правового статуса личности, а также конституционализма в целом:равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека на личную свободу и неприкосновенность, свобода совести и выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и другие КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - договорный орган, образованный в соответствии с число, числительное IV Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г. для контроля за реализацией государствами-участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств-участников 20 сентября 1976г. Кулагин по падеж или пуд число, числительное состоит из 18 членов - граждан государств - участников Пакта, которые выступают от своего имени. Срок полномочий членов - четыре года. Для выполнения своих функций устанавливает собственную процедуру. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод,а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами Кулагин -п.с.ч. в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека (см. Неотчуждаемость прав человека), свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - в современных демократических государствах установленные конституцией: процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитные институты и основные принципы их деятельности; особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. В РФ Кулагин о. каждого, кто находится на ее территории, согласно Конституции РФ являются: платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п. 3 ст. 44). Кулагин о. только граждан РФ являются соблюдение Конституции РФ и законов (п. 2 ст. 15) и защита Отечества (ст. 59). КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К Кулагин падеж или пуд число, числительное относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, Кулагин падеж или пуд число, числительное включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы. В РФ закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - новая отрасль международного права, сложившаяся к 1990 гг. Система норм и принципов, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты для национального права. В этой же отрасли рассматриваются права на родовой ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - преступление против свободы личности, предусмотренное ст. 126 УК РФ: тайный или открытый либо с помощью обмана захват человека, сопряженный с ограничением его личной свободы (независимо от времени такого ограничения). Лицо,добровольно отпустившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Это преступление следует отграничивать от незаконного лишения свободы. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление П.ч. на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. П.ч. закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948г., международные пакты о правах человека 1966г. и другие ), а также конституциях и законах государств. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная П.ч., - международное гуманитарное право. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности - притязания государства к гражданину, его поведению. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаются в конституциях "социалистических" и "пост-социалистических" государств. В некоторых развитых, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно без предоставления им судебной защиты. Закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - назначенное парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в отечественной практике введен Конституцией РФ (ст. 103 "д"), которая устанавливает, что У. по падеж или пуд число, числительное назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. У. по падеж или пуд число, числительное рассматривает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод; он может расследовать случаи грубого или массового нарушения прав человека и по собственной инициативе. За рубежом аналогичный институт чаще всего именуют омбудсманом. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - особая разновидность конституционных прав человека, появление которой вызвано обострением экологического кризиса как в мировом, так и национальном масштабе. Широкое закрепление Э.п.ч. на конституционном уровне началось только в конце 80-х - начале 1990-х гг. К Э.п.ч. относится прежде всего право на здоровую (благоприятную) окружающую среду, право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека, право на достоверную информацию о состоянии природной среды. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными Э.п. и имя существительное или село, селение число, числительное в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в тысяча число, числительное на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в тысяча число, числительное на забастовку, на участие в управлении предприятием. Такой круг Э.п.и имя существительное или село, селение число, числительное (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ. Конституции "социалистических" стран обычно закрепляют совершенно иной перечень Э.п.и имя существительное или село, селение , наделяя граждан правом на труд (он же обязанность), отдых, личную собственность. Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)система человек - машина - система управления, в которой человек (группа людей) управляет техническим устройством для достижения определенной цели ( например , производства материальных ценностей); С. число, числительное - малый или мужской род является предметом изучения в эргономике и инженерной психологии.человек - (Homo sapiens) - высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. человек из Брокен-Хилла - ископаемый человек, относящийся к палеоантропам. человек гейдельбергский - (Homo heidelbergensis) - ископаемый человек, относящийся к архантропам. "человек стандартный" - совокупность средних величин антропометрических, анатомических и физиологических показателей, характеризующих человека, обычно конкретизированная для групп населения, выделенных по возрасту, полу и национальной принадлежности; применяется в гигиенической кг эргономической практике. синдром "негнущегося человека" - болезнь неясной этиологии, характеризующаяся прогрессирующим нарастанием ригидности мышц, глагол обр. туловища, и их болезненными спазмами, приводящими к ограничению подвижности, в первую очередь, позвоночника. среда обитания человека - смотрите также Окружающая среда. экологическая среда человека - смотрите также Окружающая среда. экология человека - наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия. Cловарь философских терминовЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК—субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с древний формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философские концепции Ч. образуют сложный конгломерат идей (экзистенциализм, философская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов — идеалистического, религиозно-мистического понимания сущности Ч. и натуралистического антропологизма, использующего биологизаторские подходы. Марксизм связывает понимание сущности Ч. с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе к-рой Ч. оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” (Т. 42. С. 265). Подчеркивая значение общественных связей и характеристик Ч., марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности Ч., марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых. Ч. как биосоциальное существо не обладает “двойственной природой”. Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в “снятом виде”, через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка (Биологическое и социальное). Индивидуальное и историческое развитие Ч.— процесс присвоения и воспроизведения социокультур-ного опыта человечества, “абсолютного движения становления” (К. Маркс) человеческого в Ч. Марксизм отвергает биологизаторские концепции Ч., к-рые порождаются сегодня, в частности, со ссылками на этологию, генетику и другие науки. Он связывает развитие Ч. с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному об-ву, при к-ром полное и всестороннее, свободное развитие каждого индивида, всех членов об-ва становится “самоцелью”. Ч. будущего — это Ч. разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил Ч.— его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального “Я” Ч. утверждает себя как существо общественное, жизнь к-рого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом (Смысл жизни).ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА - ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА — историческая перспектива и в то же время ценностный принцип, противостоящий дегуманизирующим тенденциям, имевшим место в истории человечества, и получивший свое выражение в коммунистическом идеале.-Этот принцип ориентирует на безусловные ценности добра, красоты, совершенствования человека, ведущие к претворению каждым своего универсального созидательного призвания. Согласно концепции нового мышления, эти ценности имеют первенство над всеми более частными нормами и интересами и заключают в себе критерии степени гума-нистичности любого типа социальности. Для архаических и классово-антагонистических об-в характерно принесение индивидов в жертву интересам рода. Разделение труда вместе с процессами овещнения (Овеществление) и отчуждения вели к дегуманизации, “расщеплению” человека, низведению его до составной части социальной машины, превращали в “частичного человека” (Маркс). Этой ущербности, односторонности коммунистический идеал противопоставляет не просто многосторонность, но такую целостность, благодаря к-рой человек может быть подлинным субъектом и к-рая включает расцвет всех сил души и духовного мира личности. Целостность развития индивида включает в себя гармоничность троякого рода: внутриличностного мира; между личностью и другими в коллективе, социальной группе, об-ве; между человеком и природной реальностью. Гл.— первенство высших ценностей, соединение верности им с подвижностью и динамизмом, готовностью брать на себя решение новых, все более сложных задач, возникающих в ходе развития об-ва. Словарь "воровского жаргона" ( разговорная форма )БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК - - воp-pецидивистДАЛ КУСОК ХЛЕБА ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК - - нечаянно выдал на допpосе соучастников |