Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
пустыньБольшой энциклопедический словарьАРКТИЧЕСКИХ И АНТАРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ ЗОНЫ - охватывают островную и материковую сушу Арктики и Антарктики (последняя - с более суровым климатом). Преобладают ледники, каменистые пустыни; в растительном покрове - мхи и накипные лишайники.ОПТИНА ПУСТЫНЬ - (Введенская), мужской монастырь, в 2 км отг. Козельск. Основан в 14 век Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821) посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Закрыт после Октябрьской революции. В 1987 передан Русской православной церкви; восстанавливается. Архитектурные памятники 18-19 вв. ПУСТЫНЬ ИНСТИТУТ АН - Туркмении, основан в 1962 в Ашхабаде. Основная деятельность: комплексные исследования и освоение пустынных территорий. В 1987 на базе института создан Международный научный центр исследования и подготовки кадров по проблемам борьбы с опустыниванием. Словарь русского языка С. И. Ожеговапустынь - небольшой монастырь в труднодоступной пустынной местности» пустынь - пустынь место, где живет пустынник Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )пустынь - смотрите также монастырьТолковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаПУСТЫНЬ - и (обл.) ПУСТЫНЯ, пустыни, женский род Первонач. - уединенное место, где живет отшельник, позже - монастырь, возникший в безлюдной местности. Удалиться в пустынь.Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)Оптина пустынь - О́птина пу́стынь -- О́птина пу́стынь, О́птиной пу́стынипустынь - пу́стынь -- пу́стынь, -и, родительный падеж или река множественное число -ей (монастырь) пустынька - пу́стынька -- пу́стынька, -и, родительный падеж или река множественное число -нек Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойпустынь - женский род (а также устаревший, устаревшая форма пустыня)- - - 1) а) Одинокое жилье отшельника. б) разговорная форма Уединенное, тихое жилище. - - - 2) Небольшой монастырь, возникший в пустынной, незаселенной местности. пустынька - женский род разговорная форма - - - 1) Уменьш. к имя существительное : пустынь, пустыня. - - - 2) Ласк. к имя существительное : пустынь, пустыня. Энциклопедический словарь "Святая Русь"АНДРЕЕВСКАЯ пустынь - — См.: СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь.АНДРУСОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь - Олонецкая еп., в окрестностях Олонца, на берегу оз. Ладожского, на Андрусовском полуострове. Основана до 1520 Адрианом, учеником прп. Александра Свирского; в 1764 была упразднена; в 1817 восстановлена. Мощи прп. Адриана почивали здесь в храме Введения. АРСЕНИЕВО-ОДИГИТРИЕВСКАЯ пустынь - — См.: СВЯТО-ДУХОВ мужской монастырь. БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ пустынь - Орловская еп., на урочище Белые Берега, при родительный падеж или река Снежети, в окрестностях Брянска. Основана окончательный вид 1661 иеромонахом Серапионом. Здесь находилась принесенная им Белобережская икона Божией Матери Троеручицы, прославившаяся многими чудесами. БЕЛОГОРСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь - Курская еп., в окрестностях Мирополья, на высокой горе правого берега родительный падеж или река Псёл. Основана в 1670. В 1788 упразднена и обращена в приходскую церковь; в 1863 восстановлена. Здесь находилась икона Божией Матери, древнегреческой живописи, с Предвечным Младенцем на левой руке, именуемая Пряжевскою, по названию села Пряжева (близ Житомира) — месту явления (в к. XVII или новое, ново- XVIII в.) подлинной сверху иконы (празднуемой 29 июня и в 10-ю пятницу после Пасхи), хранившейся (в серебряной ризе с драгоценными камнями, пожертвованной в 1864 император; императорский Марией Александровной) в том же селе и ежегодно переносимой с торжественным крестным ходом вг. Житомир для пребывания там с июня по август. Хранившаяся в Белогорском монастыре сверху икона в день Вознесения переносилась с крестным ходом в Мирополье, где оставалась до второго дня праздника святой Троицы; крестный ход сей установлен в память спасения император; императорский Александра Николаевича от злодейского покушения на его жизнь 4 апреля 1866; в 1890 в память спасения Августейшего Семейства 17 октября 1888 утвержден второй крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери вг. Суджу, что в 15 верстах, и ближайшие к нему селения. С. В. Булгаков БЕРЛЮКОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь - Московская еп., в окрестностях Богородска, на берегу родительный падеж или река Вори. Учреждена в 1779 митр. Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища, или погоста, основанного в 1606-13 и получившего свое название оттого, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 в числе древних икон чудесно обретен здесь образ — «Лобзание Спасителя Иудою», и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев. С. В. Булгаков БОРИСОВСКАЯ ТИХВИНСКАЯ пустынь - Курская еп., на горе, при родительный падеж или река Ворскле, в окрестностяхг. Грайворона, близ слободы Борисовки. Основана в 1714 графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о Полтавской победе. Здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б. П. Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании. БОРКОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь - Владимирская еп., в Вязниковском уезд. , около слободы Холуй. Основана в 1650 князь Иваном Димитриевичем, по завещанию отца своего, князь Д. М. Пожарского, стоявшего в 1612 на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пустыни находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей свв. угодников, святой Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 еп. Мефодием, возобновителем пустыни, и сверху Николая Чудотворца — жертва князей Пожарских. ВАЖЕОЗЕРСКО-НИКИФОРО-ГЕННАДИЕВСКАЯ пустынь - Олонецкая еп., при оз. Важе, переименованная в 1909 из «Задне-Никифоровской». Основана в 1-й пол. XVI в. прп. Никифором на месте подвигов прп. Геннадия. Не владея достаточными материальными средствами, обитель пришла в упадок, в 1764 была закрыта и обращена в приход, а к 1800 приписана к Троицкому Александро-Свирскому монастырю; с 1846 стала самостоятельной. Монастырю принадлежало в С.-Петербурге (на Московской ул.) подворье, при котором был устроен дом трудолюбия. С. В. Булгаков ВВЕДЕНСКАЯ ЖАБЫНСКАЯ МАКАРЬЕВСКАЯ пустынь - Тульская еп., в окрестностяхг. Белёва, на правом берегу Оки, при имя существительное или село, селение Жабынь. Основана в 1585 прп. Макарием. В 1722 была приписана к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю, а в 1766 восстановлена. В 1895 в монастыре был освящен новый каменный храм во имя прп. Макария, мощи которого почивали здесь под спудом. Над источником, где, по преданию, подвизался преподобный, стояла часовня. В монастыре находились: древняя Владимирская икона и чудотворный образ Знамения Божией Матери. С. В. Булгаков ВВЕДЕНСКАЯ КОЗЕЛЬСКАЯ ОПТИНА пустынь - См.: ОПТИНА ПУСТЫНЬ. ВВЕДЕНСКАЯ ОСТРОВСКАЯ пустынь - Владимирская еп., близг. Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 двумя иноками, Сергием и Тимофеем. В пустыни находилась особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери; с этой сверху иконою 20 июля совершался крестный ход вг. Покров, в память избавления жителей от холеры в 1863. ВЫГОВСКАЯ пустынь - один из центров старообрядческого раскола, находилась в Повенецком уезд. Олонецкой губерния , при реке и озере Выге. Основана около 1695 бежавшими из Соловецкого монастыря от осады иноками и другими ревнителями старины, не хотевшими принять «Никоновых новин». В цветущее время община состояла из двух главных скитов, Данилова и Лексы (в 30 верстах от первого) и двенадцати пашенных дворов. Выработанное выговскими скитами учение распространилось не только в Олонецком крае, но и по всему Поморью; можно было найти последователей даниловского согласия и в других местах России. Но особенно много последователей привлекали сами скиты, считавшиеся «беспоповским Иерусалимом». Сюда охотно шли; молодежь училась в скитах чтению, уставному письму и иконописи, для чего существовала особая школа; перепиской книг занималось там более 100 девиц и несколько мужчин, оттого из скитов выходили опытные переписчики, начетчики и начетчицы, которые потом расходились в разные концы России и поступали в моленные при богатых домах последователей раскола. В скитах была и другая школа для обучения грамоте как детей крестьян окрестных селений, так и привозимых издалека детей раскольников, преимущественно дочерей состоятельных купцов, которые присылались в скиты для обучения. Число жителей в скитах увеличивалось. В к. XVIII — новое, ново- XIX в. официально считалось до 1000 человек (700 женщин), неофициально до 2800. Вместе с религиозно-нравственным влиянием увеличивались и материальные средства выговских скитов. Главными занятиями скитников были земледелие и скотоводство. В 1830-х удобной земли, на которой велось трехпольное хозяйство, было более 800 десятин, не считая подсек. Последние разрешено им было (в 1817 и 1833) делать на 25 верстах кругом. Для удобрения полей, а часто и для продовольствия, скиты должны были заняться в обширном размере скотоводством. Помимо этого, с древнейшего времени существования общины, выговцы занялись разными промыслами: рыбной ловлей, охотой, торговлей. Имелись в скитах и различные мастерские избы: кузнечная, швальни — портная и чоботная, кожевня, медня и другие Выговцы имели свои корабли и посылали ежегодно от себя промышленников на о. Шпицберген для добывания оленей, моржей, белых медведей, песцов, белух и тысяча п. Всю добычу отвозили в Архангельск, там покупали треску и отправляли ее в Санкт-Петербург для обмена на хлеб. Были также у выговских в разных городах дома и капиталы. Доходы скитов в 1830-х простирались до 200 тыс. руб. Управлялись скиты выборным «большаком», который жил в Данилове и заведовал как хозяйством и казною скитов, так и религиозными делами их. При большаке было всегда несколько доверенных лиц, помогавших ему в управлении делами и отправляющими службу в моленных. Для заведования хозяйством скитники, а особенно скитницы, делились на артели. Скитники носили особую одежду, вроде монашеской. Мужчины ходили в длинных черных кафтанах, убранных от шеи и до полу мелкими серебряными пуговицами; на голове, постриженной в кружок, темя было выбрито «для благодати». Женщины носили черные китайчатые сарафаны с узкими рукавами, доходившими до кисти руки; сарафаны так же, как кафтаны, были унизаны пуговицами; волосы острижены в кружок; на голове носили черный клобук или шапки-треухи с черным флером до пояса. Лучший период в жизни скитов, совпадавший с наибольшим развитием их влияния и богатства, относится к царствованиям Екатерины II и Александра I, когда раскольники не подвергались преследованиям. Со вступлением на престол Николая I для выговских скитов начался тяжелый период преследований, окончившийся в конце его царствования полным их разорением. С. Ю. ВЫСОКОГОРСКАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ пустынь - Нижегородская еп., в окрестностях Арзамаса, на обширной и кругообразной горе. Основана в 1716; в 1735 по случаю беспрестанных нападений разбойников была оставлена иноками, а в 1743 снова возобновлена. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находились: чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радость и Иверская. ВЫСОКОГОРСКАЯ ЧУРКИНСКАЯ УСПЕНСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь - Астраханская еп., на высоком и крутом холме, в устье родительный падеж или река Чурки. Основана в XVII в. В Успенском соборе находились: икона Спасителя, художественной живописи, в сребропозлащенной ризе, и древняя чудотворная Смоленская икона Богоматери по письму не позже XV в. Храмовая икона Успения Божией Матери имела вид и подобие Киевской, кругообразная, и стояла над царскими вратами, украшенная сребропозлащенной ризою. Над святыми вратами было устроено кругообразное металлическое сияние, весом до 90 пудов, в середине которого стоял глухой, двухсторонний чеканный образ — на внешней стороне Успения Божией Матери, на внутренней — сверху Николая Чудотворца. С. В. Булгаков ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь - Курская еп., в Путивльском уезд. Основана в 1557 на месте явления в Глинском урочище (в нем горшечники добывали глину) иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на одной из сосен, из-под корня которой истекал источник чистой воды. Здесь поставлена была часовня, где и находилась сверху икона; при часовне жил некий пустынник. В сер. XVII в. здесь устроена была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в 1688 пустынь была причислена к Путивльскому монастырю; с 1764 становится самостоятельною. В соборном храме в честь Рождества Богородицы, заложенном в 1770, и находилась Глинская явленная чудотворная икона Рождества Богородицы. Кроме того, в пустыни находились ковчег с частью древа Креста Господня и частицами свв. мощей и чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя. С. В. Булгаков ГОЛОСЕЕВСКАЯ пустынь - Киевская еп., в окрестностях Киева, приписанная к Киево-Печерской лавре. Основана в 1631 митр. Петром Могилой, устроившим здесь церковь во имя сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Сочавского. С 1846 здесь была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. ДАВИДОВА ВОЗНЕСЕНСКАЯ пустынь - Московская еп., в окрестностях Серпухова, при родительный падеж или река Лопасне. Основана в 1515 учеником прп. Пафнутия Боровского Давидом († 1520), который и покоился здесь в Знаменском приделе Вознесенского собора. Здесь же хранился гроб прп. Моисея Угрина, взятый из Киева и отданный пустыни митр. Московским Платоном. Пустыни принадлежал древний чудотворный образ Всемилостивого Спаса, находящийся в часовне у Москворецкого моста в Москве. С. В. Булгаков ДЕДОВСКАЯ ТРОИЦКАЯ пустынь - См.: СПАСО-СУМОРИН МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. ЕКАТЕРИНИНСКАЯ пустынь - Московская еп., в окрестностях Подольска, близ имя существительное или село, селение Суханова. Основана в 1660. Царь Алексей Михайлович, бывши на охоте во время беременности супруги своей, видел во сне на этом месте сщмц. Екатерину, которая возвестила ему о рождении у него дочери, что в точности и исполнилось. Вследствие сего царь, возвратясь в Москву, дал новорожденной имя Екатерина, а на месте чудного явления основал обитель. В Екатерининской пустыни было три храма: соборный, во имя сщмц. Екатерины; во имя свв. апп. Петра и Павла, вверху над трапезной; храм на колокольне, во имя сверху Дмитрия Ростовского. В соборной церкви находилась чудотворная икона сщмц. Екатерины. С. В. Булгаков ЗОЛОТНИКОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь - Владимирская еп., на берегу родительный падеж или река Золотоструйки. Основана в 1–й четверти XVII в. иноком Ионою (Головициным). Здесь находилась явленная и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В пустыни принял пострижение сверху Митрофан Воронежский. ЗОСИМОВА пустынь - — См.: ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКИЙ женский монастырь. КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКАЯ пустынь - Олонецкая еп., в окрестностях Каргополя, на горе Челм. Основана в 1378 прп. Кириллом. В храме Богоявления покоились под спудом его мощи. КИТАЕВСКАЯ пустынь - Киевская еп., в окрестностях Киева, недалеко от Днепра, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом. Основана (по преданию) в XII в. князь Андреем Боголюбским. В XVII в. здесь был отшельнический скит, а в 1775 князь Голицын устроил здесь деревянную церковь во имя прп. Сергия и кельи. Существовала трехпредельная каменная церковь во имя святой Троицы, построенная иеромонахом Тихоном вместо обветшавшей Сергиевской церкви. Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской лавре и служила кладбищем для лаврской братии. Здесь находилась могила схимонаха Досифея, пользующаяся особенным уважением. С. В. Булгаков КОЗЕЛЬСКАЯ ВВЕДЕНСКАЯ ОПТИНА пустынь - — См.: ОПТИНА ПУСТЫНЬ. КОРЕННАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь - Курская еп., в окрестностях Курска, при родительный падеж или река Тускари. Основана в 1597 в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою. В Смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 в ней устроено было общежитие. Здесь находилась копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в дар царями Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом и Петром Алексеевичем. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления сверху иконы, находился посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткою, в который протекала вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась сверху икона. С. В. Булгаков КРАСНОБОРСКАЯ ТРОИЦЕ-ФИЛИППО-ИРАПСКАЯ пустынь - Новгородская еп., в окрестностях Череповца, на берегу родительный падеж или река Андоги, между реками Большим и Малым Ирапами, в местности «Красный бор». Основана в 1517; в 1764 упразднена; в 1792 восстановлена. В ее храме Святой Троицы покоились под спудом мощи прп. Филиппа; на гробнице его лежала икона, написанная по повелительно; повелительное наклонение ению преподобного, явившегося старцу Феодосию во сне в XVIII в. В числе святынь хранилась древняя Казанская икона Богоматери, по преданию, принесенная самим прп. Филиппом. Ежегодно 8 мая совершался крестный ход вокруг пустыни, в память прибытия на это место прп. Филиппа. С. В. Булгаков ЛУКИАНОВА РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь - Владимирская еп., недалеко отг. Александрова. Основана в 1594 священником Григорием; в XVII в. разорена поляками; в 1640 возобновлена иеромонахом Лукианом и стала называться обителью Лукиановой. В пустыни находилась обретенная в 1593 чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы; эта сверху икона в 6-е воскресенье по Пасхе приносилась в Александровский Успенский женский монастырь. Ежегодно 8 сентября бывал крестный ход вокруг пустыни. Пустыни принадлежала часовня Всемилостивого Спаса в полутора верстах от Александрова. Построение ее приписывалось отшельнику Лукиановой пустыни схимонаху Павлу, который подвизался здесь в течение 40 лет и скончался в новое, ново- XVIII в. С. В. Булгаков МАКАРЬЕВСКАЯ пустынь - Казанская еп., около Свияжска. Основана в XVII в. иноком обители прп. Макария Унженского Исайей, который был и погребен здесь. В пустыни находилась древняя икона прп. Макария Желтоводского. С. В. Булгаков МАКАРЬЕВСКАЯ пустынь - — См.: ШЕНКУРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ женский монастырь. МИРОНОСИЦКАЯ пустынь - Казанская еп., в окрестностях Царевококшайска, при дательный падеж или дюйм Ежовой, на берегу родительный падеж или река Малой Кокшаги. Построена на средства стрельцов и жителей Царевококшайска в 1647, по случаю явления в 1647 Мироносицкой иконы Божией Матери, именуемой также Царевококшайской, которая и находилась здесь; эта чудотворная икона вырезана на аспидном камне и обложена золотом и серебром; на ней, кроме Богоматери, изображены жены-мироносицы. Празднование ей бывает 1 мая. Ежегодно 23 июня совершался крестный ход в часовню, устроенную в дательный падеж или дюйм Ежовой; 21 июля сверху икона переносилась в Царевококшайск и оставалась там до 22 августа. НИКАНДРОВА БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ пустынь - Псковская еп., в окрестностях Порхова. Основана в новое, ново- XVI в. прп. Никандром. Здесь почивали мощи его и находилась икона прп. Никандра, которая с 15 по 23 мая пребывала в Порхове. НИКОЛАЕВСКАЯ ОЗЕРСКАЯ пустынь - — См.: ГОРНЕ-УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. НИКОЛО-СТОЛПЕНСКАЯ пустынь - Тверская еп., в окрестностях Вышнего Волочка, на левом берегу родительный падеж или река Творцы. Основана до 1581. Здесь находилась древняя чудотворная икона сверху Николая Чудотворца. НИЛОВА СТОЛОБЕНСКАЯ пустынь - Тверская еп., в окрестностяхг. Осташкова, на Столобенском острове оз. Селигера. Основана в 1528 прп. Нилом Столобенским. В соборном храме во имя Богоявления Господня открыто почивали мощи прп. Нила в серебряной раке, устроенной в 1764; при них хранилась схима преподобного, в которой он был погребен. Здесь находилась чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою. Принесенная на Столобенский остров прп. Нилом и находясь в его пустынной келье, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них прп. Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта сверху Владимирская икона называлась еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления прп. Нила, 7 декабря. В пустыни находилась также святочтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. На месте пещеры, в которой подвизался прп. Нил, в пустыни построена в 1781 церковь во имя Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи и Покрова Богородицы. В монастырском храме Всех Святых находилась дубовая рака, в которой почивали мощи преподобного с 1667 по 1764. Ежегодно 27 мая в монастырь бывал крестный ход из Осташкова; мощи прп. Нила обносились в этот день вокруг монастыря. С. В. Булгаков ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Козельская Введенская Оптина пустынь) - православный монастырь на правом берегу родительный падеж или река Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах от Козельска. Время основания пустыни точно неизвестно. Основателем же ее, по преданию, является раскаявшийся разбойник Опт. Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Она является лучшим свидетельством духовного возрождения, возникшего в к. XVIII в. в России. Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они, эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена его творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее. Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского, молдавского старца, возродителя «Духовного делания» в монашестве, выходца из Полтавской губерния Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхим. Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка, писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирин, Макарий Великий, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И. В. Киреевский закладывает основание философии «Цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры. При старце Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария, Оптина достигает расцвета. Слава о старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы. Во время расцвета России и Оптиной пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов), ученик старца Амвросия — Иосиф, старец Варсонофий — в миру полковник генерального штаба, по благодатной одаренности подобный своим учителям. Последние старцы: Феодосий-мудрец, Анатолий-утешитель (Потапов) и дивный Нектарий — продолжали ту же традицию. Последний из них — старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утолял духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании. К старцам Оптиной пустыни тянулись выдающиеся писатели и мыслители России — Н. В. Гоголь, С. П. Шевырев, М. П. Погодин, Кулагин Д. Кавелин, Ф. М. Достоевский, Кулагин Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, С. А. Нилус, В. В. Розанов и множественное число древний При большевиках обитель была разорена. Возрождение ее началось в 1987. В июне 1988 причислен к лику святых прп. Амвросий Оптинский. Память преподобного празднуется 10/23 октября. 16 ноября 1988 в Оптиной совершилось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе (написана в XVIII в.). В тот же день начала мироточить недавно написанная икона прп. Амвросия. 26 июня 1996 был причислены к лику местночтимых святых Оптинские старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеросхимонах Никон (Беляев) как исповедник и архимандрит Исаакий (Бобриков), священномученик. Празднование Собора Оптинских старцев 11/24 октября. ОРДЫНСКАЯ ПОРЕЧСКАЯ БОГОРОДСКАЯ пустынь - Смоленская еп., при слиянии рек Межи и Ордынки, в четырех верстах от дательный падеж или дюйм Закеевой. Основана неизвестно когда (по одним источникам — в XV в., по другим — в XVII в.); возобновлена около 1700. В монастыре находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. С. В. Булгаков ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ пустынь - Рязанская еп., близг. Раненбурга (Чаплыгин). Основана в 1711 иждивением князь А. Д. Меншикова. Здесь находились: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, деревянный, обложенный серебром крест с мощами (дар князь А. Д. Меншикова), иконы ап. Петра и ап. Павла (дар Петра I), на одной из которых имелась надпись: «Прислана Петру I от папы Климента XI». С. В. Булгаков ПЛОЩАНСКАЯ БОГОРОДИЦКАЯ пустынь - Орловская еп., в Севском уезд. , на берегу озера Площанского, в окрестностях имя существительное или село, селение Брасова. Существовала в XVI в.; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находились: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патр. Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона свт. Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем. Чудотворная Казанская икона носилась из монастыря для поклонения в Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии. С. В. Булгаков ПРОНСКАЯ СПАССКАЯ пустынь - Рязанская еп., близ Пронска. Основана неизвестно когда, но упоминается уже во 2–й пол. XVII в. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери Споручницы грешных. Ежегодно 6 августа из всех церквей Пронска совершался в монастырь крестный ход. РАИФСКАЯ БОГОРОДИЦКАЯ пустынь - Казанская еп., при оз. Раифском, в окрестностях Казани. Основана иеромонахом Филаретом в 1613. Здесь находилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери, которую 31 июля носили с крестным ходом в Свияжск, где она оставалась до 21 августа. РЕКОНСКАЯ ТРОИЦКАЯ пустынь - Новгородская еп., в окрестностях Тихвина при родительный падеж или река Рекони. Основана в 1676; в 1764 упразднена; возобновлена в 1860. Здесь находилась древняя чудотворная икона святой Троицы, известная с XIII в. САРОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь - Тамбовская еп., в окрестностях Арзамаса, при впадении родительный падеж или река Саровки в родительный падеж или река Сатиса, на высокой горе, окруженной со всех сторон густым хвойным лесом. На ее месте находился прежде татарский городок Сараклыч, или Саракнич, и жил в нем некий татарский князь Бехан. По взятии Казани Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Грозным Сараклыч подвергся разорению, запустел и стал называться Старым Городищем. В XVI в. здесь появляются отдельные пустынножители. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах Саровских лесов, остались неизвестны. Основание пустыни, как монастыря, положено иеромонахом Исаакием, в 1705. Поселившись в Сарове, он построил для пустынников, с разрешения местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы Живоносный Источник и ввел устав древних подвижников Востока. Вскоре им положено было основание церкви во имя Успения Божией Матери. Пустынь прославилась именами великих подвижников и старцев — Назария, Дорофея, Илариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как прп. Серафим. Все здания монастыря были каменные. Громадные двухэтажные корпуса, назначенные для братских келий и расположенные между четырьмя угловыми башнями, служили вместо каменной ограды, причем южный и северный фасады почти висели над обрывами. Над главными западными воротами возвышалась величественная колокольня высотою более 40 саженей. Из храмов обители прежде всего останавливал на себе внимание пятиглавый храм Живоносного Источника. За храмом Живоносного Источника находился еще более величественный главный храм пустыни — Успенский собор, в котором находилась главная святыня обители — святые и многоцелебные мощи прп. Серафима. Они почивали в кипарисовом гробе, вложенном в дубовый гроб, представляющий собою художественное воспроизведение той дубовой колоды, в которой 70 лет хранились всечестные останки преподобного. Этот дубовый гроб был помещен в раку, сложенную из четырех массивных плит белоснежного мрамора, утвержденных на возвышенном каменном помосте, к которому с двух сторон вели по три ступени. Рака была сделана из камня, в воспоминание великого подвига моления прп. Серафима на камне, в ознаменование же убогой простоты преподобного и отречения его от благ мира вся рака кругом украшена одной резьбой, без шлифовки и позолоты. Над ракой была устроена величественная сень тонкой чеканной работы из позолоченной бронзы. Вокруг раки была поставлена бронзовая чеканная решетка с изображением двуглавых орлов по углам и шестикрылых серафимов по сторонам. Могила прп. Серафима, над которой была устроена часовня, с одной стороны открытая; в ней помещался за стеклянной перегородкой старый дубовый гроб-колода преподобного; на стенах часовни помещались изображения из жизни прп. Серафима: моление его на камне, явление ему Богоматери, о. Серафим, идущий в пустыньку, о. Серафим, беседующий с мирянами, он же, кормящий медведя, кончина о. Серафима и прочее В церкви прпп. Зосимы и Савватия сохранялся престол из кипарисового дерева, представляющий собою дело рук прп. Серафима, который лично вырезал и устроил его. Вблизи церкви святой Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя находились пещеры, вырытые спасавшимися здесь некогда подвижниками; кельи их напоминали затворы знаменитых Киевских пещер. Здесь можно было видеть железные кресты, пояса и вериги — очень тяжелые, принадлежавшие подвизавшимся схимникам. В версте на юго-восток от пустыни находился источник отца Серафима, выкопанный им самим. С. В. Булгаков СВЯТОГОРСКАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь - Харьковская еп., на правом берегу Северского Донца, в местности Святой Горы, в окрестностях Славянска. Основана в XIV в.; в 1679 и в 1737 была разоряема татарами; в 1787 была упразднена; в 1844 восстановлена. С берега Донца обитель представляла дивные ландшафты: по склону горы, называемой Фавор, спускался монастырь к берегу, и храмы его виднелись среди дерев то на возвышенностях, то в пропастях. На гору была устроена довольно удобная лестница, именуемая Кирилло-Мефодиевскою, с башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, вели 511 ступеней и имелись скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного Успенского храма находились пещеры. Ход в пещеры начинался небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железною решетчатою дверью, шел узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщался с наружной лестницей. Кроме этого хода было еще четыре: два — через церкви: святой Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи и святой Алексия, человека Божия, один — под церковью святой Николая Чудотворца и один — среди горы, обращенный к Северскому Донцу. С. В. Булгаков СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ пустынь - Казанская еп., в окрестностях Казани. Основана монахом Евфимием в 1613 при семи озерах. Здесь находилась чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Седмиезерной, называемая также и Смоленской, хотя по изображению она и не вполне сходна с последней (на Смоленской иконе, например, Богомладенец изображается со свитком в левой руке, а на Седмиезерной — без свитка). С. В. Булгаков СЕМИГОРОДНАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь - Вологодская еп., в Кадниковском уезд. Основанная в XV в. иноками Дионисиево-Глушицкого Сосновецкого монастыря, она вскоре пришла в запустение от моровой язвы, постигшей Вологодский край, затем от литовского нашествия; по возобновлении в 1632 стала женской; с 1651 обращена в мужскую. Соборный храм Успения построен в 1753; возобновлен в 1859–64. В монастыре находились написанные прп. Дионисием Глушицким: чудотворный образ Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи, чудотворная икона Успения Божией Матери, именуемая Семигородною, которая ежегодно носилась для поклонения вг. Кадников и по окружным селениям, а через каждые три года в сентябре и октябре вг. Вологду, пребывая в каждом городском приходе по одному или по два дня. К пустыни был приписан Николаевский Катромский мужской монастырь, на берегу Катромского озера. Основан в XVI в. отшельником Онуфрием; на могиле его совершались по нем богомольцами панихиды, а 12 июня ежегодно в монастыре бывало заупокойное поминовение его. С. В. Булгаков СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА пустынь - Владимирская еп., в Александровском уезд. Восстановлена в 1896 заботами наместника Сергиевой лавры архим. Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в к. XVII и новое, ново- XVIII в. († 1710–1713). В 1900 освящен главный соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери; он заключал в себе могилу старца. В пустыни хранились: крест с частицею древа Креста Господня, привезенный с Афона, и редкая икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников свт. Филиппа, келейная икона свт. Димитрия Ростовского. С. В. Булгаков СОЛБИНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ женская пустынь - Владимирская еп., на берегу родительный падеж или река Солбы. Существовала в XVI в.; в XVII в. разорена поляками; в 1711 возобновлена. В 1903 из мужской обращена в женскую. Здесь находилась древняя, весьма чтимая икона сверху Николая Чудотворца. СОРСКАЯ НИЛОВА пустынь - Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, при родительный падеж или река Сорке. Начало ее относится к сер. XV в., к тому времени, когда прп. Нилом Сорским был устроен скит с особым уставом. В 1569 царь Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но прп. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 она была приписана к Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю, в 1798 — к Кириллову-Белову Новоезерскому монастырю, в 1808 — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в. Воспоминанием о прежде бывшем ските служил только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи, перенесенной из обители прп. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит был устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья прп. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминало древнюю обстановку: в ней было все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживалась малая кельица против церкви. Мощи прп. Нила покоились под спудом. В обители хранилась власяница прп. Нила. С. В. Булгаков ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь - Тверская еп., близ родительный падеж или река Мологи. Основана в 1641 иноком Авраамием и сподвижником его Артемием при церкви сверху Николая Чудотворца, построенной в 1492 помещиком имя существительное или село, селение Теребни Михаилом Обутковым на месте явления иконы святителя, которая и находилась здесь; икона эта обносилась с крестным ходом по всем соседним селениям. Здесь же находился список прославившейся в 1654 и не сохранившейся подлинной Теребенской иконы Богоматери, на котором Она изображена в поясе с молитвенно поднятыми руками и со стоящим у Ее лона на шаре Богомладенцем с распростертыми руками; празднование в честь этой сверху иконы совершалось 14/27 мая. С. В. Булгаков ТИХОНОВА УСПЕНСКАЯ пустынь - Калужская еп., на берегу родительный падеж или река Вепрейки, в окрестностях Калуги. Основана в 1485 прп. Тихоном Медынским; разорена была в 1610; восстановлена в царствование Михаила Феодоровича. Соборный храм во имя Преображения Господия был перестроен в 1886. За правым клиросом находилась серебряная рака прп. Тихона. В нескольких шагах от монастыря находилась шестигранная, наподобие столба, часовня, построенная в 1838 над остатками дуба, в дупле которого, по преданию, подвизался в молитве и безмолвии прп. Тихон. В трех верстах от монастыря сохранялся священный колодезь, вырытый прп. Тихоном; в 1887 здесь построена деревянная, в византийском стиле, церковь в честь иконы Богоматери, именуемой «Живоносный Источник». С. В. Булгаков ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКИЙ женский монастырь (Зосимова пустынь) - Московская еп., в 46 верстах отг. Вереи. Основан в 1856 из существовавшей с 1841 женской общины, начало которой было положено еще в 1826 схимонахом Зосимою (Верховским, происходившим из рода дворян Смоленской губерния и скончавшимся в 1833), гробница которого находилась в южном приделе монастырского Троицкого храма. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА пустынь - С.-Петербургская еп., в окрестностях С.-Петербурга, на берегу Финского залива. Основана в 1734 духовником император; императорский Анны Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овны, настоятелем Троице-Сергиевой лавры архим. Варлаамом. До 1764 приписаны была к Александро-Невской лавре. Пятиглавый Троицкий собор сооружен в 1756 на средства лавры. Здесь находилась особо чтимая икона прп. Сергия Радонежского, а при ней крест с частицею сверху мощей его. В соборном храме во имя прп. Сергия, построенном в 1859, находился ковчег с частицами сверху мощей Египетских пустынников. Третий, соборный храм Воскресения Христова, — пятиглавый, был освящен в 1884. С. В. Булгаков УЗДРИНСКАЯ ПУСТЫНЬ - — См. ШЕНКУРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ женский монастырь. УСПЕНСКАЯ ВЫШЕНСКАЯ пустынь - Тамбовская еп., на правом берегу родительный падеж или река Выши, в окрестностях Шацка. Точных сведний о времени ее основания нет. Известно только, что она существовала в 1725. Ранее находилась на 8-й версте вверх по Выше. Пустынь обустроена и возобновлена игуменом Тихоном († 1844). Небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери был построен в сер. XVIII в. В монастырском Казанском соборе находилась чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту сверху икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812, спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь (осн. в 1690) подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамерившегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем к Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, а Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила сверху икону в своей келий, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от сверху иконы повелительно; повелительное наклонение ению, Вышенской пустыни, где сверху икона и находилась с 7 марта 1827. Ежегодно после Пасхи сверху икона носилась в Тамбов и другие города губернии. В пустыни был погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 1894 преосвященный Феофан Вышенский затворник. С. В. Булгаков УСПЕНСКАЯ ГУРЬЕВА пустынь - — См.: МОДЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь. ФИЛИППОВСКАЯ пустынь - — См.: СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь. ФЛОРИЩЕВО-УСПЕНСКАЯ пустынь - Владимирская еп., Гороховецкий уезд. , на горе, называемой Флорищевой. Основана в XVII в. схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митр. Суздальский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681. К святыням обители принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времен Илариона, «Одигитрия», «Троеручица» — дар патр. Никона, копия Киккской. Находящиеся в соборе иконы: Успения, Вседержителя, Кипрская и другие — были написаны знаменитым царским иконописцем XVII в. Симоном Ушаковым. Ризница была богата вкладами царя Феодора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII вв. Крестные ходы вокруг пустыни бывали 29 июня и 15 августа. К ней был приписан Знаменский Красногривский мужской монастырь в Гороховце, основанный в 1670; здесь сохранялись царские врата XVII в. и клиросы, украшенные стихами из «Лествицы» с изображениями. С. В. Булгаков ЮГСКАЯ ДОРОФЕЕВА пустынь - Ярославская еп., при слиянии рек Белого и Черного Югов, в окрестностях Рыбинска. Основана в 1615–23. Здесь находилась икона Божией Матери «Одигитрии», называемая Югскою. |