Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

пророк

Большой энциклопедический словарь

ПРОРОКИ - (провидцы, прозорливцы), в иудаизме, христианстве и исламе личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способностью сообщить его людям. Избираемые Богом (зачастую против их желания), пророки являлись посредниками между ним и людьми. Пророки одновременно могли выступать ясновидцами и предсказателями от имени Бога будущего (засух, голода и тому подобные ), религиозных и исторических событий, а также индивидуальной судьбы. На Др. Востоке было значительное число пророков, они играли важную роль в жизни на родовой Так, в иудаизме известны древние и ранние пророки (среди них Моисей) и поздние пророки - авторы письменных произведений (Исайя и другие )
ПРОРОКОВ - Борис Иванович (1911-72), российский график, народный художник СССР (1971), член-корреспондент АХ СССР (1954). В 30-х гг. сотрудничал в газете "Комсомольская правда", журналах "Смена" и "Крокодил", в Великую Отечественную войну - во фронтовой печати. Серии остропублицистических, экспрессивных рисунков ("За мир", 1950; "Это не должно повториться!", 1958-1959). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1950, 1952).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

пророк - В религии: истолкователь воли божества, богов: провозвестник
» пророк - пророк тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ПРОРОК - и смотрите также малый или мужской род пр. смотрите также прорекать.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

пророк - смотрите также предсказатель

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПРОРОК - пророка, малый или мужской род
. . . 1. По воззрениям различных религий - провозвестник и истолкователь воли богов, божества ( слово книжное ). Ветхозаветные пророки. С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. Лермонтов.
. . . 2. Предсказитель будущего. Не нужно быть пророком, чтоб отгадать последствия сего необдуманного поступка. Загоскин.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Илья-пророк - Илья́-проро́к -- Илья́-проро́к, Иль`и-проро́ка
пророк - проро́к -- проро́к, -а
пророкотать - пророкота́ть -- пророкота́ть, -коч`у, -ко́чет

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

пророк - малый или мужской род
- - - 1) а) Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий). б) в переносном значении Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-либо
- - - 2) Предсказатель будущего.
пророкотать - совершенный вид глагола переходные и непереходные
- - - 1) непереходные Издать, произвести рокот.
- - - 2) Сказать, произнести рокочущим голосом.

Библия. Энциклопедический словарь

ИЕЗЕКИИЛЬ ПРОРОК - (Иез 1:3 и другие ) — третий из бывших пророков, сын Вузия, подобно Иеремии и Захарии принадлежавший к священническому роду. По иудейскому преданию он был слугою у смотрите также малый или мужской род пр. Иеремии, и некоторые даже видят в лице отца его, Вузия, означенного пророка, но на это нет достаточных оснований. Пр. Иезекииль родился в царствование Иосии царя иудейского, и на двадцатипятилетнем возрасте, за 600 лет до Р. Х., вместе с царем Иехониею был отведен пленником в Вавилон (Иез 1:2, 4 Цар 24:6-12) и, вероятно, поселен вместе с другими пленными на берегах родительный падеж или река Ховары в Халдее. Здесь-то он видел явление славы Божией (в херувимской колеснице) и призван к пророческому служению (Иез 1:2-28, 2:3). О последующей судьбе пророка и о кончине его достоверного ничего неизвестно. Из пророческой книги его знаем только, что он жил в своем собственном доме в Тель-Абибе (3:24, 8:1), что он был женат и нежно любил свою жену, что она скончалась внезапно (24:16-18), и что его пророческое служение продолжалось 22 года (29:17). К этому предание прибавляет, что его предал смерти один из иудейских князей, которого он обличал в идолопоклонстве, и что гробница его, в соседстве древнего Вавилона, даже до сего дня продолжает служить местом паломничества для восточных иудеев, и что даже самые магометане считают оную особою святынею. Сооружение гробницы приписывают царю Иехонии, который, по преданию, положил в нее автограф пророчеств Иезекииля, перед которым, по преданию, постоянно теплилась горящая лампада. Полное описание всего этого можно найти в дневнике известного иудейского путешественника Вениамина Туделы xi 1-го столетия и в более позднем сочинении «Путешествие Нибура» (travels of niebuhr).
ИЕРЕМИЯ ПРОРОК - (Иер 1:1, Мф 2:17, 16:14 и другие ) — второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии царя иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большею частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе так как в 11 глагол его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах, ищущих души пророка. Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм, несомненно, был местом, где чаще всего раздавался голос пророка Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (2:3-6). С раннего утра (25:3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (20:8). Собственное его семейство отказалось от него (12:6), сограждане преследовали его ненавистью (11:21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет! (17:15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (12:1-2); ему казалось, что все сторожат за ним — не споткнется ли он; он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (20:10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание (20:7). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной, говорит свящ. писатель князь Паралипоменон (2 Пар 35:25). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, смотрите также малый или мужской род пр. Иеремия отзывается с особенною нежностью и участием. «Не плачьте об умершем и не жалейте о нем, — восклицает он, — но горько плачьте об отходящем в плен (т. е. об Иохазе, иначе Салуме), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей» (Иер 22:10-11). С особенною живостью смотрите также малый или мужской род пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607-597 до Р. Х.). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелительно; повелительное наклонение ению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (26:6). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим и окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. 26). В другое время, когда по поведению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (36:1-9), Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сожигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева — Господь сокрыл их (36:26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих, подобных тем, слов (36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший, впрочем, неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то, быть может, при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалим, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки царя Вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечом (20). Пророчество исполнилось с поразительною точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждою на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства иудейского остался третий сын Иосии, Матфания, иначе переименованный Седекиею (597-586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастию своему Седекия решил обезопасить себя на престоле изменою царю Вавилонскому, и присоединился к союзу царей Моавитского, Идумейского и другие Для нагляднейшего вразумления его пророк Иеремия по повелительно; повелительное наклонение ению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (27:2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекиею в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на выи Иеремии (28:10) и предсказавший падение Халдеев в продолжение двух лет (28:3), был обличен Иеремиею во лжи и умер в том же году (16-17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим, и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел, было, удалиться в землю Вениаминову (37:12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: «нет ли слова от Господа?» ответил: «ты будешь предан в руки царя Вавилонского» (37:17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (37:21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность Халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный Ефиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех. С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремиею, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по-прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен, и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастию, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка — он боялся, чтобы Халдеи не выдали его иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (гл. 38:19). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в Сирийский город Ривлу, и там по приговору победителя закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении иудеев в Вавилон в 586 году Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелительно; повелительное наклонение ению Навуходоносора оказал смотрите также малый или мужской род пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем, он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из Свящ. Писания более ничего неизвестно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он вг. Тафнисе был побит от иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилою его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицею Еленою. В апокрифической 2-й Мак книге мы видим смотрите также малый или мужской род пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной смотрите также малый или мужской род пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный, и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (2 Мак 2:1-8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (2 Мак 1:19-36), и что Иеремия, во время переселения иудеев, приказал и переселяемым взять с собою от огня храма (2 Мак 2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славою, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбием, который много молится о народе и святом городе, давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (2 Мак 15:13-16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию, или одного из пророков (Мф 16:14). Память смотрите также малый или мужской род пр. Иеремии празднуется Прав. Церковью 1-го мая.
ИОНА ПРОРОК - (4 Цар 14:25, Мф 12:39, Лк 11:29-30) — имя еврейского пророка, который, очевидно, жил в царствование Иеровоама, сына Иоаса, царя Израильского. Он называется сыном Амафия из Гафхефера; потому-то он и жительствовал в Завулоне, и, несомненно, принадлежал к означенному колену. Иона проповедовал об усилении и победах Израильтян при царе Иеровоаме (4 Цар 24:25-27), вступление которого на престол обыкновенно полагается в 825 г. до Р. Х. Одно из иудейских преданий говорит, что Иона был сын вдовы Сарептской, которого чудесно воскресил смотрите также малый или мужской род пр. Илия (3 Цар 17:8-24), но это предание не достаточно основательно. Бесспорно же, что мы знаем касательно личности пророка Ионы из самой же его книги, состоит в следующем: Иона, сын Амафиев, получил однажды от Бога повелительно; повелительное наклонение ение идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, Финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшною бурею, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу Иону в море поглотила большая рыба. Пробывши во чреве китовом три дня и три ночи. Иона молился Господу и затем был выброшен рыбою на берег. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, и он отправился. «Ниневия же, — говорится в пророческой книге, — был город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена» (3:3-4). Его проповедь поразила ужасом сердца Ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии и, вследствие их раскаяния, Господь пощадил Ниневию. Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом и скорбел о том пред Господом. «Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (6:2). Впрочем, все-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нем от солнечного зноя. Для вразумления пророка по повелительно; повелительное наклонение ению Божию в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарею червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота» (4:10-11). Вразумленная и помилованная Богом Ниневия существовала после того еще более 200 лет, пока не была разрушена в 610 г. Набополассаром, царем Вавилонским, и Циаскаром, царем Мидийским. В последней — 4 глагол книг и прочее Ионы повествование о нем отрывисто заканчивается. На смотрите также малый или мужской род пр. Иону указывает сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: «Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:39-41). «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Он в другом месте, — знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (16:4, Лк 11:29-32). Замечательно, что в первой из этих цитат слова Господа: во чреве кита, в подлиннике употреблены именно те же самые, которые соответствуют словам греческого перевода Ион 1:17, в которых на еврейском стоит: кит, а не большая какая рыба, как думают некоторые. Повторяем, это важно в том отношении, что дает нам видеть в этих словах не только подтверждение самим Господом исторического характера повествования о смотрите также малый или мужской род пр. Ионе, но и подтверждение, выраженное святыми устами Его, греческого перевода Библии. Приведенные нами тексты в Новом Завете и в 4 Цар 14:25 свидетельствуют о том, что Иона был действительно лицо и что книга, носящая его имя, передает нам действительно исторические факты. Блаженный Иероним, кратко обнимая события, изложенные в означенной пророческой книге, говорит: «Иона своим кораблекрушением предъизображает страдания Господа, призывает мир к покаянию, и под именем Ниневии возвещает язычникам спасение» (50-е письмо к Павлину). Память сверху смотрите также малый или мужской род пр. Ионы празднуется церковью 22 сентября.
ИСАИЯ ПРОРОК - (спасение Иеговы; 4 Цар 20:1) — один из величайших ветхозаветных пророков, сын Амосов и родной брат царя Амасии, как гласит иудейское предание. Из Свящ. Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророчествовал во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (Ис 7:3, 8:3-18). К пророческому служению книга пророка Исаии был призван особенным чудесным образом, именно: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм. Вокруг его летали серафимы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». При виде сего величия славы Божией, книга пророка Исаии воскликнул: «Горе мне! погиб я!… Ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Тогда один из летавших серафимов коснулся горящим углем, взятым клещами с жертвенника, уст Исаии и сказал: «вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен». И сказал ему Господь: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас»? книга пророка Исаии отвечал: «Вот я, пошли меня!» (Ис 6). Вступление в пророческое служение Исаии последовало в последний год царствования Озии (6:1) за 759 лет до Р. Х., и продолжалось более 60 лет. Из 2 Пар 32:32 можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии, и по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелительно; повелительное наклонение ению царя Манассии был перепилен деревянною пилою между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. По свидетельству Иеронима слова ап. Павла: «были перепиливаемы» (Евр 11:37) относятся именно к смотрите также малый или мужской род пр. Исаии. Пророчества смотрите также малый или мужской род пр. Исаии отмечаются удивительною ясностью и точностью. Из множества оных достаточно указать, например, на его пророчества о рождении Спасителя от Девы (7:14) и страданиях Спасителя (гл. 53). По удивительной ясности пророчеств, Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Он так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним, что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших.
МИХЕЙ ПРОРОК - (Мих 1:1, Иер 26:18) — один из меньших пророков, называемый Морасфитянином, так как был уроженцем Морасфи, небольшого иудейского города, близ
ОСИЯ ПРОРОК - сын Беерия. Все что нам известно об означенном лице заключается в следующем: он был одним из меньших пророков, сыном Беерия, и что слово Господне было к нему во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей иудейских и Иеровоама ii, царя Израильского. По свидетельству Ефрема Сирина, Дорофея и Епифания он был родом из Веельмофа, города колена Иссахарова, скончался в мире и погребен в своей земле.
ПРОРОК. - Под словом «пророк» вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому внушению святой Духа (i Послание апостола Павла к коринфянам 14:3). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, книга пророка Осии , Иоиль, книга пророка Исаии , Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, книга пророка Малахии , Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель. Агав и другие По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: книга пророка Исаии , Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: книга пророка Осии , Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и книга пророка Малахии . Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний Ветхозаветных пророков составлял Мессия — Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его во Египет, избиение Вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть. Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцтом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание святой Духа, проповедь Апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых. Страшный Суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово, Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так ап. Петр пишет: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1:22).
САМУИЛ-ПРОРОК - и судия народа Израильского. Елкана и Анна, родители Самуила, жили в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких милях на ю.-з. от Иерусалима. Отец Самуила был потомок Левия через его второго сына Каафа (1 Пар 6:27, 34). Елкана имел вторую жену по имени Феннана, от которой имел нескольких сыновей и дочерей, но Анна, его любимая, жена была бесплодна. Это служило поводом ко многим для нее неприятностям. Анна была предметом особенной любви своего мужа, что возбуждало в Феннане ревность, вследствие которой сия нередко поносила и укоряла в бесплодии свою соперницу. Даже времена священных празднеств не были свободны от этих домашних неприятностей. Во время одного из ежегодных посещений Скинии Свидения в Силоме, когда и Елкана и его семейные отправились в Силом поклониться и принести жертву Господу Саваофу, душа его возлюбленной супруги была возмущена сильною горестью вследствие непрестанных упреков со стороны Феннаны: она плакала и не ела, нежные слова ее мужа не могли успокоить ее. В горести души своей она встала, пошла в Скинию и простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужеского пола, причем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: «вина и сикера не будет он пить, — говорила она, — и бритва не коснется головы его» (ст. 11). Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром. Как бы сознавая с этой минуты, что ее молитва принесена не тщетно, «и пошла она в путь свой и ела, и лицо ее не было уже печально как прежде». Анна родила сына и назвала его Самуилом, потому что она испросила его у Господа. Как только позволили обстоятельства, она возвратилась и исполнила свой обет, посвятивши Самуила Богу в Силоме, и отрок остался служить Господу при Илии священнике (1 Цар 2:11). Кратки, но многознаменательны сведения об отроческой жизни Самуила, сообщаемые священным писателем. Будучи еще отроком, он надевал на себя льняной ефод по обычаю священников и участвовал в служении перед Господом. Это служение Самуила происходило и под надзором престарелого Илия и, вероятно, состояло не более как в помощи почтеннейшему первосвященнику в отправлении некоторых общих и менее важных частей богослужения в Скинии. Благочестивые попечения Анны о своем возлюбленном сыне не прекращались во все время пребывания его в ограде Скинии. Ежегодно, как только приходила Силом, она в заботливости о своем юном первенце приносила ему верхнюю малую одежду, приготовленную своими собственными руками. Характер и поведение отрока Самуила были таковы, что приобрели ему благоволение Божие и любовь всех знавших его. «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1 Цар 2:26), говорит свящ. повествователь. Слово Божие в те дни было редко, открытое видение было запечатлено, но Самуил еще в отрочестве удостоился особенного откровения Божия. Однажды по окончании дневного богослужения, Илий и его юный служитель удалились на покой, и вскоре Самуил пробудился троекратно повторенным призыванием его от Бога. Дитя сначала не познало Божественный голос, призывавший его и, думая, что его зовет престарелый первосвященник, вставал при каждом зове и приходил к первосвященнику. Илий понял, что Господь зовет отрока, и указал ему, как должно ему действовать при Божественном призывании. Самуил повиновался. «И пришел Господь, и стал, и воззвал», и открыл ему Свою волю, состоявшую в истреблении дома Илия за дурные поступки его сыновей, Офни и Финееса. Это служило, так сказать, посвящением Самуила в пророческое служение и скоро его юношеское ухо ознакомилось с голосом Божественного откровения. Самуил начал и продолжал свое пророческое служение под особенным водительством Божиим, так что весь Израиль знал и уповал на Самуила, как на верного пророка Господня. Иегова являлся неоднократно и обитал в Силоме и из сего святилища, как бы из тайников грома, Самуил принимал глас Всемогущего и сообщал об оном всему Израилю. Таковы по сказанию Свящ. Писания детство и юность Самуила. Его дальнейшее появление на страницах свящ. истории является уже в том высоко знаменательном и ответственном служении, которым пользовались пророки во время иудейской теократии, в качестве представителей Великого Царя. Вот уже в течение довольно долгого времени Израиль пожинал горькие плоды своего нечестия. Сыны Израиля были разбиты в битве с Филистимлянами; Ковчег Божий был отнят и взят в плен; два сына Илия убиты, а сам Илий услышав это упал с седалища, сломал себе хребет и умер; все что было лучшего в Израиле, по-видимому, погибло. Цель, однако, очистительных бедствий, понесенных Израильтянами, была достигнута. Нечестие народа мало помалу уменьшалось, гордость смирялась, и вот в духе истинного покаяния весь дом Израилев оплакивал свои грехи и постился пред Господом. Это было удобным временем для пророка провозгласить величие и господство Иеговы. Он был верен своему Божественному Учителю и немедленно приступил к испытанию искренности сокрушения Израиля и силы обращения его к Господу Богу отцов. Он потребовал полного уничтожения идольского служения и всецелого приготовления сердца для служения Господу и Ему единому. Народ согласился, и Самуил пригласил весь Израиль собраться в Массиву, с тем чтобы в присутствии всех сынов Израилевых он мог ходатайствовать за них пред Господом. Колена Израилевы собрались в указанном городе, сознали свои прегрешения, выразили свое покаяние, и постом и молитвою возобновили свой завет с Царем небесным. Здесь мы встречаем первые указания на Самуила, как на лицо, отправляющее должность судии во Израиле (1 Цар 7:6), вероятно, потому, что в этот день он был избран народным собранием заместить должность, которая оставалась свободною со дня смерти первосвященника Илия. Отдавая свои судьбы с сего времени в руки Самуила, народ этим выразил сознание своего безначалия, неурядиц и бедствий, как главных причин их нечестивого образа жизни, и вместе с тем он, так сказать, совершенно предавал себя под власть и защиту Того, Который всегда был покровителем и хранителем Израиля. Вслед за тем милости Божии, неизменно связанные с такими условиями жизни, не замедлили излиться на Израиля, как и во времена древние. В то время как Самуил и Израильтяне были заняты столь важным религиозным делом, вожди Филистимские объявили им войну. По народной просьбе Самуил принес агнца во всесожжение и молил Господа о Его небесной помощи. Молитва была услышана. «Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами», и могущественный глас Божий исполнил их таким ужасом, что они легко были побеждены и бежали пред сынами Израилевыми. Самуил не упустил воздать должную хвалу и благодарение Иегове и воздвигнул камень Авен-езер для воспоминания победы, одержанной с помощью Всевышнего; и действительно, со дня оной Филистимляне во все время правления Самуила не делали уже более никаких неприятельских вторжений в землю Израилеву. Слава пророка Самуила теперь вполне установилась. Он оказался достойным народного доверия во всех отношениях. В качестве судии он делал ежедневные обходы знатнейших городов, как, например, Вефиля, Галгал, Массифы, с тем чтобы требующие правосудия не имели нужды предпринимать трудные путешествия, и управлял Израилем со всем правосудием и бескорыстием. Его главное пребывание было в Раме, где он устроил также жертвенник Господу. В его правление Израиль пользовался полным миром и благосостоянием. В течение многих лет Свящ. Писание ничего более не говорит о Самуиле. Впрочем, легко можно заключить, что в течение этого долгого периода пророк-судия оставался верным Богу и верным народу, которым правил, и что под мудрым и справедливым его управлением Израиль жил беспечально и пожинал богатые плоды его правления, каждый под виноградником и под смоковницею своею. Но по времени, на склоне лет Самуила правление его ослабевает, народу делается тягостным. Самуил в старости разделил дело правления между двумя своими сыновьями, Иоилем и Авиею. Молодые люди не ходили по стезям своего отца. Страх к Богу и ненависть к любостяжанию отнюдь не были преобладающими чертами в их характере. Они, по словам свящ. повествователя, «уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар 8:3). Такой образ действий естественно не мог нравиться сынам Израилевым и их воспоминания об Офни и Финеесе и об их преступном образе действий во время старости Илия были слишком живы в памяти, чтобы дозволить поступать точно также сыновьям Самуила. Опасаясь горьких последствий для своего отечества вследствие беззаконного образа действий сыновей его, старейшины Израилевы собрались в Раму, представили свои жалобы и опасения престарелому пророку и просили его поставить царя над ними, чтобы тот судил их подобно народам языческим в предотвращение грозящей опасности. Самуил был опечален таким своеволием народа; но прежде чем дать решительный ответ, он обратился с молитвою к Господу, желая узнать волю Его. Иегова в Своем ответе свыше объявил ему истинное свойство их непокорности и недоверия к нему, доселе управлявшему ими, но повелительно; повелительное наклонение ел ему в этом случае снизойти до желания народа и дать им царя. Царем был избран и помазан на царство Саул, сын Киса, из колена Вениаминова. При торжественном помазании его на царство, Самуил объявил народу, что отселе управление им будет принадлежать царю, а он с детьми останется между частными людьми. При этом в Галгалах он с глубоким смирением подверг себя общему суду, прося объявить пред Богом и Его помазанником о притеснениях и обидах, если какие кто терпел от него, обещаясь тотчас вознаградить за все. Весь народ единогласно свидетельствовался Богом, что никто никогда не терпел от него никакого притеснения. Тогда Самуил произнес свой последний суд на них: изобразил Божественное покровительство Божие, столь многократно оказанное народу Израильскому во времена вождей и судей, и в заключение сказал, что требованием царя сделана ими несправедливость Богу, а в подтверждение слов своих испросил у Бога знамение грома и дождя во время жатвы, когда в Палестине не бывает ни грома, ни дождя. Весь народ затрепетал и просил молитв пророка, сознавая грех свой. Пророк, успокаивая их, увещевал не отступать от Господа, бояться Его, и служить Ему от всего сердца; я же, говорил он, не перестану молиться за вас и наставлять вас. «Если же будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1 Цар 11-12). И действительно, Саул недолгое время хорошо правил Израилем, но венец скоро оказался тяжелым для его легковерного ума, и он скоро поколебался и упал. Взявши на себя лично принести жертвы Господу для снискания Его милости и призвания Его помощи в войне с Филистимлянами, Саул получил строгое осуждение от пророка Самуила, указав ему на его святотатство и сообщив, что его царство окончательно будет отнято у него и дано Господом «мужу по сердцу Божию». Вскоре после сего вторично легкомысленный царь вызвал осуждение себе от престарелого пророка по следующему случаю: Саул и его войско по повелительно; повелительное наклонение ению Божию напали на Амаликитян и на все их владения, но из чувства алчности они исполнили Божественное повелительно; повелительное наклонение ение только отчасти, не доведя до конца. Пророк Самуил снова укорил царя в его великом грехе, напомнил ему об его низком происхождении, его последующем возвышении на царский престол и об его неблагодарности к Господу, проявившейся в неповиновении, и снова подтвердил ему, что Господь лишает его царства. После сего Самуил расстался с царем с чувством глубокой горести и удалился в Раму. «И более не видался Самуил с Саулом, — замечает свящ. историк, — до дня смерти своей» (1 Цар 15:35). Впрочем, пророку не было дозволено долго пребывать в бесполезной скорби: Самуилу было повелительно; повелительное наклонение ено Богом тайно помазать нового царя над Израилем, — это был Давид, младший из сынов Иессея из колена Иудина. Затем Самуил возвратился в Раму и о нем почти не говорится более в Свящ. Писании до его смерти. В последние дни главным занятием его служила ходатайственная молитва за народ свой и руководствование сынов пророческих, составлявших целое общество пророков, или училище, служившее к распространению духовного просвещения (см. Пророческие сыны). О силе его молитвы пред Богом неоднократно упоминается в Свящ. Писании и по его смерти (Иер 15:1, Сир 46:16-21). Самуилу приписывается написание некоторых Свящ. книг: так, по свид. самого Свящ. Писания, две первые книги Царств писаны преемственно Самуилом, Нафаном и Гадом (1 Пар 29:29,30). Самуил, судивший Израиля с юности все дни своей жизни, умер за два года до смерти Саула в маститой старости, был оплакан всем Израилем и погребен в своем доме в Раме. Почти во всех отношениях Самуил является лицом весьма замечательным. Отрок Самуил служит прекрасным образцом всего, что есть только приятного и любезного в уме и сердце отрока. С ранних лет привязанность к Иегове, его постоянное служение в святилище, неизменное благочестие, любезный, кроткий нрав, высокое благоволение, приобретенное им в очах Божиих и человеческих, его особенные успехи почти на всех путях, несомненно, делают его особенно выдающимся примером для детей, юношей и отроков. Муж Самуил осуществил в себе все надежды, возложенные на него как на судию Израиля. Святость и правосудие проникали всякую его мысль и каждое действие. Верность Иегове и ревность о благосостоянии Израиля руководили всеми действиями его жизни. В особенности он был мужем молитвы и, как ходатай, он имел особую силу у Бога и всегда получал ответ на свое ходатайство. В Иер 15:1 и в Пс 98:6 он стоит наряду с Моисеем и Аароном. Он поставляется первым в ряду тех лиц, которые предвозвещали исполнение веры во Христе (Деян 3:24) и, наконец, ап. Павел в Ев 11:24 причисляет его вслед за Давидом к лику древних, засвидетельствованных верою. Память пророка Божия Самуила празднуется Церковью 20 августа.
СОФОНИЯ ПРОРОК - (Соф. 1:1) — один из 12-ти малых пророков, девятый в числе их. Об обстоятельствах его жизни нам ничего неизвестно, кроме того, что содержится в начале его пророческой книги и в некоторых преданиях. Он был сын Хусия, и происходил, как полагают не без основания, из царского рода Езекии. Софония пророчествовал в царствование царя иудейского Иосии, между 642 и 611 гг. до Р. Х. по преданию Епифания, он происходил из колена Симеонова, а не Иудина, и родился на некоей горе Саравафа или, по другим, в Варафе и Сарафе. Память его празднуется Церковью 3 декабря.
АВВАКУМА ПРОРОКА КНИГА - состоит из трех глав и занимает восьмое место между книгами меньших пророков. Пророчества, содержащиеся в оной, произнесены, по всей вероятности, около 600 года до Р. Х., и относятся главным образом к вторжению в Иудею Халдеев, падению Вавилонского царства и конечному освобождению верующего народа Божия. Некоторые места книги выше всякого сравнения по высоте и простоте слога, равно как по силе благочестивого настроения в них содержащегося. Прор. Аввакум начинает свою книгу сетованием на войны, которые долженствуют прийти на его отечество и очевидцем которых ему суждено быть. Отвращая лицо свое от кровавого зрелища оных, он взывает к Богу: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною: и восстает вражда и поднимается раздор» (Авв 1:3). На вопрос сей Господь ответствует, что праведник не должен смущаться, видя торжество беззаконных; что всякая «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (сии последние слова (Авв 2:4) трижды приводятся в Н. З.: Рим 1:17, Гал 3:11, Евр 10:38; также приводятся ап. Павлом в Деян 13:41, что народы, утесненные беззаконным и алчным завоевателем, восстанут некогда на него и совершат месть, если не над ним, то над его детьми и внуками (гл. 2). Вслед за сим утешительным ответом пророк в возвышенной песни, величественном образце еврейской свящ. поэзии, воспевает могущество и величие Божие, предавая себя на Его волю, возлагая свою надежду на Него и готовность без уныния сретить день горести (гл. 3). Сия последняя глава очень походит на псалом, или молитву, и была назначена для пения (Авв 3:1). Она же служит основанием iv-й песни церковных канонов в нашей Православной церкви.
АВДИЯ ПРОРОКА КНИГА - занимает четвертое место в ряду книг меньших пророков и состоит из одной главы. О месте и времени служения смотрите также малый или мужской род пр. Авдия ничего неизвестно. Некоторые думают, что означенный пророк был никто иной, как домоправитель Ахава, носящий то же самое имя; но более основательным представляется мнение, что смотрите также малый или мужской род пр. Авдий жил одновременно с Иеремиею и Иезекиилем, и что книга под его именем написана во время Вавилонского плена. Его пророчества почти все без исключения направлены против Эдомитян. Надменный дух Эдома и его мнимая безопасность от врагов прекрасно представлены под образом орла, устроившего себе гнездо в ущельях высоких гор и далее среди звезд (Авд 1:4). Но все напрасно: «и оттуда Я низрину тебя», — говорит Господь. Далее говорится, что «на горе Сионе будет спасение и будет она святынею и дом Иакова получит во владение наследие свое» (ст. 17) и, что «приидут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (ст. 21). Думают, что некоторые части этого пророчества имеют отношение ко временам будущим. Сходство одной части пророчества Авдия с пророчествами Иеремии поразительно (Срав. Иер 49:7-16 и Авд 1:9).
ДАНИИЛА ПРОРОКА КНИГА, - состоящая из 14 глав, и написанная самим пророком Даниилом, помещается в еврейском тексте в Агиографах, тысяча  е. в числе писаний, отличительным характером коих служит их Божественное происхождение, а не в каноне пророческих книг, и у Сираха о ней не упоминается; но, несмотря на это, она всегда считалась истинно каноническою, священною книгою как у иудеев, так и у Христиан. Явные следы существования этой книги до времен Маккавейских (1 Мак 2:59-60) то обстоятельство, что эта пророческая книга была показана Александру Македонскому, когда он взял Иерусалим и вошел в него (332 г. до Р. Х.), и в ней указано на пророчество Даниила, что греческий царь ниспровергнет царство Персидское (Флав. Древ. князь xi, глагол viii, §5), особенности языка, соответствующие периоду Вавилонского пленения, — все это представляется несомненным доказательством подлинности книги Даниила. Написана она частью на еврейском языке, частью на чисто Халдейском. Что же касается до стихов 24-90 третьей главы и целых глав 13 и 14 как Славянской Библии, так и Вульгаты, то этих мест нет ни на еврейском, ни на Халдейском — они существуют только на греческом. Особенность пророчеств Даниила состоит в том, что он не только предсказывал будущее, но указывал и самое время, в которое долженствовали исполниться его пророчества, так, например, пророчество о семидесяти седминах (9:24-27). Вот это замечательное пророчество: семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых (9:24). Это пророчество, в котором предсказано явление Спасителя и Его крестная смерть и следующее за ней разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв исполнилось в должное время с удивительною, буквальною точностью. В Славянской и Русской Библии Даниил нередко называется, между прочим, мужем желаний.
ИОИЛЯ ПРОРОКА КНИГА - — состоит из 3-х глав. Из пророчеств, содержащихся в оной, между прочим замечательно пророчество об излиянии святой Духа, исполнившееся в день Пятидесятницы — «излию от Духа Моего на всякую плоть» (2:28-32), которое приводится также и в Деян 2:16-21.
ИОНЫ ПРОРОКА КНИГА - состоит, как уже замечено выше, из 4 глав. Содержание оной изложено нами в предшествующей статье. Писателем книги мог быть сам смотрите также малый или мужской род пр. Иона, что, впрочем, еще не доказано положительно; также в точности неизвестно о времени написания книги. Некоторые думают, что она написана после Вавилонского плена, но и на это нет достаточных доказательств.
МАЛАХИИ ПРОРОКА КНИГА - состоящая из 4-х глав, содержит в себе главным образом строгие обличения грехов и беззаконий народа иудейского, торжественные предсказания о пришествии Мессии и о приуготовлении пути ему проповедью Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя. Поистине, его пророчество есть как бы «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Мф 3:3). В частности, в этой книге строго порицается нерадение, беспечность, самолюбие иудейских священников, — пороки, имевшие крайне дурное влияние на народ. Самый народ, хотя недавно еще возвратился из Вавилонского плена и снова вошел в землю своих отцов, стал быстро подвергаться нравственному растлению (Мал. 3:5), и за сие вызывает угрозы и грозные обличения со стороны пророка. Но эти угрозы у пророка растворяются отрадными обетованиями о пришествии Мессии, который будет наказывать и очищать: «вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовил путь предо Мною и внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете и ангел завета, которого вы желаете, вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, кода Он явится? — продолжает пророк от лица Божия, — ибо Он, как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал. 3:1,2). Перед пришествием Искупителя должен явиться его Предтеча Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель, которого смотрите также малый или мужской род пр. книга пророка Малахии называет Илиею. «Вот, Я пошлю к вам, — говорит он далее от лица Божия, — Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтоб Я пришедши не поразил земли проклятием» (5:5-6). Пророчества Малахии нередко упоминаются в Н. 3. самим Господом и, несомненно, были известны книжникам и народу (Мф 11:10, 17:10-12, Мк 1:2, Лк 1:16-17 и другие ).
МИХЕЯ ПРОРОКА КНИГА - состоит из 7-ми глав и замечательна по важности своих пророчеств, произнесенных пророк Михеею, почти в 50-ти-летний период времени, от начала царствования Иоафама и до конца царствования Езекии. Их можно разделить на следующие отделы: Первый отдел (гл. 1) — содержит возвещение наказания за грехи Израильтян, предсказание о приближающемся падении царства 10 колен, а также выразительное заявление о грядущем и на Иудеев наказании. Второй отдел (гл. 2, 3) — содержит в себе указание причин, вследствие которых гнев Господень постигнет Иуду и Израиля, именно: общественное народное развращение, особенно поддерживаемое лжепророками. Посему, говорит он в конце сего отдела, «Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин и гора Дома сего будет лесистым холмом» (3:12). Третий отдел (гл. 4, 5) — имеет целью указать, что хотя угрожаемые бедствия неизбежно придут на Иудею, но «в последние дни гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится надо холмами, и потекут к ней народы, и перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы. Каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею» (4:1-5). Пророчество о том же почти буквально повторяется в Ис 2:2-5. В означенном отделе особенно замечательно пророчество о Вифлееме, как о месте рождения Мессии: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле и которого происхождение из начала от дней вечных» (5:2). Предсказание это, — хорошо известное иудейскому синедриону, — было ответом царю Ироду на вопрос его к первосвященникам и книжникам народным: «где должно родиться Христу?» (Мф 2:4-6). Четвертый отдел (гл. 6), — подобно двум первым, содержит грозные обличения народа за его нечестие. В пятом отделе (гл. 7) — пророк оплакивает бедствия народа и, особенно, грехи, навлекшие бедствия на народ. Пр. Михей в своей книге часто выражается подобно своему боговдохновенному современнику, смотрите также малый или мужской род пр. Исаии, который подвизался среди того же самого народа. Три последние стиха в книге, в которых пророк высказывает всю глубину своего чувства, ясно подтверждают, как глубоко запечатлел он в своем сердце интересы своих соотечественников и как тверда была его вера в милосердие Божие. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши»! (7:18-20).
НАУМА ПРОРОКА КНИГА - состоит из трех кратких глав и начинается следующими словами: Пророчество о Ниневии книга видений Наума Елкосеянина. Главное содержание книги суть пророчества о гибели и падении Ниневии, предсказание бедствий, которые Господь наведет на этот город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого древнего и великого города. Иносказания в ней особенно живы и рельефны. Читая эту книгу можно думать, что пророк сам находился во время падения Ниневии, видел самих врагов, всадников и конницу, их колесницы, беспорядок и ужас осады, — так живы его изображения! Одни изображения, сравнения и подобия в книге беспрестанно сменяются другими, поражают неожиданностью и живостью. Изображение Господа-ревнителя и мстителя отличаются особенною возвышенностью (1:2-8).
ОСИИ ПРОРОКА КНИГА - — первая в числе книг меньших пророков, состоит из 14 глав и неизменно находится во всех древних списках и полных переводах Ветхозаветных книг. Признание богодухновенности означенной книги еврейскою синагогою подтверждается Новозаветными свящ. писателями. Так слова Ос 11:1 приводятся в Евангелии Мф 2:15, как реченное о Господе пророком. Сам Господь дважды указывает на означенного пророка, именно в следующих местах: в Евангелии Мф 9:13 и 12:7. Ап. Павел в Рим 9:25-26 называет Осию даже по имени. Ап. Петр также ясно указывает на Осию в своем первом послании (1:10, 2:23). Можно полагать, что книга смотрите также малый или мужской род пр. Осии написана между 786 и 726 г. до Р. Х. Книга разделяется на две части: первая состоит из первых трех глав, содержащих в себе описание символических действий, а вторая из остальных одиннадцати, состоящих по преимуществу из пророчеств. Годы жизн и прочее Осии были мрачны и бедственны. Он жил в самое мятежное и бедственное время, во время больших политических переворотов. Нравы были испорчены, религия подавлена идолослужением, в народе распространялись ложь, обман, воровство, угнетение, волхвование, суеверие, распутство и другие пороки и злодеяния. Все это смотрите также малый или мужской род пр. книга пророка Осии изображает в самых живых чертах в своей пророческой книге. «Блуд, вино и напитки, — говорит он, — завладели сердцем их. Народ мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ… На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждения, под дубом, тополем и теревинфом; поэтому любодействуют дочери и прелюбодействуют невестки ваши… и вы сами на стороне блудниц, и с прелюбодейцами приносите жертвы» (4:11-14). Соответственно такому плачевному состоянию своего отечества и в гражданском, и религиозном, и нравственном отношении пророк в кратких, но сильных выражениях обличает неблагодарность Израильтян к Богу и возвещает за это суд и наказание от Бога. Это-то обличение в нечестии и суд Божий над ними и составляет главный предмет его пророчеств. «Самария будет опустошена, — восклицает он, — от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены» (14:1). Таков был грозный суд Божий на Израиля. Но среди угроз и обличений пророк предсказывает и будущее весьма далекое утешительное обетование, — говорит о будущем обращении Израильтян к Богу, об их восстановлении и помиловании, о соединении их в один народ под главою единого царя и о новых к ним милостях и благодеяниях Божиих. «Вслед Господа пойдут они. Как лев даст Он глас Свой; даст глас свой — и встрепенутся к Нему сыны с запада. Встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби и вселю их в домы их, говорит Господь» (11:10-11). «…и помилую Непомилованную и скажу не Моему народу: ты — Мой народ, а он скажет: Ты — мой Бог!» (2:23). «От власти ада Я искуплю их; смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» (13:14, 14:6-7). Язык пророческой книги возвышен, смел и силен, хотя иногда чрезвычайно патетичен. Общий характер содержания книги дает повод думать, что книга пророка Осии должен считаться по преимуществу пророком Израилевым, и что он жил в Самарии.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ДАНИИЛ пророк - († 600 до Р. Х.), при царе Валтасаре предсказал падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарий по наветам врагов Даниил был брошен в ров с голодными львами, но звери не тронули пророка. Даниил и его товарищи глубоко скорбели об Израиле, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий. Праведной жизнью и неустанной молитвой искупали они грехи своего народа. Преемник царя Дария — Кир внял наконец просьбам сверху Даниила, которого весьма ценил, и даровал свободу пленникам, позволив им вернуться на землю своих отцов. Сам же Даниил и друзья его дожили до глубокой старости и скончались в Вавилоне. Книга пророк Даниила входит в состав Ветхого Завета; в ней содержатся пророчества о судьбе народа Израиля и мира, о Первом и Втором Пришествии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Память пророк Даниилу отмечается 17/30 декабря.
ЕЛИСЕЙ ПРОРОК - ученик и преемник пророк Илии (IX в. до Р. Х.), сын некоего Сафата из колена Рувимова. Илия, великий из пророков, призвал Елисея на служение, когда тот пахал на быках в поле. Оставив своих родителей, Елисей последовал за Илией, служа ему и постигая ведение тайн Божиих, открываемых пророкам. Перед тем как Господь забрал к себе Илию на огненной колеснице, пророк спросил у своего ученика, что он, Илия, может сделать для Елисея. Тот же попросил для себя вдвойне того духа, который почивал на Илие и которым тот пророчествовал и совершал чудеса. Символом этого духа послужила милоть — часть верхней одежды Илии, упавшая во время огненного восхождения пророка на Небо. святой Елисей пророчествовал более шестидесяти лет, пережив шесть израильских царей. Он бестрепетно говорил царям правду, обличая их в нечестии и склонности к идолослужению. святой Елисей отличался силой духа, твердой верой и глубокой прозорливостью. Множество чудес было совершено Елисеем во славу Божию и во вразумление народа, под влиянием окрестных племен склонявшегося к идолопоклонничеству. И даже язычники обращались к Елисею с просьбами о помощи и молитве. Так, Нееман, военачальник Сирийского царя, пораженный проказой, услышав о великом пророке от девочки, служившей в его доме, отправился в Израиль. По слову пророка, окунувшись в Иордан, Нееман совершенно очистился от болезни. святой Елисей достиг глубокой старости и мирно почил, окруженный почитанием. Память пророк Елисею отмечается 14/27 июня.
ИЛИЯ ПРОРОК - (IX в. до Р. Х.), пророк, взятый живым на небо. Илия жил в царствование Ахава, когда иудеи поклонялись языческому богу Ваалу. За это Господь послал на них засуху в течение трех лет. Сам Илия подвизался в это время в пустыне. По воле Божией пищу ему приносили ворон и добрые люди. Когда же прошли три года, Илия вернулся к царю Ахаву и посрамил служителей Ваала: огонь сошел с неба на жертвенник Илии, тогда как все попытки вызвать его идоло-служителями остались тщетными. Тогда царь и весь народ горько раскаялись и оплакали свой тяжкий грех перед Богом. И тут же дождь сошел с неба. Илия исполнил свое предназначение, и Господь взял его на Небо живым. Илия взошел туда на огненной колеснице, свидетелем чего и был его ученик пророк Елисей. Тогда Господь — через своих пророков и силы природных стихий — воды и огня — вразумил и продолжал вразумлять людей. Прор. Илия явился Спасителю в великий день Преображения, укрепляя Христа перед грядущими Его страданиями. Святая Церковь верит, что сверху пророк Илия будет предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю. Образ христианского святого Илии Пророка после Крещения Руси вытеснил из сознания культ языческого божества грома и молний, дождей и ветров, покровителя земледелия и животноводства Перуна, который в древности праздновали в этот же день. В представлении русских людей этот святой получил те же внешние отличительные черты, которыми ранее наделялся Перун (тем более что они во многом совпадали с тем, что говорилось об Илье Пророке в Библии). В древних церковных месяцесловах память этого пророка обозначается обыкновенно так: «Святое восхождение пророка Илии», или, как нередко также замечается в летописях, «Огненное восхождение сверху Пророка Илии». Русские люди с глубокой древности привыкли особенно благоговеть пред этим угодником. Известно, например, из Нестеровой летописи, что еще в эпоху дохристианскую в Киеве существовала церковь во имя святой Илии Пророка. По представлению древнерусского народа, сверху пророк Илия является могучим и грозным распорядителем самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в своей колеснице, карает темные силы адские, низводит на поля дождь и дает им плодородие. Вот как, например, в наших старинных сборниках объясняется молния: «Молния есть сияние огня сущаго вверху на тверди; небесный же огонь, то ты разумей огнь сущий, его же Илия молитвою сведе на полена и на всесожжение, сего огня сияние есть молния». В одной из бесед XV в. между некими Епифанием и Андреем читаем: «Епифаний рече: по праву ли сие глаголют, яко Илия Пророк есть на колеснице ездя гремит, молния пущает по облакам и гонит змия? Снятый же рече: не буди то, чадо, ему тако быти, велико бе безумие есть, еже слухом приимити; человецы бо умовредни суть, да по своему безумию написали. Илия бо на небеса не взыде, ни на колеснице сидит, благодать имея на дожди; да ся молить Богу, да в годину бездождия, дабы Бог дал на землю дождь». Наши иконописцы на лубочных картинах писали пророк Илию сидящим на колеснице с огненными колесами, которая окружена была со всех сторон пламенными облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями. В то же время на иконе этого пророка, на свитке, обыкновенно писался следующий стих из Книги Царств, где говорится о пророк Илии: «Се дух велик и крепок расточая горы и сокрушая каменья, и не в дусе Господь, и по дусе трус, и не в трусе Господь; и по трусе огнь, и не в огни Господь; и по огни глас света, и ту Господь». В старину, как видно из церковного Новгородского Чиновника, в Ильин день и после Ильина дня, в течение недели, были по завету крестные ходы в Ильинскую церковь на Славне-улице с молебнами о дожде или о ведре пророк Илии. В этом же пророке наш народ исстари видит для себя производителя урожаев: ему дается наименование наделяющего; в некоторых местах поселяне ставят на воротах чашку с зернами ржи и овса, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба». Русские вплоть до начала XX в. день пророк Илии праздновали как веселый и богатый новиною праздник и говорили о сверху Илии Пророке, «что он зажинает жито», а также почитали его покровителем домашних животных — телят, баранов и козлят. В сборниках Соловецкой библиотеки записано следующее народное поверье о сверху Илии Пророке как производителе молний и грома: «Илия седьмь действ сотвори, яже суть сия: три лета и шесть месяц бездождия наведе, огнь с небесе сведе, дождь сведе, огнем пятьдесятные старейшины в области попали». Понятно отсюда, что, слыша и читая все подобные указания относительно пророк Илии, древнерусский народ легко мог своеобразно понять их, легко мог привыкнуть к представлению, будто пророк Илия есть непосредственный виновник урожаев или неурожаев, грома и молнии и ездит на огненной колеснице во время грозы. В уме простого человека тем паче могло сложиться такое представление, что в его памяти оставалось хотя темное воспоминание о древнем языческом божестве, Перуне, которого предки наши представляли тоже главным распорядителем грома, молнии, дождя и других подобных явлений. Он также, по понятиям древнерусского народа, разъезжал по небесному кругу на огненной колеснице, запряженной огненными конями, и постоянно метал свои стрелы и кремни в темные земные силы. Естественно поэтому, что на основании такой аналогии и могли выходить у нас в старину такие изображения сверху Илии Пророка, в которых по общему характеру и частным атрибутам сверху угодник этот являлся чем-то вроде грозного Перуна, а не великого служителя Божия. Так, например, в этом роде можно указать на статью апокрифического содержания, включенную, между прочим, в одну рукопись XVII в., в которой Илия Пророк изображается с общим характером и со всеми почти частными атрибутами древнего Перуна. Заместив в народном представлении Перуна, Илия принял от него и все его задачи и обязанности и стал защитником и покровителем земледелия и скотоводства, изменив постепенно свой полуязыческий-полухристианский облик на чисто христианский. Празднование Ильина дня совершалось торжественно, сопровождаясь многими характерными особенностями, и обставлено было многочисленными обычаями, возникшими на почве занятия земледелием и скотоводством. Так, еще в новое, ново- XX в. местами сохранялся обычай собирать к церкви в Ильин день рогатый скот, из которого после обедни и выбиралась одна голова для заклания в пользу Церкви (животное делится на куски по числу мирян, и эти части покупались ими за деньги, идущие потом на нужды церковные). Тут еще очень сильно проглядывал уцелевший от глубокой старины языческий обычай приносить в жертву богу — покровителю стад лучшее животное из стада. В некоторых местах России существовал еще такой обычай: когда нужен был для хозяйства дождь, поселяне ставили на воротах по посудине с рожью или овсом и служили особый молебен Илии о ниспослании дождя. Нужно заметить, что власть пророк Илии над дождями, а в зависимости от этого и вообще над плодородием, признавалась и Церковью, которая так молилась о ниспослании дождя на землю: «Илия словом дождь держит на земли и паки словом с небеси низводит; тем же молим тя: тою молитвами, щедре, поели дождиводныя земли с небесе». Ему же молятся и перед началом жатвы. В народном календаре Ильин день означал поворот на осень; пословица говорила: «На Илью до обеда лето, после обеда — осень». С этим днем были связаны и некоторые народные поверья; так, после Ильина дня не купались, ибо «святой Илья смутив воду». Память пророк Илии отмечается 20 июля/2 августа. И. П. Калинский, Н. П. Степанов
ИОАНН ПРОРОК - Предтеча и Креститель Господень, мученик. Праведные родители Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя — священник Захария и Елисавета жили в Хевроне. Они достигли старости, но так и не имели детей. Однажды, когда Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме, ему предстал архангел и предсказал, что у него родится сын, который бу
Это интересно


Россия