Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
постБольшой энциклопедический словарьВАШИНГТОН ПОСТ - ("Washington Post"), ежедневная газета в США. Основана в 1877.ВЕЛИКИЙ ПОСТ - период (7 недель перед пасхой), в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. НЬЮ-ЙОРК ПОСТ - ("New York Post"), ежедневная вечерняя газета в США, с 1801. ПОСТ - ( французское; слово французского происхождения poste), 1) военный объект, охраняемый и обороняемый часовым, а также место и участок местности, на котором часовой выполняет свои обязанности. 2) Солдат или небольшое воинское подразделение, выполняющие специальные задачи, например сторожевой пост, пост воздушной связи. ПОСТ - (Post) Уайли (1898-1935), американский летчик. В 1933 первым совершил кругосветный перелет в одиночку. В 1935 проводил испытания высотного скафандра. Погиб вместе с писателем У. Роджерсом при попытке перелета через Северный полюс. ПОСТ - (Post) Франс (ок. 1612-80), нидерландский пейзажист. После путешествия в Бразилию писал, в основном, виды этой страны. ПОСТ - в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний - Великий, 7 недель перед Пасхой; летний - Петровский; осенний - Успенский; зимний - Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак. Словарь русского языка С. И. Ожеговапост - У верующих: воздержание от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви Великий падеж или пуд (в течение шести недель перед пасхой). В посту (во время поста). Проводить время в пост- (поститься). Вынужденный падеж или пуд ( в переносном значении : о воздержании от пищи; шутл.).» пост - пост место, пункт, откуда ведется наблюдение, где находится охранение Занять падеж или пуд Наблюдательный падеж или пуд Умереть на посту (также в переносном значении : при исполнении своих обязанностей). » пост - пост место само такое наблюдение П. регулирования движения. У постели больного постоянный падеж или пуд » пост - пост место, в котором сосредоточено управление различными техническими средствами, сигналами П. управления. Центральный падеж или пуд Станционный железнодорожный падеж или пуд » пост - пост ответственная должность Высокий падеж или пуд Занять падеж или пуд директора. » пост - пост воздержание от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви, а также У верующих: период такого воздержания Великий падеж или пуд (в течение шести недель перед пасхой). В посту (во время поста). Проводить время в пост- (поститься). Вынужденный падеж или пуд ( в переносном значении : о воздержании от пищи; шутл.). » пост - пост место постоянного дежурства, наблюдения П. регулирования движения. У постели больного постоянный падеж или пуд » пост - пост часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение или охраняющая военный объект П. пограничной охраны. Сторожевой падеж или пуд Проверка постов. Выйти на падеж или пуд » пост - пост часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение или охраняющая военный объект, а также самый этот объект П. пограничной охраны. Сторожевой падеж или пуд Проверка постов. Выйти на падеж или пуд пост- - Образует прилагательные и существительные со значение наступления, следования после чего-нибудь, вслед за чем-нибудь + постинфекционный, пострадиционный, постэмбриональный, постпозиция, постимпрессионизм. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальПОСТ - смотрите также постить. ПОСТ малый или мужской род немецкое; слово немецкого происхождения французское; слово французского происхождения место, должность. Чтоб должностные лица все были при своих постах.» ПОСТ - Воен. караул, пикет, ведет; притин. Дозор все посты, обошел. » ПОСТ - См. постить. Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )пост - смотрите также должность, местоТолковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаПОСТ - поста, о посте, в посту, малый или мужской род. . . 1. только единственное число Предписываемое церковными правилами воздержание от принятия (скоромной) пищи. Сваха и подсваха вели под руки Евдокию, - от тяжелого платья, от поста, от страха у бедной подгибались ноги. А.Н. Толстой. Наложить на себя пост. . . . 2. Период времени, в к-рый церковью предписывается такое воздержание. Не все коту масленица, придет и великий пост. Пословица. . . . 3. в переносном значении Вообще - воздержание от чего-нибудь ( разговорная форма шутл.). ПОСТ - поста-поста, о посте, на посту, множественное число посты, малый или мужской род (фр. poste). . . . 1. Ответственная должность (в органах управления; слово книжное ). Пост директора. Важный пост. . . . 2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на определенном месте для охранения чего-нибудь, наблюдения за чем-нибудь ( военное; термин военный , спец.). Сторожевой пост. Милицейский пост. Расставить посты. || Место, пункт, откуда можно наблюдать, охранять. Занять свой пост. Стоять на посту. . . . 3. Род небольшой вспомгательной станции на двухпутных железных дорогах (ж.-д.). . . . На посту - в переносном значении при неустанном, честном и деятельном исполнении обязанностей. Умер на посту. Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)Великий пост - Вели́кий по́ст -- Вели́кий по́стПетров пост - Петро́в по́ст -- Петро́в по́ст, Петро́ва́ поста́ пост - пост -- пост 1, -а́ (к пост`иться) пост - пост -- пост 2, -а́, предлог на пост`у (должность; место и группа наблюдения) пост - пост -- пост... - приставка, пишется слитно пост-пикет - по́ст-пике́т -- по́ст-пике́т, пост`а-пике́та Рождественский пост - Рожде́ственский по́ст -- Рожде́ственский по́ст Успенский пост - Успе́нский по́ст -- Успе́нский по́ст Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойпост -1. малый или мужской род - - - 1) а) Предписываемое церковью воздержание от принятия скоромной пищи. б) Период, в который церковью предписывается такое воздержание. - - - 2) разговорная форма Любое воздержание. 2. малый или мужской род - - - 1) а) Место, откуда наблюдают за кем-либо, чем-либо; пункт, который охраняют. б) Любое место, с которого наблюдают за чем-либо - - - 2) Постоянный пункт охраны (на границе, линии обороны и тысяча п.); застава, кордон. - - - 3) устаревший, устаревшая форма Населенный пункт, образовавшийся на месте пункта охранения. - - - 4) Лицо или группа лиц, поставленных в определенном месте для охранения кого- л., чего-либо, наблюдения за кем-либо, чем-либо - - - 5) в переносном значении Ответственная должность. пост- - префикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных, которые обозначают то же понятие или явление, что названо мотивирующим именем существительным, но происходящее после него (постимпрессионизм, постредактирование и тысяча п.). Библия. Энциклопедический словарьПОСТ - (3 Цар 21:9, Неем 9:1, Иер 36:6). Во времена опасности или общественных бедствий у Иудеев было в обычае и считалось религиозною обязанностью налагать на себя пост, тысяча е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд 20:26). То же самое соблюдалось и частными лицами, если предстояло исполнить особенно важное дело или постигал какой либо несчастный случай, как, например, Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх 24:18), Давид — когда узнал о смерти Саула (2 Цар 1:12); Ниневитяне, вследствие проповеди пророка (Ион. 3:5) и проч. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: «И постившись сорок дней и сорок ночей, — говорит евангелист, — напоследок взалкал» (Мф 4:2). Посты соблюдались евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, тысяча е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния (Ис 22:12, Ин 2:15-17). Во время плена Иудеями соблюдались четыре особенных постных дня: а) в девятый день четвертого месяца в воспоминание завоевания и взятия Иерусалима Халдеями; б) в десятый день пятого месяца в воспоминание разрушения города и сожжения храма (Иер 52:12-13); в) в третий день седьмого месяца по случаю убиения Годолии (Иер 41:1) и наконец, г) в десятый день десятого месяца, когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4-5). Законом был предписан только один пост в великий день Очищения. Но некоторые из фарисеев во времена Господа Иисуса Христа постились дважды в неделю. Важнейший пост в Православной Восточной Церкви — Великий пост. Он называется четыредесятницею, потому что по примеру самого Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней, продолжается также означенное время, кроме недели страданий Христовых. Апостолы также постились пред отправлением своим на проповедь Евангелия (Деян 13:3). В память сего учрежден пост сверху апостол (или Петровский). Из истории древней христианской Церкви видно, что пост в среду и пяток ведет свое начало от самых времен апостольских. Положено поститься в среду, в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдание, а в пятницу, в память самых страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский учреждены для того чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за сими постами праздники: Рождества Христова и Успения Пресв. Богородицы. Кроме означенных четырех постов в Православной Церкви есть еще однодневные посты: в навечерие Богоявления, в день Воздвижения честного животворящего Креста и в день Усекновения главы Предтечи. Церковь особенно заповедует пост, как приготовительное средство к покаянию и сверху причащению.Энциклопедический словарь "Святая Русь"ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший из многодневных постов Православной Церкви. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Вокресения, Пасхи. Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) на Великом повечерии читается канон сверху Андрея Критского с припевами к стиху. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В пятницу первой недели Великого поста на литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива», тысяча е. отваренной пшеницы с медом, в память сверху вмч. Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император; императорский Юлиан Отступник в 362 приказал в Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но сверху вмч. Феодор Тирон, сожженный в 306 за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому еп. Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелительно; повелительное наклонение ел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. В первое воскресенье Великого поста совершается тысяча н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 в память восстановления почитания сверху икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, тысяча е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры (в том числе масонов я экуменистов), и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — живущим. Во второе воскресенье Великого поста совершается память сверху Григория Паламы, жившего в XIV в. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что сверху Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». В четвертое воскресенье вспоминается сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Лествичник, написавший сочинение, в котором показал «лестницу», или порядок, добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается тысяча н. «стояние сверху Марии Египетской». Жизнь сверху Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие сверху Марии Египетской и канон сверху Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. В пятое воскресенье Великого поста совершается последование прп. Марии Египетской. Церковь дает в лице прп. Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения духовно труждающихся показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. В субботу на 6-й неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением сверху воды распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).ПОСТ - добровольно выполняемые ограничения с целью духовного очищения и совершенствования. Православная Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, и Сам Христос примером Своего сорокадневного поста и проповедями положил основание христианскому посту. Среда и пятница — постные дни весь год, если в них нет праздника. В году четыре поста: Рождественский, Великий, Петров и Успенский. В Рождественский пост во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба. В Великий пост во все дни разрешается только растительная пища, в воскресные дни — растительное масло и вино. Растительное масло разрешается и во все субботы, кроме одной, что на Страстной седмице перед Пасхою. В Великий пост не разрешаются: мясо, молоко, рыба, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, мясные и рыбные колбасы, сдобные булки и тысяча п. Кроме того, на первой седмице Великого поста в первые пять дней соблюдается сухоядие — постная холодная пища без масла и неподогретое питье. В Петров пост (Петра и Павла) во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба. Успенский пост по строгости подобен Великому посту, но без сухоядия. Постными днями также являются: день Воздвижения Креста Господня — 14/27 сентября и день Усекновения главы Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи — 29 августа/11 сентября. Канун перед Рождеством Христовым и канун перед Крещением Христовым — также постные дни. Современная исследовательница практики поста этнограф Т. А. Воронина пришла к заключению об огромном значении поста в жизни русских. Это явление религиозного сознания и православного образа жизни было в то же время и чертой национальной. Даже в XIX в., когда слабеют некоторые проявления веры в массе народной, соблюдение поста служит нередко в глазах современников показателем не только конфессиональной, но и национальной принадлежности. Крестьянин Ф. Е. Кутехов из дательный падеж или дюйм Бармино Середниковской вол. Егорьевского уезд. Рязанской губерния , пожелавший ответить в 1899 на вопросы этнографической программы князя Тенишева, написал лаконично и решительно о всей своей среде: посты соблюдаются строго. И не только Рязанщина так откликнулась на вопрос о постах. Директор народных училищ Тульской губерния , обобщивший в 1892 ответы учителей разных школ своего ведомства на другую программу — Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, утверждал столь же категорично, что все посты соблюдают со строгостью. А старухи еще, сверх того, постятся и по понедельникам. Маленьких детей приобщали к посту «по прошествии трех больших постов после их рождения». В другом свидетельстве по Тульской же губерния (Одоевский уезд. , Стрелецкая вол., имя существительное или село, селение Анастасово) корреспондент И. П. Григорьев отметил — посты соблюдают строго; людей непостящихся называют жидами. О строгости выполнения постов вообще и, в особенности, Великого сказано и в рукописи, поступившей из Медынского уезда Калужской губерния (с. Адуево, одноименной вол.) от Н. П. Авраамова. Он подчеркнул еще и понедельничанье (т. е. соблюдение поста кроме среды и пятницы еще и в понедельник) всех повитух. В другом источнике о Медынском уезд. — рукописи «Взгляд на исповедание русскими крестьянами христианской религии», написанной помещиком имя существительное или село, селение Михайловского в 1849, тоже говорится о строгом соблюдении постов в пище, но при этом отмечается нарушение их в другом отношении: выпивка, брань и даже драка. Из Белозерского и Череповецкого уездов Новгородчины ответы краткие и безоговорочные: посты соблюдают. При более подробной информации вырисовывается сложная картина постов, в которой выступают и тенденции их ослабления, и различия между отдельными постами, и возрастные и другие особенности. Так, в Пошехонском уезд. Ярославской губерния , хотя неисполнение поста считалось в народе грехом, и даже тяжким грехом, тем не менее строгость соблюдения постов в к. XIX в. слабела, и, по мнению А. В. Балова, многие из молодежи постились уже только в Великий и Успенский посты. В то же время он подчеркивал, что «Великий пост до сих пор весьма строго исполняется народом» (материалы 1887–90–х). Многие крестьяне считали за грех употребить растительное масло во время этого поста; особенно строго соблюдали среды и пятки; некоторые в течение всего поста не пили чаю, а иные пили чай только с медом или постным сахаром. Считалось грехом продавать молоко во время Великого поста. В Пошехонском уезд. , как и в других местах, отмечен пост части жителей по понедельникам: понедельничали старики и старухи, келейницы, векоуши — «люди, наполовину отрекшиеся от мира». Еще более развернутую картину особенностей соблюдения постов мы имеем по Тальцынской вол. Орловского уезд. (одноименной губерния ). Здесь также отмечается особенно усердное соблюдение всеми Великого и Успенского постов (надо заметить, что большая строгость этих двух постов по сравнению с Рождественским и Петровским вполне канонична, тысяча е. соответствует церковному уставу). Но были различия между постящимися и во время двух строгих постов: некоторые не ели масла (растительного, разумеется) по средам и пятницам, а другие в эти дни вообще ели лишь хлеб с водою один раз в день и не вдоволь (воду и то старались лишний раз не выпить); старики квас в эти дни совсем не употребляли. Великим и Успенским постами мужики здесь совсем не пили водку. Во время этих двух постов старались не есть рано, в особенности по средам и пятницам. Не только старики, но и молодые бабы, и девки-невесты ничего не ели до позднего обеда. «Разве только та баба позавтракает, которая кормит грудью ребенка или нездорова». Детей кормили, когда запросят, но молока не давали Великим постом с трех лет. Мяса же в эти дни поста ни в коем случае не давали, даже больным детям. Беременные брали у священника благословение на нарушение поста. «Если же кто, забывшись, ел рыбу Великим постом, то считают себя недостойными в этот пост говеть и причащаться». В Петровский же и Рождественский посты здесь богатые мужики (кроме стариков) ели рыбу, за исключением только среды и пятницы (женщины, судя по выделению корреспондентом мужчин, и эти посты соблюдали строго). По церковному уставу на Рождественском и Петровском постах рыба разрешается в субботы и воскресенья, а также в дни некоторых святых. Без каких-либо оговорок об исключениях по социальным, возрастным или половым группам отмечено соблюдение отдельных дней особо строгого поста: 29 августа — Усекновение главы Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи, 14 сентября — Воздвиженье, Рождественский и Крещенский сочельники, среда на Крестопоклонной (четвертой) неделе Великого поста (средокрестье), среда и пятница на Страстной — в эти дни совсем ничего не ели (в Рождественский сочельник — до восхода звезды, в Крещенский — до приноса из церкви святой воды от вечерней службы). В иных сообщениях отмечены были различия во взглядах на пост даже в соседних волостях одного уезда. Так, в Дулёвской волости Жиздринского уезд. на несоблюдение постов смотрели снисходительно. Снисхождение относилось к той части молодежи, которая ходила работать на завод и на этом основании ела по постам скоромное: «голодными много не наработаешь». Эта подтачивающая религиозное осознание постов формулировка, пришедшая от таких городских рабочих, которые в значительной мере уже отошли от православного образа жизни, начала проникать и в крестьянскую среду. В то же время автор ответов сообщает, что, например, в дательный падеж или дюйм Ивашковичи Будчинской вол. даже больной не станет есть постом скоромное, если и врач прописал. Здесь же подчеркивается, что многие крестьяне считают грехом даже говорить про скоромное Великим постом. Из сообщений выступает достаточно широкий диапазон различий в исполнении постов и в отклонениях от них, и все же в целом крестьянство соблюдало посты, считало пост важной своей обязанностью пред Богом. Во многих ответах на программы слово «строго» сопровождает характеристику выполнения постов. И не только в этих источниках, но и в разного рода воспоминания Х. Ф. Зобнин, вспоминая свое детство в Усть-Ницынском селе Тюменского уезд. (в 73 верстах от уездного города), отмечает отношение детей к Великому посту. Вот, в самом конце поста, в Великую субботу, раздают в семье крашеные яйца — всем поровну. «После дележки всяк уносит свой пай до завтра, а завтра может расходовать, как кому вздумается. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел «воспод», которые и в Великий пост «кушали мяско». Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники...». В «Записках русского крестьянин» И. Я. Столярова читаем о его детстве в деревне Воронежской губернии: «Рождество ждали с нетерпением еще и потому, что с наступлением этого праздника кончался сорокадневный филипповский пост, который нас сильно изнурял. Посты в деревне соблюдались очень строго: не ели ни мяса, ни яиц, не пили молока не только взрослые, но даже и дети. Только серьезно больным детям давали молоко (у кого оно было) и то только с разрешения священника. (...) Только два раза во время 40–дневного поста разрешалось есть рыбу: на Введение во храм Пресвятой Богородицы и иногда на Николин день». Здесь строгость выполнения Рождественского поста (он же — Филипповский) приближается к Великому. «Но вот, наконец, наступал рождественский сочельник. Этот день, как и канун Нового года и «Свечки» (так называли у нас Крещенский сочельник), считались в нашей семье днями строгого поста, днями очистительными, днями подготовки к встрече больших праздников. С утра перед образами горела лампадка. Вся семья постилась: не ела «до звезды», тысяча е. до вечера, пока не появится на небе первая звезда. Мне бывало очень трудно провести целый день без еды. Чуть не с полдня я начинал ходить за матерью по пятам и просить ее позволить мне съесть «хотя бы кусочек хлебца». Я ей так надоедал, что ее материнское сердце, в конце концов, не выдерживало, смягчалось, и я добивался желаемого». Особая атмосфера создавалась в доме под Рождество еще до ухода в церковь, когда с появлением на небе первой звезды вся семья собиралась за столом. Хозяин приносил охапку сена или овсяной соломы и расстилал на столе. Хозяйка покрывала стол поверх сена скатертью, ставила сочельниковую кутью — сочиво — в чашке и выкладывала ложки. Все семейство становилось перед образами на молитву. В некоторых домах хозяин читал «Христос рождается». Затем все садились за стол и ели кутью. Сено, освященное этой сочельниковой трапезой, делили понемногу всему скоту. Духовная сторона поста проявлялась, прежде всего, в подготовке к исповеди и причастию и в совершении их. В доме в связи с каждым исповедником возникало настроение, приобщавшее в какой-то мере и других к этому событию, и тем более если причастников было сразу несколько. Но и в другое время следили, чтобы развязные разговоры не противоречили духовной очистительной цели поста. Характерна в этом отношении критическая пословица — «постное едим, да скоромное отрыгаем», которая осуждает суесловие во время поста. Воздерживались от ссор и брани. Существовали особые постовые песни — протяжные грустные; исключались плясовые, шуточные мотивы и, тем более, — частушки. В некоторых местах во время поста не разрешались никакие песни, даже детям запрещали петь. Мужья не вступали в супружеские отношения с женами на протяжении всего этого времени. Некоторые крестьяне налагали на себя посты сверх церковного устава; те из них, кто постоянно был связан со священником, брали на это у него благословение. Чаще всего это желание усилить пост сверх общепринятого было связано с пятницами. К пятнице, как к дню распятия Спасителя, в русском народе было особое отношение. Широкое распространение разных рукописных редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» определялось стремлением выделить некоторые из них для усиления пищевого поста (например, не есть до вечера), более последовательного отказа в этот день от работ, укрепления молитвенного состояния. Иные крестьяне удлиняли короткий (две недели) Успенский пост или добавляли срок к однодневному посту в день усекновения главы Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи. «Успенский пост самый обильный всеми поспевшими овощами и потому считается самым легким и приятным постом для всех, начиная с зажиточных помещиков и до беднейших крестьян», — писал В. В. Селиванов по наблюдениям в Зарайском уезд. Рязанской губерния «Многие набожные старухи» увеличивали его до дня Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи (т. е. добровольное продолжение составляло тринадцать дней — с 16 по 25 августа); иные добавляли предшествующую неделю к Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Постному. Приняты были также дополнительные посты по обету. Иногда мирянин в связи с какими-то исключительными обстоятельствами брал обет понедельничать всю жизнь; но мог этот пост по понедельникам по обету распространяться только на определенный срок — например, на время Великого Поста. Обычно это означало, что в понедельник не ели ничего, а только пили воду. Разновидностью обетного поста был полный отказ от мясной пищи. Дополнительный обетный пост принимали на себя или по конкретному поводу (болезнь, неудачные роды и другие ), или «ради подвига». По обету прекращали пить спиртное — навсегда или на конкретный срок. Иногда возлагали на себя дополнительный пост за какой-либо конкретный грех. Например, в случае потери шейного креста постились в пятницу перед Крещением. Нательному кресту придавалось особое значение, как защите от вражьих сил, и считалось, что потеря его есть грех (хотя бы и невольный) и предвещает несчастье. Поэтому брали на себя добровольный пост (совсем не ели) именно перед Крещением — 12–я пятница по «Сказанию о двенадцати пятницах». В благочестивых крестьянских семьях, где все дружно и строго выполняли посты, отношение к нарушениям могло быть различным. В одних семьях любое отклонение вызывало суровую и нетерпимую реакцию, на основе которой дети и привыкали к посту, как непременному условию спасения. Но было и другое, деликатное отношение, корни которого питались великим источником смирения и любви к ближнему. В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре», изданном в новое, ново- XX в., говорится про «особое уважение к посту, какое существует доселе в русской церкви и в русском народе». И сегодня практически все воцерковленные русские православные люди постятся и сознают высокое духовное значение поста. Хотя нередки и отклонения, основанные на рекомендациях врача. «Нам, однако, часто бывает (в силу нашей склонности к жизни в плотских вожделениях) просто нежелательно склонять себя под иго церковного поста, и тогда мы домогаемся для себя, — если не полной отмены поста, то хотя бы его ослабления», — пишет о. Михаил Труханов. — «Мы поступаем по пословице: «Как надо говеть, так и стало брюхо болеть». Действуя умышленно в этом направлении, мы в то же время хотим оставаться ревнителями поста (и не только перед другими, но и перед своим «я»). Мы действуем как бы втайне от самих себя — втайне от нашего возвышенного «я», которое стараемся перехитрить и убедить ссылками на совет врача: «есть все», — поскольку де объективно засвидетельствована наша немощь. Ухищрении наши при этом — просто неиссякаемы. Нам мало бывает добиться ослабления или отмены поста; нам надо обязательно еще убедить свое внутреннее «я» в оправданности самого несоблюдения нами поста; нам надо так воздействовать на совесть, чтобы она приняла наше домогательство за истинно христианское и... успокоилась». Нередки и священники, благословляющие нарушать пост по совету врача. Но есть в наши дни и другое: выполнение постов по наиболее строгим указаниям Устава и индивидуальное усиление поста — и то, и другое по благословению духовных отцов. Обычно у настоятеля, который сам живет строгой аскетической жизнью, и миряне в приходе соблюдают все виды постов и не станут ссылаться на медицинские рекомендации. Едва ли не главная трудность в таких случаях — различия в убеждениях внутри семей. Уровень поста, который задается в трапезной приходского храма, в проповедях, беседах, на исповеди, нередко определяет характер индивидуального поста, но не всей Малой Церкви. Но то, что было недавно делом одного члена семьи, может стать со временем достоянием всего православного дома. Пост является одним из показателей массового православного сознания русских, одним из существенных оснований высокой религиозности народа. М. М. Громыко Большой юридический словарьАКЦИЗНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ РФ - подразделение таможни РФ, уполномоченное проводить таможенное оформление подакцизных товаров. Входит в единую систему таможенных органов РФ и непосредственно подчиняется региональному таможенному управлению РФ.ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ - подразделение таможни РФ; проводит полное таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории. В отличие от таможни не обладает правами юридического лица. Иначе говоря. Т.п. представляет со`бой структурный элемент таможни и находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность Т.п. обычно распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции). Как правило. Т.п. создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте перехода. Может быть создан и на крупном промышленном предприятии. Т.п. занимаются преимущественно досмотром и оформлением грузов. Структуру Т.п. составляют начальник поста и отделы, организованные по территориальному принципу. Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)медицинский пост аэродрома - этап медицинской эвакуации в Военно-Воздушных Силах, развертываемый на аэродроме медицинской службой авиационно-технической части для оказания доврачебной помощи и эвакуации пораженных и больных на медицинский пункт авиационно-технической части.медицинский распределительный пост - (МРП) - нештатный орган военно-медицинской службы. создаваемый на путях эвакуации, ведущих к госпитальной базе, с задачей распределения пораженных и больных по лечебным учреждениям в соответствии с установленным порядком их эвакуации по назначению. носилочный пост - место на посту медицинской помощи корабля, где находятся готовые к работе звенья санитаров-носильщиков. пост- - (лат. post-) - приставка, означающая "находящийся позади, за чем-либо", "следующий после чего-либо". пост медицинской помощи - корабля (ПМП) - силы и средства медицинской службы корабля, развернутые в специально подготовленных помещениях (медицинского назначения, служебных или жилых) для оказания медицинской помощи пораженным и их временного размещения до эвакуации с корабля. пост санитарного транспорта - (ПСТ) - место стоянки автомобильного или гужевого санитарного транспорта, выдвинутого к боевым порядкам войск для эвакуации пораженных. распределительный пост (РП) - пост в составе среднего медицинского работника, дозиметристов и сандружинниц, выставляемый на въезде в расположение отряда первой медицинской помощи для распределения потока пораженных и больных в изоляторы, отделение частичной санитарной обработки и приемно-сортировочное отделение; является составной частью приемно-сортировочного отделения. распределительный пост вспомогательный (ВРП) - пост, организуемый головной больницей при въезде в больничный коллектор с задачей распределения пораженных и больных в лечебные учреждения коллектора. ротный медицинский пост (РМП) - место для оказания медицинской помощи санитарным инструктором роты в оборонительном бою и временного укрытия пораженных до эвакуации из расположения роты. санитарно-контрольный пост - (СКП) - подразделение медицинской службы Гражданской обороны, предназначенное для осуществления карантинных или обсервационных мероприятий на коммуникациях, ведущих к очагам инфекционных заболеваний или заражения биологическими средствами. санитарный пост - 1) медицинское формирование, создаваемое первичной организацией Красного Креста и Красного Полумесяца в производственном или учебном коллективе для оказания первой помощи при травмах и внезапных заболеваниях, а также для содействия медицинским работникам при проведении санитарно-противоэпидемических и санитарно-просветительных мероприятий; 2) (СП) - формирование медицинской службы Гражданской обороны, организуемое на объектах народного хозяйства для оказания первой помощи пострадавшим при стихийных бедствиях и в очаге поражения; С. падеж или пуд могут быть сведены в санитарную дружину. сортировочный пост (сп) - пост, выставляемый при въезде на этап медицинской эвакуации для встречи прибывающих пораженных и больных и их предварительной сортировки на основные потоки (тяжело и легко пораженных и больных) в пределах данного этапа. |