Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
монастырьБольшой энциклопедический словарьАНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Преображенский), мужской, в Москве, на правом берегу родительный падеж или река Москва, у Воробьевых город Основан в 1648 Ф. М. Ртищевым. Ученое братство монахов (Епифаний Славинецкий и другие ) и училище. Упразднен в 18 век Памятник архитектуры 17-18 вв.АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ - (Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь), основан окончательный вид 1360 в Москве, на левом берегу Яузы. Архитектурный ансамбль включает белокаменный 4-столпный Спасский собор (1420-27) с фрагментами фресок (1420-е гг.), выполненных под руководством Даниила Черного и Андрея Рублева, трапезную (1504) с церковью (1694), стены и башни (17 век ). С 1947 Музей-заповедник древнерусского искусства имя А. Рублева. С 1987 Центральный музей древнерусской культуры и искусства имя А. Рублева. АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, основан в 1520 на родительный падеж или река Сия, притоке Сев. Двины (на территории современной Архангельской обл.), монахом Антонием. Играл важную роль в хозяйственном освоении Поморья. Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник кон. 16-18 вв. БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (мужской), основан в кон. 14 век близг. Ростов (Ярославская обл.). Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник 16-17 вв. БОРОВСКИЙ ПАФНУТЬЕВ МОНАСТЫРЬ - мужской, близг. Боровск. Основан в 1444, застраивался главным образом в 16-17 вв. Крепостные стены с башнями (17 век ), Рождественский собор (16 век , росписи 17 век ), трапезная (16 век ), колокольня (16-17 вв.) Упразднен после Октябрьской революции. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Спасо-Преображенский), мужской, на о. Валаам. Основан новгородцами не позднее нач. 14 век Много раз отражал нападения шведов, в 1611 разорен ими. Восстановлен в 1715. В 19 век - крупный религиозный, экономический и культурный центр. В декабре 1917-40 на территории Финляндии. Во время советско-финляндской войны 1939-40 покинут монахами. В 1940 в Валаамском монастыре школа юнг, с 1945 дом-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. С 1979 историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Архитектурный памятник 18-19 вв. В 1988 часть зданий Валаамского монастыря передана Русской православной церкви. ВЫДУБЕЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Выдубицкий, мужской), в Киеве. Основан в 1070 на правом берегу Днепра. В 1116 в нем была составлена 2-я редакция "Повести временных лет" игуменом Сильвестром. Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник 11-18 вв.: Михайловская церковь (1070-88); Георгиевский собор (1696-1701), трапезная (1696-1701) и колокольня (1727-33) - последние три в стиле украинского барокко. ГЕЛАТСКИЙ МОНАСТЫРЬ - центр грузинской средневековой культуры, в 11 км от Кутаиси (Грузия). Основан в нач. 12 век Давидом Строителем. В главном храме (1106-25) мозаика (1125-30) с изображением Богоматери и архангелов. В храмах Гелатского монастыря росписи 12-18 вв. с портретами исторических лиц. Упразднен в 1923. В 1990 восстановлены монастырь и Гелатская академия (существовала с 1-й четверти 12 век ). ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ - (Свято-Данилов монастырь), мужской, основан в 1282 князем Даниилом Александровичем на южной окраине Москвы. С сер. 19 век место погребения деятелей русской культуры. Закрыт после Октябрьской революции. В 1983 передан Русской православной церкви. Реставрирован в 1980-х гг. Ныне в Даниловом монастыре - Московский патриархат, Священный синод, Отдел внешних церковных сношений; мужской монастырь. Архитектурный памятник 17-19 вв. ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ - (Свято-Донской монастырь), московский мужской монастырь. Основан в 1591 в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Архитектурный комплекс включает: одноглавый Малый собор (1591-93) с трапезной (1678) и колокольней (1679), пятиглавый Большой собор (1684-93), Тихвинскую надвратную церковь (1713-14), стены и башни (1686-1711) и другие Упразднен после Октябрьской революции. С 1964 филиал Научно-исследовательского музея архитектуры имя А. В. Щусева. В 1990 часть строений монастыря возвращена Русской православной церкви. ЕЛЕЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, в Чернигове. Основан в 11 век Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник 12-18 вв. (собор, палаты, колокольня и другие ). ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, в Москве, в Китай-городе. Основан в 1600. В 1687-1814 находилась Славяно-греко-латинская академия. Упразднен после Октябрьской революции. Спасский собор (17-18 вв.), "Учительский корпус" (палаты 17 век ). ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Волоцкий Успенский Иосиф монастырь), мужской, в 20 км к северо-востоку от Волоколамска Московской обл. Основан в 1479 Иосифом Волоцким. Архитектурный ансамбль включает каменные стены с шатровыми башнями (1543-66, перестроены в 17 век ), украшенными сложными узорами из кирпича, Петропавловскую надвратную церковь (кон. 17 век ), трапезную с церковью Богоявления (кон. 17 век ) и Успенский собор (17 век ) в "нарышкинском" стиле. После Октябрьской революции был преобразован в музей. ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Троицкий) мужской, в Костроме. Основан окончательный вид 1330. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Федоровичу Романову было объявлено об избрании его царем. Ипатьевский монастырь упразднен после Октябрьской революции. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектурный ансамбль включает стены и башни (16-17 вв.), Троицкий собор с росписями Г. Кинешемцева (17 век ), звонницу (17 век ), Келарские кельи (т. новое, ново- Палаты Романовых, 16 век , 19 век ). На территорию Ипатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества - церкви Богородицы из имя существительное или село, селение Холм (16 век ), Спасо-Преображенская из имя существительное или село, селение Спасс-Вежи (17 век ) и другие КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - бывший мужской монастырь на севере России. Основан Кириллом Белозерским в 1397 на берегу Сиверского оз. (в черте современногог. Кириллов Вологодской обл.). Архитектурный комплекс включает: Успенский собор (1497-98), Бывшие больничные палаты (кон. 16 - нач. 17 вв.), крепостные сооружения "Старого города" (16 век ) и "Нового города" (1653-82), а также ряд церквей и построек 16-18 вв. С 1924 музей-заповедник. МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ - в Пскове. Основан до 1156. Архитектурный комплекс 12-19 вв. Включает памятник русского искусства 12 век - крестово-купольный одноглавый Спасо-Преображенский собор; фрески (ок. 1156). МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, в Киеве. Основан в 1108. Ок. 1108-13 была построена каменная Михайловская церковь. В 17 век центр антиуниатской борьбы. Упразднен после 1917. В 1934 здания монастыря разобраны. Фрески и мозаики - в "Софийском музее" в Киеве. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ - московский женский, основан в 1524 великим князем Василием III. Был местом заключения опальных - царевны Софьи Алексеевны (кон. 17 - нач. 18 вв.) и другие Архитектурный ансамбль: крепостные стены (кон. 17 век ), Смоленский собор (1524-1525; росписи 16-17 вв., резной иконостас 17 век ), трапезная (1685-87), колокольня (1689-90), жилые, хозяйственные и церковные постройки 17 век После Октябрьской революции упразднен. С 1922 музей (с 1934 филиал Государственного Исторического музея). На территории новодевичьего монастыря - Управление Крутицкой и Коломенской епархии. НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Воскресенский), мужской (современныйг. Истра Московской обл.), основан в 1656 патриархом Никоном. Архитектурный ансамбль. 17-19 вв.: Воскресенский собор (1656-85; в плане повторяет одноименный собор в Иерусалиме), стены и башни (1690-1694), Трехсвятительская церковь (1686-98), скит Никона (1658) и другие Упразднен в 1919. В 1941 сильно разрушен немецкими захватчиками. Архитектурные памятники восстанавливаются. Краеведческий музей Московской обл. НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, в Москве. В 14-15 вв. находился в Кремле. С 1490 на левом берегу родительный падеж или река Москва. Упразднен после Октябрьской революции. Спасо-Преображенский собор с усыпальницей бояр Романовых, трапезная, "хлебодарная" и больничная палаты, кирпичные стены и башни, братские кельи (все - 17 век ), церковь Знамения и многоярусная надвратная колокольня (18 век ). ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - женский, в Суздале. Основан в 1364 суздальским князем Андреем Константиновичем. Место заточения русских цариц: с 1526 Соломонии Юрьевны, в 1698-1718 Евдокии Федоровны. Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник 16-18 вв. Музей. ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Псково-Печерский, Успенский), мужской, вг. Печоры Псковской обл. Основан в сер. 15 век в пещерах. В 16-17 вв. один из центров обороны западной границы Русского государства. Действующий мужской монастырь. Крепостная стена с 9 башнями (1553-65), пещерная Успенская (1473), Благовещенская (1541), надвратная Никольская (1565) церкви, 2-ярусная звонница (16-17 вв.). РИЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ - архитектурный комплекс в Болгарии, в горах Рила. Основан в 10 век В средние века - центр болгарской культуры и просвещения. Восстановлен в 1833-34. В музее Рильского монастыря - собрание болгарского декоративно-прикладного искусства. САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, окончательный вид Звенигорода, при впадении родительный падеж или река Сторожка в родительный падеж или река Москва. Основан окончательный вид 1398 князем Юрием Дмитриевичем и монахом Саввой - учеником Сергия Радонежского. Упразднен в 1918. Белокаменный Рождественский собор в духе раннемосковской архитектуры (1405); кирпичные постройки 17 век - стены и башни, трапезная с Преображенской церковью, дворцы царя и царицы и другие СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Успенский), мужской в пос. Пушкинские Горы Псковской обл. Основан в 1566. Могила А. С. Пушкина. Упразднен после Октябрьской революции. Памятник архитектуры 16-19 вв. В составе Музея-заповедника А. С. Пушкина. СВЯТО-ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ - смотрите также Данилов монастырь. СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ - (Успенский), мужской, основан окончательный вид 1379 на юго-востоке Москвы. Имел крупнейшие земельные владения. В нем жили Вассиан Патрикеев, Максим Грек и другие Упразднен после Октябрьской революции. В 1930-х гг. большая часть построек уничтожена. Сохранились архитектурные памятники 17 век (часть каменной стены, башни и трапезная). СНЕТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, окончательный вид Пскова, на берегу родительный падеж или река Великая. Основан в 13 век Отражал нападения ливонских рыцарей, польских, шведских интервентов и другие С 1804 архиерейский дом. Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурные памятники 14-19 вв., в тысяча число, числительное собор Рождества богородицы (14 век ). СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, на Соловецком о. в Белом малый или мужской род Основан в 30-х гг. 15 век Играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. В 60-70-е гг. 17 век один из центров раскола. В 16 - нач. 20 вв. место ссылки. После Октябрьской революции упразднен. В 1923-39 на его территории Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) - главным образом для политических заключенных. В 1942-45 Школа юнг ВМФ. С 1967 музей-заповедник. В 1991 возвращен Русской православной церкви. Архитектурный ансамбль: крепостные стены с башнями, трапезная с Успенским собором, Преображенский собор (все - 16 век ), церковь Благовещения (кон. 16 - нач. 17 вв.), каменные палаты (17 век ). СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, в пос. Солотча Рязанской обл. Основан в 1390 рязанским великим князем Олегом. Упразднен после 1917. Архитектурный памятник 16-17 вв. СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ - мужской, вг. Суздаль. Основан окончательный вид 1325 суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем и монахом Евфимием. В 1766-1905 на его территории тюрьма для церковных и политических преступников. Упразднен после Октябрьской революции. Стены с 12 башнями (16-17 вв.), Преображенский собор (1564, фрески 1689, Г. Кинешемцев), звонница (16-17 вв.), надвратная Благовещенская (17 век ) и трапезная Успенская (1525) церкви. Музей. СПАСО-ЕВФРОСИНЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - женский, в Полоцке. Основан в 1125 княгиней Предславой (в монашестве - Евфросинья). Упразднен после Октябрьской революции. 3-нефный 6-столпный собор (между 1152 и 1161, зодчий Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ; фрески 12 век ). СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, в Новгороде-Северском. Основан в 11 век Разрушен монголо-татарами. Реконструирован в 17 век Упразднен после Октябрьской революции. Каменные стены с надвратной колокольней, бесстолпная Петропавловская церковь, здания бурсы и келий (все 17 век ), Ильинская церковь (18 век ), Спасский собор (1791-96, по проекту Дж. Кварнеги). ТАТЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской, в имя существительное или село, селение Татев (Армения). Основан в 9 век Резиденция сюникского митрополита (см. Сюникское царство). Культурный центр с университетом, скрипторием и библиотекой. Упразднен после 1917. Архитектурный комплекс (сильно пострадал от землетрясения 193..1) включает церкви Григория (9 век ), Погоса и Петроса (10 век ), надвратную церковь Аствацацин (11 век ), крепостные стены, жилые и хозяйственные постройки (17-18 вв.), культовый монумент - качающийся столб (нач. 10 век ). ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ - (Рождественский), мужской, основан окончательный вид 1398 монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом между Бородавским и Пасским озерами (ныне имя существительное или село, селение Ферапонтово Вологодской обл.). В 16 век значительный культурный центр. В 1798 упразднен, восстановлен в 1903 как женский монастырь. Закрыт после 1917, с 1924 музей, ныне филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Часть зданий Ферапонтова монастыря передана Русской православной церкви. Архитектурный ансамбль 15-17 вв. В соборе Рождества богородицы (1490) - росписи Дионисия и его сыновей (1502-03). ХУТЫНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (Варлаамов, Спасо-Преображенский) мужской. Основан в кон. 12 век Варлаамом, в 10 км к северу от Новгорода, на правом берегу родительный падеж или река Волхов, в урочище Хутынь. Упразднен после 1917. Архитектурный памятник 16-17 вв. В 1991 передан Русской православной церкви. ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ - (Алексеевский Архангело-Михайловский), мужской, в Московском Кремле. Основан в 1365 митрополитом Алексеем. С кон. 14 век центр книгописания. В 17 век в нем находилось греко-латинское училище. Упразднен после Октябрьской революции 1917. В 30-х гг. здания Чудова монастыря разобраны. ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ - (Георгиев), древнейший мужской монастырь в Новгороде. Основан на левом берегу родительный падеж или река Волхов (ныне в черте города) не позднее 1119 (или окончательный вид 1030). Упразднен после Октябрьской революции. Сохранились: Георгиевский собор (заложен в 1119, зодчий Петр) - величественный 6-столпный 3-главый храм с фрагментами фресок 12 век , постройки 19 век Словарь русского языка С. И. Ожеговамонастырь - религиозная община Монахов или монахинь, представляющая собой Отдельную церковно-хозяйственную организацию Мужской малый или мужской род Женский малый или мужской род» монастырь - монастырь территория, Храм и все помещения такой общины М. на берегу озера. Ограда монастыря. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальМОНАСТЫРЬ - малый или мужской род обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед.» МОНАСТЫРЬ - Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. » МОНАСТЫРЬ - Моск. церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта. Он живет на монастыре, на церковном дворе. Монах, отрекшийся от светских сует, постриженник во ангельский образ, мних, инок, чернец, приписанный к монастырю. Католическое монашество образует ордена, братства. Рясофорный монах, послушник в рясе и клобуке, только без мантии. Есть монастыри воспитательные, как например наш Смольный. » МОНАСТЫРЬ - Монах шелкопряд, сумеречник, которого гусеница поедает лес. » МОНАСТЫРЬ - В подкопном деле, монах, кусок трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южное, южный западный монашка женский род инокиня, черница. » МОНАСТЫРЬ - Монашка также бабочка монах. Черней монаха не будешь. И черт под старость в монахи пошел. Не всяк монах, на ком клобук. Его же и монахи приемлют, вино. Хватился монах, когда смерть в головах. Черт монаху не попутчик, монах его проведет. Монах (или монахиня) на свадьбе, зловещ для молодых. Подвести дела под монастырь (убить короля). Пошла бы в монастырь, да много холостых (жаль их). У него расход Кириллова монастыря, а приход репной пустыни. Идти под стукалов монастырь ( солдатское выражение; по-солдатски под крепость, на сраженье). Пойду в монастырь, где много холостых. У него дом, что монастырь, обилие. Монастырь докуку любит ( то есть просьбы и приношения). В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Монахов, монахинин шенкин шкин, им принадлежащий шеский, к ним относящийся ; стырский, к монастырю относящийся. По монастырской ковриги за щеку мечет. Монашек малый или мужской род угольная курильная свеча. Монастырек рец, умалит рища, увелич ришка, презрит рище средний род остатки, развалины, городище монастыря. Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырник м ница ж щик щица, служитель, служка, или обычный посетитель монастырей. Монастырщина женский род монастырская жизнь, обычай; » МОНАСТЫРЬ - владенья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожий. Монашить или ся, подражать в чем монахам для вида, ханжить, прикидываться святым. Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )Монастырь - лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См. убежищеТолковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаМОНАСТЫРЬ - монастыря, малый или мужской род ( греческий Monasterion).. . . 1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь. ? собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем. . . . 2. Церковь и жилые помещения, принадлежащие этой общине. Наш монастырь сверкал зубчатою стеной. Лермонтов. Цельный день сидите в комнате, словно в монастыре. Чехов. Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)Андроников монастырь - Андро́ников монасты́рь -- Андро́ников монасты́рь, Андро́никова монастыр`яЗаиконоспасский монастырь - Заиконоспа́сский монасты́рь -- Заиконоспа́сский монасты́рь Ипатьевский монастырь - Ипа́тьевский монасты́рь -- Ипа́тьевский монасты́рь Кирилло-Белозерский монастырь - Кири́лло-Белоз`ерский монасты́рь -- Кири́лло-Белоз`ерский монасты́рь монастырь - монасты́рь -- монасты́рь, -`я Новодевичий монастырь - Новоде́вичий монасты́рь -- Новоде́вичий монасты́рь, Новоде́вичьего монастыр`я Новоспасский монастырь - Новоспа́сский монасты́рь -- Новоспа́сский монасты́рь Псково-Печорский монастырь - Пско́во-Печо́рский монасты́рь -- Пско́во-Печо́рский монасты́рь Саввино-Сторожевский монастырь - Са́ввино-Сторож`евский монасты́рь -- Са́ввино-Сторож`евский монасты́рь Святогорский монастырь - Святого́рский монасты́рь -- Святого́рский монасты́рь Свято-Данилов монастырь - Свя́то-Дани́лов монасты́рь -- Свя́то-Дани́лов монасты́рь, Свя́то-Дани́лова монастыря́ Свято-Духов монастырь - Свя́то-Ду́хов монасты́рь -- Свя́то-Ду́хов монасты́рь, Свя́то-Ду́хова монастыря́ Свято-Троицкий монастырь - Свя́то-Тр`оицкий монасты́рь -- Свя́то-Тр`оицкий монасты́рь Свято-Успенский монастырь - Свя́то-Усп`енский монасты́рь -- Свя́то-Усп`енский монасты́рь Серафимо-Дивеевский монастырь - Серафи́мо-Див`еевский монасты́рь -- Серафи́мо-Див`еевский монасты́рь Симонов монастырь - Си́монов монасты́рь -- Си́монов монасты́рь, Си́монова монастыр`я Смольный монастырь - Смо́льный монасты́рь -- Смо́льный монасты́рь Спасский монастырь - Спа́сский монасты́рь -- Спа́сский монасты́рь Страстной монастырь - Страстно́й монасты́рь -- Страстно́й монасты́рь Чудов монастырь - Чу́дов монасты́рь -- Чу́дов монасты́рь, Чу́дова монастыр`я Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовоймонастырь - малый или мужской род- - - 1) а) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию. б) разговорная форма Члены такой общины. - - - 2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и тысяча п., принадлежащие такой общине. - - - 3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек. Энциклопедический словарь "Святая Русь"АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ мужской монастырь - Ярославская еп., в Ростове на берегу оз. Неро. Основан прп. Авраамием. Монастырский соборный храм во имя Богоявления Господня построен Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Грозным. Здесь находилась Корсунская икона Божией Матери — дар Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Грозного. Мощи прп. Авраамия почивали в придельном храме его имени в серебряной раке, устроенной в 1857–60; у ног лежала его архимандритская шапка; в отдельном киоте на стене хранился крест от жезла Авраамиева — медный, шестиконечный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи. За алтарем собора стояла каменная часовня над могилами двух живших в XVII в. старцев-подвижников — Пимена затворника и Стахия юродивого; в ней хранились принадлежавшие им железный камзол в 24 кг весом и 2 железные кувшинообразные гири, по 64 кг каждая, с длинными цепями; усердные богомольцы возлагали эти тяжелые вещи на себя и троекратно обходили с ними часовню.АКАТОВ АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь - Воронежская еп., в Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составился из двух обителей: Успенского монастыря и основанной в 1620 его игуменом Кириллом Акатовой пустыни, в которую и был переведен упраздненный в 1700 Успенский монастырь. В монастыре находились чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручицы и Живоносного Источника. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь - Владимирская еп., в Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви. Построен еще Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Грозного слобода не раз была разоряема врагами Русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались в запустении. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в сер. XVII в. женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители о. Корнилий (игум. Лукиановой пустыни, † в 1681). Памятниками пребывания здесь Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Грозного сохранялись две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывали «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, с высокою колокольнею; в этом соборе сохранялись входные тысяча н. «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 в Новгороде для Софийского храма по повелительно; повелительное наклонение ению архиеп. Василия и привезенные сюда Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Грозным в 1570 после разгрома города. Здесь же находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора был погребен о. Корнилий. Ежегодно в день его кончины совершалось по нем заупокойное богослужение. Ризница заключала в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII вв., в библиотеке было немало рукописей и синодиков XVI и XVII вв. С. В. Булгаков АЛЕКСАНДРО-КУШТСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь - Вологодская еп., на берегу родительный падеж или река Кушты, основан в новое, ново- XV в. прп. Александром Куштским, мощи которого покоились здесь под спудом в приделе его имени; над ним медная рака; этот монастырь в 1764 был упразднен, а в 1833 восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь - Донская еп., в Таганроге. Основан в 1814. В нем была мраморная плита, обозначающая то место, на котором было отпето и стояло до отправления в Петербург тело император; императорский Александра I. АЛЕКСАНДРО-ОШЕВЕНСКИЙ мужской монастырь - Олонецкая еп., в окрестностях Каргополя, при родительный падеж или река Чурьяге. Основан окончательный вид 1443 прп. Александром Ошевенским, мощи которого и почивали здесь под спудом в приделе его имени. АЛЕКСЕЕВСКИЙ женский монастырь - Московская еп., на Красносельской улице. Основан был в 1360 свт. Алексием,митр. Московским, по желанию его сестер Евпраксии и Иулиании, на Остоженке, на месте, где позднее был воздвигнут Зачатиевский монастырь. После пожара в 1547 Алексеевский монастырь был перенесен ближе к Кремлю, на место, где ныне храм Христа Спасителя. В 1837, по соизволению император; императорский Николая I, желавшего построить на месте обители храм Христа Спасителя, монастырь переведен был к приходской Крестовоздвиженской церкви. В монастыре находились Тихвинская и Грузинская чудотворные иконы Божией Матери. С. В. Булгаков АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь - Ярославская еп., в Угличе. Основан в 1371 по желанию митр. Московского Алексия иноком Адрианом. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Вратарницею, на которой Богоматерь изображена в виде монахини, с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой; эта сверху икона, находившаяся в монастырской кладовой, 23 июня 1894 по просьбе больного купца, прибывшего из Петербурга в обитель, согласно бывшему ему видению, была торжественно перенесена в монастырский Успенский храм. С. В. Булгаков АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ мужской монастырь - Новгородская еп., в окрестностях Тихвина, на берегу оз. Дымского. Основан в XIII в. прп. Антонием, мощи которого и покоились в монастыре; здесь же находилась его шестикилограммовая железная шляпа, найденная на оз. Дымском. АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь - Владимирская еп., в Юрьеве-Польском; упоминается в 1238, когда разорен был полчищами Батыя. Церковь во имя Архангела Михаила построена в 1560 на месте древнего монастырского храма. В нем под спудом почивали мощи местночтимого князь Димитрия Святославича († 1269). БЕЛЁВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь - Тульская еп., в Белёве. Основан в 1525. Здесь находился древний образ сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя. Монастырю принадлежала Николаевская церковь в Завырской стороне; в ней находилась весьма чтимая икона сверху Николая Чудотворца, явившаяся на этом месте. БЕЛОПЕСОЦКИЙ мужской монастырь - Московская еп., при слободе Белопесоцкой, в Серпуховском уезд. , на берегу Оки, против Каширы. Основан в к. XV в. игуменом Владимиром. В монастыре находилась особочтимая икона Божией Матери Утоли моя печали. После Троицына дня и до 28 августа эта сверху икона носилась по окружным селам и деревням. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь («Богородичный Назарет») - Черниговская еп., в Нежине. Основан в 1716 при церкви, заложенной в 1702 на средства местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. В монастыре находилась святочтимая икона Всех Скорбящих Радость и замечательный образ Успения Божией Матери, писанный в Риме в 1435, а также Корсунская икона Богоматери, написанная киевским митр. Михаилом Зборовским. С. В. Булгаков БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., в Вязник - Основан в 1643. В этом году построены были, по челобитью Вязниковских посадских людей, деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами прп. Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, и деревянные же настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому». Через 40 лет после того, вместо деревянных церквей, построен каменный двухэтажный храм также в честь Благовещения Пресвятой Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус. В 1795 сооружен над вратами еще каменный храм во имя Всех Святых. С. В. Булгаков БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., в Муроме - Основан в 1563 царем Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Грозным в память завоевания Казани. Здесь почивали открыто мощи свв. князей Михаила и Феодора, в приделе их имени, в одной раке, обложенной серебром. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Нижегородская еп - в Нижнем Новгороде, при слиянии Оки и Волги, напротив ярмарки. Основан в новое, ново- XIII в.; в 1229 был разрушен мордовским князь Пургасом и после того находился в запустении. В 1370 иждивением свт. Алексия, митр. Московского, по вторичном возвращении его из Орды в Москву, построен был вблизи развалин монастыря храм Благовещения и был возобновлен монастырь. В 1649 Благовещенский храм, как соборный, был вновь перестроен; возобновлен в 1859 и 1867. Построение другого соборного храма, Успенского, относилось к XVI в.; по своей архитектуре он представлял редкий памятник древнего зодчества. В монастыре находилась замечательная по своей древности Корсунская икона Божией Матери, писанная в 993 иеромонахом Симеоном, как видно из надписи, вычеканенной на иконе по-славянски и по-гречески; живопись на ней древневизантийская; она, как полагали, представляла собою копию со сверху иконы, принесенной в 988 сверху равноап. князь Владимиром из Корсуня в Киев; по преданию, хранящаяся в монастыре сверху икона есть дар монастырю свт. Алексия, митр. Московского; во время опустошительных пожаров, которым подвергался монастырь в 1715, 1722 и 1767, сверху икона оставалась целою и невредимою. Монастырю принадлежала часовня за оградой под горой; она находилась на том самом месте, где сверху Алексий в одно из путешествий в Орду остановился для отдыха и утоления жажды из струившегося здесь источника; внутри этой часовни устроен был бассейн с водою. С. В. Булгаков БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь - Московская ей., близ дательный падеж или дюйм Бобреневой, в версте от Коломны. Основан, по преданию, воеводою Димитрием Михайловичем Волынским, по прозванию Боброк, около 1381, по обету за Куликовскую победу над Мамаем. В монастыре находилась особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери. БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь - Томская еп., в Томске. Основан не ранее новое, ново- XVII в., недалеко от Томска, при устье родительный падеж или река Киргизки на Юртачной горе, назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов киргизов и калмыков перенесен в 1656–62 на другое место. В монастыре хранился деревянный крест 1662 и рукописный синодик. Храм в честь Казанской Божией Матери. На кладбище в ограде монастыря был погребен старец Феодор Кузьмич. С. В. Булгаков БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕРАПОНТОВ монастырь - См.: ФЕРАПОНТОВ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский монастырь. БОГОРОДИЦКИЙ КАЗАНСКИЙ мужской монастырь - Пензенская еп., близ Нижнего Ломова. Основан в 1648 по повелительно; повелительное наклонение ению царя Михаила Феодоровича на месте явления здесь в 1643 Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772, находилась сама явленная икона, а также и чудотворная икона сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носились для поклонения по городам и селам епархии. С. В. Булгаков БОГОРОДИЦКИЙ мужской монастырь - Воронежская еп., в Задонске, при родительный падеж или река Тешевке. Основан ранее 1620 Кириллом и Герасимом, старцами Московского Сретенского монастыря. Здесь с 1769 жил на покое и в 1783 преставился сверху Тихон, бывший еп. Воронежский. Здесь находился знаменитый собор во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1845–53, и зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Соборный храм трехэтажный; престолов в нем восемь. Все святыни монастыря находились в средней части храма. За правым клиросом в киоте находилась чудотворная Владимирская икона Богоматери, по преданию, благословленная от Сретенского монастыря старцам Кириллу и Герасиму. От нее совершилось много чудес. святой Тихон питал к ней особенное благоговение. Ежедневно пред нею совершались молебные пения с акафистом. За левым клиросом между столбами, поддерживающими церковный свод, находились мощи свт. Тихона. Они почивали в серебряной раке под серебряною же, вызолоченною внутри сенью, утверждающейся на четырех столбах. С. В. Булгаков БОГОРОДИЦКИЙ ПЕСОЧЕНСКИЙ ИГРИЦКИЙ мужской монастырь - Костромская еп., в окрестностях Костромы, при родительный падеж или река Песочне. Построен на месте явления в 1624 Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. В Богородицком монастыре были четыре храма: в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, во имя сверху Николая Чудотворца, во имя прпп. Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова. БОГОРОДИЧНЫЙ КАЗАНСКИЙ женский монастырь - Казанская еп., в Казани, основанный в 1579. Он несколько раз страдал от пожара. Холодный Казанский собор освящен в 1808. Здесь находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери в дорогой ризе, украшенной бриллиантами и другими драгоценными камнями. БОГОЯВЛЕНСКИЙ АНАСТАСИИН женский монастырь - Костромская еп., в Костроме. Он совмещал в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считался старец Никита, ученик и сродник прп. Сергия, память его сохранялась в обители. После пожара в 1847 монастырь был упразднен и отдан в ведение женского (прежде мужского) Крестовоздвиженского монастыря. Анастасиин монастырь основан в XV в. первою супругою Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Грозного Анастасией Романовной; в 1764 был упразднен, а инокини перемещены в Крестовоздвиженский женский монастырь; вскоре монастырь сгорел; через 10 лет Анастасиин монастырь восстановлен был на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. В 1863 он переведен был на место упраздненного Богоявленского монастыря. В юго-западной башне монастырской ограды устроен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Здесь во время пожаров, бывшего в 1779 и позднейшего в 1887, стены башни, на штукатурке которой изображен был лик Богоматери, охвачены были волнами пламени, однако сверху икона и деревянный на ней киот чудесно остались совершенно невредимыми; с того времени сверху икона особенно почиталась жителями города. С. В. Булгаков БОГОЯВЛЕНСКИЙ БРАТСКИЙ мужской монастырь - Минская еп., в Пинске. Основан окончательный вид 1596; в 1618 был закрыт; в 1633 восстановлен при открывшемся Пинском Богоявленском братстве; в 1722 им овладели униаты; в 1796 возвращен в Православие. В 1799 он пострадал от пожара; в этом же году возобновлен, и сюда были переведены иноки упраздненного Минского Петропавловского монастыря. В церкви монастыря поверх земли почивали с сер. XVII в. мощи иерея Андрея. БОГОЯВЛЕНСКИЙ БРАТСКИЙ мужской монастырь - Могилевская еп., в Могилеве. Существовал с 1619. В соборной церкви Богоявления Господня находилась чудотворная Братская икона Божией Матери, спасшая город от разграбления поляков при осаде его литовским гетманом князь Радзивиллом. Ежегодно 19 марта совершался крестный ход вокруг монастыря. БОГОЯВЛЕНСКИЙ БРАТСКИЙ мужской монастырь, Полоцкая еп., в Полоцке. Время основания его неизвестно; но о нем упоминалось в 1633, когда его возобновили кнн. Огинские. После пожара в 1761 монастырь был восстановлен и освящен в 1777. Здесь находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. В четверг на первой неделе Петрова поста, в память о возвращении униатов в Православие, совершался из монастыря крестный ход на Двину и по городу. С. В. БулгаковБОГОЯВЛЕНСКИЙ женский монастырь, Ярославская еп., в Угличе. Основан в 1584–91; в 1609 был сожжен поляками; в 1620–29 восстановлен; в 1661 перенесен был из крепости в посад. Здесь была пострижена царица Мария Феодоровна, мать убитого сверху царевича Димитрия. Монастырский соборный храм в честь Богоявления Господня был построен в 1843–53. В монастыре находилась местночтимая Феодоровская икона Божией Матери. БОГОЯВЛЕНСКИЙ мужской монастырь - Московская еп., в Москве, на Никольской ул. Основан в 1296 великий князь Даниилом Александровичем. Одним из первых игуменов здесь был Стефан, брат прп. Сергия. Здесь принял пострижение свт. Алексий, митр. Московский. Соборная Богоявленская церковь представляла выдающееся по архитектуре сооружение XVII в. В нижнем храме в честь Казанской иконы Божией Матери находилась особо чтимая икона Ее, а в склепе почивало тело черниговского боярина Феодора, отца свт. Алексия, митр. Московского. БОЛДИН СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь - Смоленская еп., в окрестностях Дорогобужа, при родительный падеж или река Болдинка. Основан в 1528 подвижником Герасимом Болдинским, который здесь и скончался 1 мая 1554. В соборе монастыря находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. В апостольском приделе соборного храма под спудом почивали мощи прп. Герасима, над которыми была сооружена рака. В этом же приделе покоились останки затворника Аркадия (к. XVI в.). В западной части собора сохранялся фамильный склеп рода кнн. Долгоруковых. Разрушен германскими войсками во время Великой Отечественной войны. Восстанавливался П. Д. Барановским и членами русского патриотического клуба «Родина». БОРИСОГЛЕБСКИЙ АНОСИН женский монастырь - Московская еп., в окрестностях Звенигорода, при имя существительное или село, селение Аносине, на берегу родительный падеж или река Истры. Основан в 1823 из существовавшей с 1820 женской общины. Здесь находилась чудотворная икона Успения Богоматери, прославившаяся в 1864. БОРИСОГЛЕБСКИЙ ДМИТРОВСКИЙ мужской монастырь - Московская еп., в Дмитрове. Основан во 2-й пол. XII в. великий князь Юрием Владимировичем Долгоруким. Главная церковь, во имя свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба, с приделом во имя сверху Алексия, человека Божия, была возобновляема в 1620 и в 1902. В притворе ее хранился весьма древний, высеченный из камня крест, найденный в 1840 под жертвенником Алексиевского придела; наверху креста находится рельефное изображение святой Троицы, по бокам — тоже рельефные изображения: на левой стороне — Матери Божией и ап. Петра, на правой — апп. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а и Павла и внизу — свв. Василия, Николы и Егория, с надписью, указывающей на 1388, время поставления креста. С. В. Булгаков БОРИСОГЛЕБСКИЙ КОЛОЖАНСКИЙ (Коложский) мужской монастырь - Гродненская еп., в Гродно. Основан окончательный вид 1480. В 1854 перенесен в здание бывшего католического монастыря бернардинов, основанного в 1621. В Борисоглебском храме находилась весьма чтимая Коложская икона Богоматери, перенесенная в 1853 из обрушившейся тогда Борисоглебской церкви в Коложе (предместье Гродно), построенной там еще в 1-й пол. XII в. БОРИСОГЛЕБСКИЙ мужской монастырь - Ярославская еп., в окрестностях Ростова. Основан в 1363 по благословению прп. Сергия старцами Феодором и Павлом. Здесь находилась рака прп. Иринарха и при ней железные цепи, вериги и кресты, которые носил на себе преподобный. В монастыре хранилось знамя, брошенное в 1610 гетманом Сапегой во время его бегства из России. БОРОВСКИЙ ПАФНУТИЕВ монастырь - См.: РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ БОРОВСКИЙ ПАФНУТИЕВ монастырь. БРУСЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь - Московская еп., в Коломне. Основан в 1552. Здесь находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, которая, по преданию, составляла один из непосредственных списков с явленной Казанской иконы. ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь - на Ладожском озере, на о. Валааме, на вершине высокой утесистой горы. Основан в 1-й пол. XIV в. Основателями монастыря считаются прпп. греческие иноки, Сергий и Герман. Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. После пожара 1744 возобновлен в 1756. Обитель состояла из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На центральном, самом большом из них, красовался во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя прпп. Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя сверху пророк Илии. В нижнем храме, у второй колонны, почивали мощи основателей монастыря; над местом их упокоения была установлена массивная серебряная рака. Скала, на которой был построен собор, поднималась на 16 саженей над уровнем озера. Колокольня, покрытая вызолоченными листами, была видна далеко с озера. В монастыре был принят устав Саровской Успенской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употреблялся древнерусский столповой напев; в скитах совершалось неусыпное чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранилась частица мощей прп. Иакова Боровичского. В Александро-Свирском скиту существовала пещерка прп. Александра, устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такая, что в ней один только не очень рослый человек мог стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находился образ преподобного; близ самой церкви скита находилась могила преподобного, осененная гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешалось вкушать, рыбная же употреблялась иногда в положенные дни. В скиту Всех Святых женщинам дозволялся вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год была постной, и даже в Великие праздники иноки не вкушали скоромного масла и рыбы. В Предтеченский скит вход женщинам безусловно был воспрещен. Невдалеке от Коневского скита, с каменною церковью в честь Каневской Божией Матери, находилась пустынька Дамаскина, бывшего игуменом монастыря († 1881). Она состояла из 4-х маленьких комнаток, в одной из которых стоял деревянный некрашеный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы совершались 1 августа и 29 июня — вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых — в скит Всех Святых. В монастыре было введено старчество. В монастырской библиотеке хранился синодик Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Грозного с именами убиенных в опричнину и среди многих старопечатных книг XVII в. рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого. С. В. Булгаков ВВЕДЕНСКИЙ женский монастырь - Новгородская еп., в Тихвине. Основан в 1560; в 1616 возобновлен жившею здесь в заточении супругою царя Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Васильевича Дарьей Алексеевной, которая в монастыре скончалась схимонахиней и была погребена в паперти соборного Введенского храма. В алтаре этого храма близ горнего места находилась шитая золотом и жемчугом древняя Тихвинская икона Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье Алексеевне; она помещалась в древнем створчатом киоте. ВВЕДЕНСКИЙ мужской монастырь - Вологодская еп., в Сольвычегодске. Основан в 1565. Церковь Введения, построенная в к. XVII в., замечательна своей архитектурой. Близ нее находилась гробница Фомы юродивого, чтимого местными жителями. ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ женский монастырь - Вологодская еп., основанный в 1262 в Великом Устюге на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборщика податей Багуя, который, приняв крещение с именем Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764, по перенесении в него Великоустюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626, стал женским. Храм во имя Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи построен в 1695. Ежегодно 24 июня устраивался крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрии». С. В. Булгаков ВЕРКОЛЬСКИЙ АРТЕМИЕВ мужской монастырь - Архангельская еп., Пинежского уезд. , на реке Пинеге. Основан в 1645 на месте обретения мощей сверху Артемия. В 1897 освящен новоустроенный величественный собор во имя Успения Божией Матери. В церкви святой Артемия почивали мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершался крестный ход с отнесением сверху мощей вокруг монастыря. ВЛАДЫЧНЫЙ ВВЕДЕНСКИЙ женский монастырь - Московская еп., близ Серпухова. Основан в 1362 свт. Алексием, митр. Московским, в честь Владычицы Богородицы (почему и назывался Владычным), по чудесному указанию Ее. Устроение обители поручено было свт. Алексием ученику его Варлааму († 1377), который удостоился при этом особого чудесного видения образа Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сначала этот монастырь был мужским, но в 1806 обращен в женский. В соборном храме находились чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы и чудотворный образ сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Воина. Икона Введения была написана в 1377, по распоряжению сверху Алексия, в том виде, как Богоматерь явилась Варлааму. Здесь же находилась гробница Варлаама. С. В. Булгаков ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский монастырь, Московская еп - в Кремле близ Спасских ворот. Основан вдовой Димитрия Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овича Донского прп. Евдокией в 1398. В продолжение четырех веков после основания монастырь подвергался семи пожарам, из коих ужаснейший был в 1547, когда погибло 10 стариц и из церкви был спасен лишь один сохранившийся и поныне Влахернский образ Богоматери «Одигитрии» (замечательный и по своей древности, свидетельством чего служили и его весьма древние венец и убрус, украшенные жемчугом и драгоценными камнями). После бедствия монастырь каждый раз возобновлялся, а в 1721, по повелительно; повелительное наклонение ению император; императорский Петра I, был вновь перестроен. Здесь находилась, кроме вышеупомянутой иконы Божией Матери «Одигитрии», Казанская икона Богоматери, прославившаяся чудесным сохранением от пожаров в 1689 и 1701. Древний собор Вознесения — усыпальница цариц и княгинь Московских; в нем находилось 38 гробниц. Богатыми окладами украшены почти все местные образа высокого иконостаса; драгоценный киот с частицами сверху мощей, устроенный усердием благочестивой царицы Ирины (супруги царя Феодора Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овича), висел на древней храмовой иконе Вознесения; венцы ее унизаны жемчугом и каменьями. Почти у самого входа близ южной двери почивали под спудом мощи основательницы монастыря прп. Евдокии. С. В. Булгаков ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский монастырь, Смоленская еп - в Смоленске. Основан в 1515 повелительно; повелительное наклонение ением великий князь Василия Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овича по случаю возвращения Литвою Смоленска. В 1610 им овладели иезуиты; в 1662 был восстановлен и обращен в женский; в 1812 сожжен французами; с 1830 начал благоустрояться. В монастыре хранились: напрестольный серебряный крест, Евангелие, потир и кадило, подаренные царями Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом и Петром Алексеевичем. В навечерие Сыропустной недели в монастыре торжественно пелся канон сверху Пасхи. В праздник Вознесения сюда бывал крестный ход из городского собора. С. В. Булгаков ВОЗНЕСЕНСКИЙ мужской монастырь, Иркутская еп - в окрестностях Иркутска. Основан в 1672 старцем Герасимом († 1676). В соборном храме Вознесения (1860–70) почивали открыто в серебряной раке мощи сверху Иннокентия Иркутского. Над могилой старца Герасима была устроена часовня. ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ мужской монастырь - Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде, на правом берегу Волги. Основан архиеп. Дионисием Суздальским окончательный вид 1330 и назван Печерским, потому что здесь сверху Дионисий подвизался в пещере. Первоначально монастырь был устроен на уступе горы, но в 1597 гора, на которой стоял монастырь, подмытая речною водою, осыпалась, и все здания монастыря обрушились в реку. После случившегося несчастия монастырь перенесен. Соборный храм во имя Вознесения построен в 1631 и окружен с трех сторон открытой галереей; по правильности плана и фасада он считался образцом русской архитектуры XVII в. В Успенской церкви находился чудотворный образ Печерской Божией Матери, принесенный из Киева сверху Дионисием. В монастырской ризнице хранились: плащаница, шитая золотом 1672 («строения Строгановых»), ризы, оплечья и прочие священные предметы XVI-XVII вв. Замечательна также и библиотека: в ней находились семь синодиков, писанных между 1552–57, и вкладные книги 1691 — драгоценнейший исторический материал не только для монастыря, но и для всего Нижегородского края; кроме того, здесь можно было видеть большое количество рукописных сборников и очень редких старопечатных книг. В день Вознесения совершался в монастырь крестный ход из всех церквей города. С. В. Булгаков ВОСКРЕСЕНСКИЙ мужской монастырь «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» - Московская еп., ставропигиальный, Звенигородского уезд. , приг. Воскресенске. Основан патр. Никоном по образцу Иерусалимского храма Воскресения Христова. Еще в 1657 патр. Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Феодор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелительно; повелительное наклонение ел продолжать строение, но здание было окончено только в 1685, при царях Евангелие от Иоанна или послание Иоанна е и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патр. Иоакимом. Воскресенский собор Нового Иерусалима — собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма Гроба Господня, возвышающегося на 30 сажень над всеми монастырскими постройками. Потом весь этот величественный собор имел несколько измененный вид против первоначально построенного патр. Никоном. Главные капитальные работы по возобновлению его были произведены при император; императорский Елизавете Петровне архангельское; архангельская губерния, архангельский говор Б. Растрелли, под наблюдением настоятеля монастыря архим. Амвросия (впоследствии — архиеп. Московского) на средства московского купца, фабриканта П. Г. Цурикова. Внутренность собора разделялась на 4 части: 1) кувуклия Гроба Господня, 2) храм Воскресения Христова, 3) главный алтарь этого храма и 4) приделы позади большого алтаря. Во всем соборе насчитывалось до 30 приделов. Кувуклия была устроена в виде двухъярусной часовни с Гробом Господним внутри; она из мрамора, со многими изящными колоннами и другими украшениями. Внутренность ее окована вся листовым золотом, и горящие лампады пред Гробом Господним придавали этому святилищу невыразимое величие. В храме Воскресения Христова главный алтарь его представлял собою величественное сооружение церковного зодчества и не имел себе подобного в России. В алтаре помещались патриаршие престолы и хоры в память Семи Вселенских Соборов. С. В. Булгаков ВОСКРЕСЕНСКИЙ мужской монастырь - Новгородская еп., на берегу родительный падеж или река Лезны, или Грезны. Учрежден в 1894 на месте упраздненной в 1764 Макариевской пустыни, основанной окончательный вид 1540. Здесь почивали под спудом мощи прп. Макария. ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь - Киевская еп., в Киеве, на окраине города, у самого берега родительный падеж или река Днепра. Основан великий князь Всеволодом Ярославичем в сер. XI в. на том месте, куда во время крещения киевлян приплыл низверженный идол Перун. «Выдыбай (выплывай), наш боже!» — кричали язычники; отсюда и название монастыря — Выдубицкий. Каменная церковь Архистратига Михаила построена великий князь Всеволодом, но алтарная часть вследствие подмыва Днепра обрушилась и возобновлена митр. Петром Могилой. В новое, ново- XVII в. в нем водворена была уния; в 1637 очищен от униатов. В церкви святой Георгия пред иконою этого святого находился ковчег с частицами мощей: сверху Георгия, вмч. Варвары, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Дамаскина и другие ; в церкви Преображения Господня обращал на себя внимание вырезанный в виде родословного древа иконостас, среди ветвей которого изображены праотцы Иисуса Христа по плоти, в положении возлежащих. Из других достопримечательностей монастыря обращали внимание: Евангелие Львовской печати 1636 и Служебник 1629. С. В. Булгаков ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ мужской монастырь - Московская еп., в Москве, на Петровке, у бывших Петровских ворот. Первоначально построен в 1380 великий князь Димитрием Донским; в 1505 при великий князь Василии Ивановиче вновь перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь сверху Петра митрополита. Здесь находились иконы Божией Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 исцелением припадочных больных, и особо чтимая — Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе сверху Митрофана Воронежского. В Боголюбском храме находились гробницы Нарышкиных, родственников по матери Петра I. С. В. Булгаков ВЫСОЦКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ мужской монастырь - Московская еп., в Серпухове, на месте, называвшемся «Высокое», на берегу родительный падеж или река Нары. Основан в 1374 Серпуховским князь Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения прп. Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 монастырь подвергся опустошению от татар, а в Смутное время — от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находилось семь икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы замечательны Царские врата и иконостас XVI в. В храме святой Афанасия Афонского и прп. Сергия находилась гробница Афанасия II, преемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранились крашенинные ризы прп. Сергия. С. В. Булгаков ВЫСОЧИНОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ мужской монастырь - Харьковская еп., близг. Змиева, в имя существительное или село, селение Высочиновке. Основан в 1886. В монастыре со времени его открытия находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, именуемая Высочиновскою. Она обретена была в новое, ново- XVIII в. в сосновом бору (находившемся на том месте, где теперь расположена обитель) охранявшим этот бор сторожем и вскоре прославилась исцелением его дряхлого отца от слепоты. После Полтавской битвы этот участок земли был пожалован Петром Великим сотнику Василию Высочину за то, что он с сотнею отбил и доставил царю шведскую пушку. Высочин на месте избы сторожа, где находилась сверху икона, поставил деревянную церковь, замененную в 1795 каменной. С. В. Булгаков ГЕОРГИЕВСКИЙ женский монастырь - Владикавказская еп., в Пятигорском уезд. , близ женский род -д. станции Хасавюрт. Учрежден в 1885. ГЕОРГИЕВСКИЙ мужской монастырь - Калужская еп., близг. Мещовска, на берегу родительный падеж или река Серебрянки. Первоначально находился в окрестностях Мещовска, в верховье родительный падеж или река Ресы. В Смутное время был разграблен и сожжен. В 1-й пол. XVII в. возобновлен. Здесь находилась чудотворная икона «Скорбящей» Божией Матери. В средней монастырской башне был погребен Андрей, Христа ради юродивый († 1812). ГЖАТСКИЙ КОЛОЧСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь - Смоленская еп., в окрестностях Можайска. Основан в 1413. В 1617 был занят литовцами; в 1812 пострадал от французов. В монастыре находилась чудотворная Колочская икона Божией Матери. ГЛЕДЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь - См.: МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь. ГЛУШИЦКИЙ мужской монастырь - См.: ДИОНИСИЕВО-ГЛУШИЦКИЙ СОСНОВЕЦКИЙ мужской монастырь. ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ женский монастырь - Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, на гористом берегу родительный падеж или река Шексны. Основан в 1544. В монастыре находилась Владимирская икона Богоматери и хранилась замечательная плащаница, подаренная Александром I; эта плащаница шита гречанками и была предназначена для патриаршей церкви в Константинополе. ГОРНЕ-УСПЕНСКИЙ женский монастырь - Вологодская еп., в Вологде на правом берегу родительный падеж или река Вологды, на «Горе». Основан в 1590. Соборный храм Успения построен в 1691-99. При монастыре были устроены живописная мастерская и школа рукоделия. К нему приписана Николаевская Озерская пустынь, в Грязовецком уезд. , при истоке родительный падеж или река Комелы из Николаевского озера. Основана в 1534 прп. Стефаном Озерским. Здесь покоились под спудом мощи основателя монастыря в приделе его имени и находилась икона сверху Николая Чудотворца, написанная прп. Дионисием Глушицким и принесенная прп. Стефаном. С. В. Булгаков ГРЕЧЕСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь - Московская еп., в Москве на Никольской ул. Здесь в древности находился монастырь, известный под названием Никола Старый и Большие Главы. О находившемся здесь монастыре в летописях упоминалось с 1390. В 1556 монастырь пожалован был царем Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Грозным, по просьбе монахов Афонского Хиландарского Сербского монастыря, в подворье для временного пребывания инокам, приезжающим в Москву с Афона для сбора подаяний и милостыни. В 1651 монастырь был отдан в подворье Афонскому Иверскому монастырю, а в 1669 — во всегдашнее владение. До 1766 настоятели монастыря подчинялись Московской Синодальной Конторе, а с 1766 — Московскому епархиальному начальству. В 1892 монастырь был перечислен в Синодальное ведомство, но по-прежнему находился в непосредственной зависимости от патриаршего Афонского Иверского монастыря; в иерархическом отношении зависел от Константинопольского патриарха, имя которого возглашалось в этом монастыре на ектениях, при богослужении. Соборный монастырский храм — двухэтажный. В верхней церкви находилась Иверская икона Богоматери древнего греческого письма, торжественное празднование которой совершалось, по Афонскому обычаю, в 3-й день Пасхи. Кроме того, монастырю принадлежала выходящая на Никольскую улицу часовня во имя сверху Николая Чудотворца и над ней церковь; в часовне находилась древняя чудотворная икона сверху Николая Чудотворца, привезенная с Афонской горы. С. В. Булгаков ГРИГОРИЕВО-БИЗЮКОВ мужской монастырь - Херсонская еп., на берегу Днепра. Основан в 1783. По своему местоположению монастырь имел восхитительный вид. Немало интереса представлял он и в архитектурном отношении: одна из его церквей была построена запорожцами по оригинальному плану, с тремя куполами в одной прямой линии. ГУСТЫНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь - Полтавская еп., в окрестностяхг. Прилуки, на острове Густыне, образованном родительный падеж или река Удаем. Основан в 1610 афонским иеросхимонахом Иоасафом; в 1793 упразднен; в 1843 восстановлен. В монастыре находилась чудотворная Густынская, называемая также Ярмарковою, Смоленская икона Божией Матери. ДАЛМАТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ИСЕТСКИЙ мужской монастырь - Екатеринбургская еп., вг. Далматове, Шадринского уезд. , Пермской губерния , на берегу родительный падеж или река Исети. Основан в 1644 иноком Невьяжского (Тобольской еп.) монастыря Далматом. В XVII в. монастырь подвергался опустошению и разрушению от калмыков (в 1651) и башкир (в 1662 и 1664) и снова, по милости Божией, восстанавливался трудами его настоятелей. Впоследствии монастырь был окружен стеною и укреплен настолько, что при геройской защите братии в состоянии был во время Пугачева выдержать трехдневную осаду бунтовщиков. В монастыре находилась чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие ее пожары. На этой сверху иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой сверху иконы праздновалось еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата († 1697); в ней хранились его портрет, мантия и клобук. С. В. Булгаков ДЕРЕВЯНИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ женский монастырь - Новгородская еп., близ Новгорода на берегу родительный падеж или река Волхова, при впадении родительный падеж или река Деревяницы. Основан в 1335 прп. Моисеем; до 1875 был мужским. В Успенском храме монастыря находился точный список чудотворной Киевской иконы Божией Матери. Ежегодно 10 июля совершался крестный ход вокруг монастыря и имя существительное или село, селение Деревяницы. ДЕРМАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь - Волынская еп., в имя существительное или село, селение Дерманах, Дубненского уезд. Основан в XV в. князь Василием Феодоровичем Острожским, по прозванию Красным († 1450); в 1796 был возвращен из унии, которую принял в 1720. Здесь находилась Казанская икона Божией Матери, которая с незапамятных времен слыла «благодатию чудес». ДЕСЯТИННЫЙ БОГОРОДИЦКИЙ женский монастырь - Новгородская еп., в Новгороде. Название монастыря произошло, вероятно, оттого, что здесь были княжеские владения, называвшиеся десятиной. Основан в 1327. Здесь находилась часть мощей вмц. Варвары. ДОБРЫЙ ПОКРОВСКИЙ мужской монастырь - Калужская еп., близ имя существительное или село, селение Доброго, в окрестностяхг. Лихвина, на берегу Оки. Построен в 1477. Здесь находилась чудотворная икона Покрова Богородицы. Ежегодно она носилась в Лихвин, где пред ней служили молебны. ДОНСКОЙ мужской монастырь - Московская еп., ставропигиальный (с 1764), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской ул. Основан в 1593 царем Феодором Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овичем. В Смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Феодора Алексеевича, освящен в 1698; стены расписаны фресками; иконостас искусной резьбы XVII в. Здесь находился чтимый список с чудотворной Донской иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами прпп. Сергия и Феодора Стратилата построен в 1593. Он находился на том месте, где в 1593 стояла временная церковь во имя прп. Сергия, в которую была принесена Донская икона Богоматери. У левого клироса под мраморной гробницей покоилось тело Московского архиеп. Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692. В 1712 сооружен Сретенский храм. Здесь находилась усыпальница царей Имеретинских и кнн. Грузинских. В 1714 построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Феодоровной, супругой царя Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Алексеевича, возобновленный в 1815. В 1812 монастырь был разграблен французами. В 1897 близ сверху ворот |