Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
искусствоБольшой энциклопедический словарьАБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 век , заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, Кулагин С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО - название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п-ва, на о-вах Эгейского архангельское; архангельская губерния, архангельский говор и западном побережье М. Азии и пережило наивысший расцвет в Др. Греции в 5-4 вв. до новое, ново- э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Ср. Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Др. Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, обычно связываются с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце. БЕДНОЕ ИСКУССТВО - ( итальянское; слово итальянского происхождения arte povera), термин, которым итальянская критика 1960-х гг. обозначила направление, близкое концептуальному искусству и минимализму (наиболее известные его представители в Италии -Я. Кунеллис и М. Мерц). Нарочито скудные, "бедные" предметы и символы лишь намекают на художественную идею, придавая последней таинственную недосказанность. Инсталляции в духе "бедного искусства" часто уподобляются руинам, что сближает его с археологизмом. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Абстрактное искусство. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО - теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе; теория военного искусства - часть военной науки. ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Пение. ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - (от немецкий Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального "Третьего Рейха искусства" и закрепив это одиозное название на одноименной "разоблачительной" выставке 1937 в Мюнхене. Создатели "дегенеративного искусства", среди которых оказались едва ли не все ведущие мастера немецкой изо-культуры, подвергались репрессиям. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и так далее (оформительское искусство). В отличие от производственного станкового искусства, произведения декоративного искусства наиболее полно раскрывают свое содержание в ансамбле, для эстетической организации которого они созданы. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и так далее ). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и другие ) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и так далее Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 век также с художественным конструированием. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство древнерусских государственных образований 9-13 вв. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, княжеские дворцы), замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров. В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство, развивавшееся с 9 до кон. 17 вв. ЗЕМЛЯНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Лэнд-арт. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - издательство, Москва. Основано в 1930. Художественно-изобразительная продукция (репродукции, альбомы, открытки и прочее ), книги по искусству. ИЗО-ИСКУССТВО - (изо-творчество), сокращенное обозначение всей совокупности видов изобразительного искусства. ИСКУССТВО - издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, репродукции. ИСКУССТВО - 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобные ..2) В узком смысле - изобразительное искусство...3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА - ("чистое искусство"), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи "искусства для искусства" оформились в теорию к сер. 19 век (Т. Готье, гр. "Парнас" во Франции). ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ежемесячный иллюстрированный журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Обществом поощрения художеств под редакцией Н. П. Собко. КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - создание эстетического эффекта с помощью движущихся (часто также светящихся и звучащих) установок. Кинетическое искусство зародилось в 1920-30-х гг. (опыты В. Е. Татлина в СССР, "мобили" А. Колдера в США), но оформилось в 1960-х гг. (конструкции Н. Шеффера во Франции, Х. Ле Парка в Аргентине, проекты группы "Движение" в СССР). Кинетические конструкции часто используются в рекламном, оформительском искусстве. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству "художественных идей" (т. новое, ново- концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и тому подобные МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО - изготовление форм для отливки и штемпелей для чеканки монет и медалей. МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создающиеся для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городе, на фасадах и в интерьерах зданий, в парках и так далее ). МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и так далее НАИВНОЕ ИСКУССТВО - условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Историческая база "наивного искусства" - народное художественное творчество. Как особое направление, оно окончательно оформляется лишь в 20 век , когда всемерно возрос общеэстетический и коллекционерский интерес к таким художникам, как А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М. А. Примаченко, И. Генералич. Местные варианты "наивного искусства" чрезвычайно разнообразны, но четко выделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприятия, подражание профессиональным "большим" стилям (на грани их пародирования), тесная связь с поэтикой фольклора. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - в изо-искусстве - художественные течения, лишенные выхода к широкой публике из-за запретов, налагаемых официальной цензурой. В СССР разделение искусства на "официальное" и "неофициальное" окончательно закрепилось после 1932 после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В "подполье" оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в "идейно-тематическом" отношении. В периоды "оттепели" и "застоя" мастерам "неофициального искусства" удавалось выходить к зрителю, что обычно было сопряжено с трудностями ( например разогнанная "бульдозерная выставка" в Москве 1974); они все более активно взаимодействовали с "полуофициальными" художественными тенденциями (типа карнавализма). После 1985 в связи с перестройкой и гласностью "неофициальное искусство" окончательно заняло свое законное место в издательских планах, на выставках и в музеях. НЕФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Абстрактное искусство. ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - составная часть военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций и боевых действий оперативными объединениями видов вооруженных сил на различных театрах военных действий. Оперативное искусство занимает промежуточное положение между стратегией (см. Стратегия военная) и тактикой. ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства: праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий, демонстраций, гуляний и так далее , а также оформление экспозиций, витрин, стендов и так далее Оформительское искусство пользуется средствами архитектуры, изобразительного искусства, театра, кино, свето- и звукотехники, создавая наиболее массовые образцы синтеза искусств. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО - искусство эпохи первобытного общества. Возникло в позднем палеолите окончательный вид 33-го тыс. до новое, ново- э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Ср. и Малой Азии, Китая, Юж. и Юго-Вост. Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Вост. Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - раздел декоративного искусства; смотрите также Декоративно-прикладное искусство. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО - направление в российском дизайне 1920-х гг., сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О. М. Брик, А. М. Ган, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и другие ) выдвинули социально-утопический идеал преобразующего старый быт "художника-инженера", который, отвергнув традиционные станковые виды творчества, создает новые, строго функционально обусловленные бытовые вещи, реформирует визуальную рекламу, орнаментику тканей и полиграфию, конструирует выставочные пространства как зримые прообразы будущего. Изображение допускалось лишь в виде фото- и кинодокумента. Программа "производственников" легла в основу педагогических установок Вхутемаса. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО - искусство создания садов, парков и другие озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и так далее Основные типы парков: террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами), регулярные "французские" (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей), пейзажные "английские" (живописная композиция наподобие естественного ландшафта - с лужайками, вьющимися тропинками, речками, озерами), миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испанско-мавританских двориках; японские сады - символические композиции из воды, растений и камней). В 20 век задачи Садово-паркового искусства - сближение жилой застройки с природой, улучшение микроклимата. САЛОННОЕ ИСКУССТВО - (от Салонов - официальных художественных выставок во Франции, устраивавшихся в 1737-1848 в "квадратном салоне" Лувра), искусство 19-20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения. СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи картины; в скульптуре статуи, бюсты, группы, станковые рельефы; в графике эстампы, станковые рисунки). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения станкового искусства. ТЕАТР И ИСКУССТВО - еженедельный театральный иллюстрированный журнал. В 1897-1918 издавался в Санкт-Петербурге под редакцией А. Р. Кугеля. Приложения: "Словарь сценических деятелей" (1898-1904), "Библиотека "Театр и искусства" (1898-1918 - пьесы, ноты, мемуары и другие ). ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО - (сценография), искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Театрально-декорационное искусство средствами живописи, скульптуры, архитектуры, декоративных искусств способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя. ТИХОЕ ИСКУССТВО - тенденции в искусстве 20 век , подверженных строгой цензуре и идеологическому давлению, когда изо-творчество, оставаясь "легальным", участвуя в выставках, намеренно сужало круг мотивов, предпочитая помпезным официальным темам лирические пейзажи, сцены семейного быта, незаказные портреты друзей и близких. От собственно "неофициального искусства" отличается обычно своей стилистической "умеренностью", относительным традиционализмом. Эти тенденции характерны для многих художников советского периода, таких, как Л. А. Бруни, Л. Ф. Жегин, Н. П. Крымов, М. Кулагин Соколов, Н. А. Тырса, В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин и другие В период "оттепели" в СССР в этом русле сложилось особое направление "тихой графики" (И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров и другие ). ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ИСКУССТВО - официальное изо-творчество и архитектура фашистской Германии. Эклектически соединило в себе черты классицизма, романтизма, реализма 19 век , а также стиля модерн. Все же авангардистские направления были объявлены "дегенеративным искусством" и запрещены. Главным критерием оценки стало тематическое соответствие произведения нацистской политической пропаганде с ее идеей единства фюрера и народа, агрессивным национализмом и милитаризмом. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - вид декоративно-прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и прочих из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и прочее ; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством. ИСКУССТВОЗНАНИЕ - (искусствоведение), комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле - науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики. Первоначальные элементы искусствознания входили в философские, религиозные и другие учения, носили характер рекомендаций и отдельных сведений. В 16-18 вв. появились история искусства (Дж. Вазари), его теория (И. И. Винкельман), художественная критика (Д. Дидро). В 19 век искусствознание окончательно оформилось как наука с такими специфическими методами, как формально-стилистический анализ (Г. Вельфлин), культурно-исторические (Я. Буркхардт) и иконографические (Н. П. Кондаков) исследования и другие ; в число ведущих на рубеже 19 и 20 вв. выдвинулась венская школа искусствознания (А. Ригль, М. Дворжак). В современном искусствознании наиболее влиятельны иконология (Э. Панофский), культурно-социологический (А. Хаузер, A. Hauser) и структурно-психологический (Э. Гомбрих) методы. Словарь русского языка С. И. Ожеговаискусство - самое дело, требующее такого умения, мастерства Военное и.» искусство - искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-приклодное и. » искусство - искусство умение, мастерство, знание дела Владеть искусством шитья. поп-искусство - модернистское направление в искусстве, расчитанное на популярность, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, рекламы, произвольные комбинации отдельных бытовых предметов искусствовед - специалист по искусствоведению искусствоведение - теория искусств Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )Искусство - художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. См. занятие, знание, фокусТолковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаИСКУССТВО - искусства, средний род. . . 1. только единственное число Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. . . . 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства. . . . 3. только единственное число Система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. Говорить о себе - тонкое искусство, я не обладаю имя Максим Максим Горький; слово из произведений Максима Горького . . . . 4. только единственное число Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела. . . . Из любви к искусству (делать что-нибудь; разговорная форма шутл.) - без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию. ИСКУССТВОВЕД - искусствоведа, малый или мужской род Ученый - специалист по искусствоведению. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ - искусствоведения, множественное число нет, средний род Наука об искусствах (преимущ. об изобразительных). ИСКУССТВОВЕДНЫЙ - и ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ, искусствоведческая, искусствоведческое. Прил. к искусствоведение. ИСКУССТВОЗНАНИЕ - искусствознания, множественное число нет, средний род То же, что искусствоведение. Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)искусство - иску́сство -- иску́сство, -апоп-искусство - поп-иску́сство -- поп-иску́сство, -а рок-искусство - рок-иску́сство -- рок-иску́сство, -а искусствовед - искусствове́д -- искусствове́д, -а искусствоведение - искусствове́дение -- искусствове́дение, -я искусствоведческий - искусствове́дческий -- искусствове́дческий искусствознание - искусствозна́ние -- искусствозна́ние, -я Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойискусство - средний род- - - 1) Творческая художественная деятельность. - - - 2) Отрасль творческой художественной деятельности. - - - 3) Система приемов и методов в какой-либо отрасли практической деятельности; мастерство. - - - 4) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость. поп-искусство - средний род Модернистское направление в искусстве, рассчитанное на популярность, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, рекламы, муляжа, произвольные комбинации отдельных бытовых предметов; поп-арт. искусствовед - малый или мужской род Специалист в области искусствоведения. искусствоведение - средний род Комплекс научных дисциплин, изучающих различные виды искусства (обычно изобразительного). искусствоведческий - прилагательное - - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : искусствоведение, связанный с ним. - - - 2) Свойственный искусствоведению, характерный для него. искусствознание - средний род То же, что: искусствоведение. Энциклопедический словарь "Святая Русь"ИСКУССТВО (1) - первые памятники искусства, обнаруженные на территории России — фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, — восходят к верхнему палеолиту. К эпохе мезолита и неолита (к 6—2 тыс. до новое, ново- э.) относится расписная керамика Приднепровья. При раскопках древних скифских курганов (VII—III вв. до новое, ново- э.) обнаружено своеобразное прикладное искусство скифов (частью которых в то время являлись и восточнославянские племена). Многие скифские вещи из металла и кости были выполнены в тысяча н. «зверином стиле». Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных, характерные для искусства скифов, имели не только декоративное, но и культовое значение, используясь в языческих ритуалах. Собственно русское искусство уходит в глубину 1–го тысячелетия, развиваясь параллельно с первыми зачатками русской письменности (см.: Книга). С древнейших еще ангских времен (III—VII вв. н. э. ) до наших дней дошли найденные в археологических раскопках остатки высокоразвитого гончарства, ювелирного ремесла, изделия из камня и кости. По сообщениям древних писателей Прокопия, Иордана, Менандра и другие , славянские языческие храмы были украшены богатыми орнаментами, а идолы богов (из дерева, камня и даже металла) являли собой произведения искусства. Представление об этом дает художественно выполненный тысяча н. Збручский идол (V в.), представляющий собой четырехгранный столб из серого известняка (высота 2,67 м) с тремя ярусами искусно сделанных рельефов разных языческих богов. Скульптура эта была найдена в родительный падеж или река Збруч рядом с небольшим селением. Можно представить, какие скульптурные изображения и рельефы создавались в столице Руси и больших городах. Расцвет антского государства в эпоху царя Божа (VI—VII вв.), упоминаемого в «Слове о полку Игореве», можно, по-видимому, считать и временем расцвета антского (восточнославянского) искусства. К моменту принятия христианства древнерусское искусство уже имело свои устоявшиеся приемы и традиции. Поклонение силам добра и света в мировоззрении восточных славян после Крещения Руси усилило духовные начала христианства, создав условия для развития могучего жизнеутверждающего искусства. На месте порушенных языческих капищ и сброшенных идолов строятся православные храмы, до сих пор поражающие своей гармонией и совершенством. Мрачные, тяжелые образцы византийского храмоздательства на Руси приобретают новое содержание и пропорции. Бог — добро, смысл жизни — служение Богу, добротолюбие. Все лучшее должно быть отдано Богу. В отличие от многих других стран, где цари и вельможи прежде всего строили гигантские дворцы для себя, русские князья сооружают храмы для Бога. Светские, мирские постройки создавались хоть и не без изящества и искусства, вплоть до XVII в. представляли собой бревенчатые срубы (клети). Богатство и знатность различались между собой по количеству объединенных между собой срубов. Таким, например, был даже уже в XVII в. дворец царя Алексея Михайловича. Искусство Древней Руси впитало в себя культурные традиции славянской древности, своеобразно перевоплотило влияние Византии, изысканно облагородив его. Для древнерусских храмов, в которых использовался византийский тип крестово-купольного здания, характерна ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции, гармоничная уравновешенность пространства и массы. В первые два века после принятия христианства русские зодчие построили храмы, до сих пор непревзойденные по своему совершенству. Мировыми образцами духовного зодчества стали такие древнерусские памятники, как Софийский собор в Киеве (1037) и Софийский собор в Новгороде (1045–50). В XII—XIII вв. сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Полоцке и другие городах и княжествах. Среди значительнейших произведений этого периода: отмеченные пластической мощью и лаконизмом объемов новгородские соборы новое, ново- XII в. — Николо-Дворищенский, Георгиевский Юрьева монастыря, собор Антониева монастыря; более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные богатым архитектурным и рельефным декором сооружения владимиро-суздальской школы 2–й пол. XII в. — Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли и множественное число древний Отдельные монументально-декоративные циклы (мозаики и фрески Софии Киевской, фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199) и иконы свидетельствуют о высоком уровне живописи Киевской Руси. Русская икона превзошла все мыслимые границы постижения духовного мира, и создала совершенно сверхъестественную возможность приближения к Божеству. Иконописание стало священной формой русского искусства, главным его жанром. Иконы изображали священные события и лица, не только отражая их мистическую реальность, но и символизируя значение этих событий в Священной истории. Детали материального мира, воплощавшие образ на иконе, имели второстепенное значение. Высший смысл имел только символ Божественного, сгусток духовной энергии, заряжавший человека на служение Богу. Согласно преданию, первая икона — Богоматерь с Младенцем Христом — написана ап. Лукой. Первым выдающимся русским иконописцем был прп. Алипий († 1114), монах Печерского монастыря в Киеве. Платы за свои труды он не брал, а если случалось, что ему платили, то отдавал эти деньги нищим. Одна из его икон — образ Богородицы Свенской-Печерской — хранится ныне в Третьяковской галерее. Высшего расцвета русское иконописание достигло в XIV — XVI вв. в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия. Главная особенность русской иконы этого времени — внутренняя духовность, светоносность. Свет здесь носит не внешний характер, как в западноевропейской живописи, а истекает изнутри духовного образа иконы, создавая ощущение, близкое музыкальному. В «Троице» Андрея Рублева вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — жертвенность как высочайшее состояние духа, созидающего гармонию мира и жизни. Развитие искусства в Древней Руси — это стремление к духовно-нравственному возвышению, движение к Богу. Подчинение человеческого «я» Божественному совершенству рождало необыкновенно прекрасные произведения, создание которых было немыслимо в понятиях материалистического сознания. Искусство преобразовывалось в молитву, а молитвенное состояние давало высшие художественные результаты. В к. XIII—XV вв. переживала расцвет новгородская школа (своеобразные типы одноглавых церквей; росписи Феофана Грека, 2–я пол. XIV в.; островыразительные иконы и памятники книжной миниатюры). На одно из ведущих мест выдвинулась Псковская школа. Развивались также архитектурные и живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. С XIV в. на первое место постепенно вышла художественная школа Москвы. Величайшими достижениями русского и мирового искусства XV—XVI вв. явились московские памятники, отличающиеся особым пространственным размахом композиционных решений, живописностью силуэта, богатством декора (ансамбль Московского Кремля — XVII в.; церковь Вознесения в Коломенском, 1532; храм Василия Блаженного в Москве, 1555–60). Наряду с церковным зодчеством и иконописью, выдающимися памятниками русского искусства являлись рукописи с их художественным письмом, миниатюрами и ювелирной отделкой переплета («Изборник Святослава», «Остромирово Евангелие», «Мстиславово Евангелие» и множественное число древний ), а также многочисленные памятники декоративно-прикладного искусства (художественное шитье, резьба по дереву, изделия из металла). Совершенство форм и содержания русского духовного искусства начинает разрушаться с XVI в. по мере проникновения в него западного, католического и протестантского влияния. Прежде всего это влияние поражает русскую икону. Она утрачивает обращенность к внутреннему миру человека — светоносность. Вместо этого в икону приходит внешний свет, нарядность, многосоставность и перегруженность композиции. То же самое происходит и в церковном зодчестве. Оно теряет ясность, уравновешенность пространства и массы, величавость пропорций, обмирщается. В XVII в. еще более усиливаются светские тенденции, фольклорное и декоративное начала. Эти процессы заметно усиливаются как в зодчестве, где пространственные решения сочетались с интересом к пестрому «узорчатому» внешнему убранству (церкви Покрова в Филях, Уборах, соборы в Рязани, Астрахани и другие ), так и в живописи (насыщенные реалистическими элементами иконы и парсуны Симона Ушакова; росписи церквей Москвы, Ярославля, Костромы). В XVIII—XIX вв. русское духовное искусство вытесняется. На его место приходит господство светского начала, западноевропейских и католических установок. Русские города постепенно теряют свой национальный облик. Главными художественными стилями становятся сначала барокко, а затем классицизм. В 1757 в Петербурге создается Академия художеств, ставшая официальным центром русского искусства. Развитое барокко в русской архитектуре завершилось в сер. XVIII в. творчеством В. В. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, 1747–52; Смольный монастырь, 1748–54, и Зимний дворец, 1754–62, — оба в Петербурге, перестройка Большого Екатерининского дворца в Пушкине, 1752–57, и другие ) и С. И. Чевакинского (Никольский Морской собор в Петербурге, 1753–62). В дальнейшем получил распространение русский классицизм, претворивший на национальной почве художественные принципы античности и тысяча н. Просвещения. Классицистическое направление представлено творчеством выдающихся русских архитекторов XVIII в. — 1–й пол. XIX в.: в Москве и ее окрестностях — В. И. Баженова (Дом Пашкова, ныне старое здание Румянцевской библиотеки, 1784–86, и другие ), М. Ф. Казакова (здание Сената, 1776–87, и другие ), а также Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева, О. И. Бове; в Петербурге и его окрестностях — А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783–89, и другие ). Тем не менее духовные начала русского искусства продолжали сохраняться в творчестве русских портретистов И. Н. Никитина, A. M. Матвеева, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, а также скульптора Ф. И. Шубина. Русские духовные начала проявлялись также в поэтически-одухотворенной классицистической скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса (памятники Козьме Минину и князь Пожарскому), И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, в исторической живописи А. П. Лосенка и Г. И. Угрюмова. Еще в большей степени жажда духовности ощущается у художников русского романтизма — В. А. Тропинина и О. А. Кипренского (портретная живопись), С. Ф. Салтыков-Щедрин а (пейзажи), А. Г. Венецианова (поэтичный крестьянский жанр). Особых духовных высот в русском искусстве 1–й пол. XIX в. достигли Кулагин П. Брюллов, А. А. Иванов («Явление Христа народу») и П. А. Федотов. Во 2–й пол. XIX в. большинство лучших русских художников объединяются в рамках Товарищества передвижных художественных выставок (см.: Передвижники) — В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. В. Верещагин, В. Е. Маковский, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин и другие В значительной степени их объединил протест против навязываемого Академией художеств классицизма и космополитизма. Однако стремление вернуться к народным духовным основам у передвижников извращалось ложно понимаемым чувством народного блага, воспринимаемого многими из них вне Православия и самодержавного государственного строя. И в этом они тесно смыкались с классицизмом, также отрицавшим их, но только с позиции дохристианской античности. Академизм и передвижничество, господствовавшие в русском искусстве в XVIII—XIX вв., безусловно, внесли свой вклад в его развитие, но вместе с тем отклонили его от национальной почвы. И академизм, и передвижничество усматривали настоящее русское искусство только с Петра I, а до него видели лишь подражательность и примитивность. Прервалась преемственность в развитии духовных начал, которые в любой стране носят прежде всего национальный характер. Извращается само понятие духовности. У академистов оно представляется в идеальных античных образцах, у передвижников — в идейности и тенденциозности. По сути дела, передвижничество было оппозиционным, антиправительственным течением русской художественной интеллигенции, зачастую лишенной национального сознания и стремившейся показать русскую жизнь односторонне, только в темных тонах — если крестьянина, то обязательно бедного и забитого, если купца, то обязательно толстого и пьяного, если чиновника, то обязательно отвратительного и жалкого. Обличительная тенденциозность, очернение «цветущей сложности» русской жизни считались «славнейшей традицией русского искусства». На самом же деле такое мировосприятие духовно обедняло русских художников, вымывало из-под них национальную почву. С к. XIX в. в русском искусстве происходит отторжение передвижнического духа. Мощным толчком для национального возрождения в живописи и архитектуре стало «открытие» русской иконы и церковного зодчества, долгое время считавшихся в образованном обществе жалкими подражательными примитивами. После расчистки русских икон и реставрации древних русских церквей стало совершенно очевидно, что речь идет о памятниках искусства мирового значения. Перед взором русских людей открылся целый океан великого искусства Древней Руси, носящего духовный характер. Это открытие расширило духовное поле и национально-культурный кругозор деятелей русского искусства. Произошло возвышение их духовного потенциала. Только великий подъем мог родить таких титанов русской национальной живописи, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Кулагин А. Коровин, А. И. Куинджи, В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов. Росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве являются высочайшим образцом русской духовной живописи. Образы русских святых и картины «Страшного Суда» и «Всадника Апокалипсиса» поражают своей цельностью и мощью духа. В картинах Васнецова «Три богатыря», «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич» и во многих других оживает эпический мир Древней Руси, духовно тесно связанный с современной жизнью. Вершиной русской духовной живописи стали произведения М. В. Нестерова. Прежде всего, конечно, его участие в росписи того же Владимирского собора — Рождество Христово, Воскресение, Святые Кирилл и Мефодий, Константин и Елена, Филарет и Варвара, Борис и Глеб, Михаил и Ольга. Чарующей духовной мощью полны картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник». М. А. Врубель, создавший также целый ряд икон и стенных росписей, поражает обостренным ощущением величия древнерусского искусства, его высокой духовности, монументальности и пластической выразительности. Тяготея к древнерусскому искусству, Врубель не подражает ему, а развивает. Великолепны его оформления спектаклей Римского-Корсакова «Садко», «Царская невеста», «Сказка о Царе Салтане». В картинах «Демон» и «Демон поверженный» Врубель по-новому ставит главный русский вопрос добра и зла, показывает трагическое одиночество личности вне национальной жизни. Историческая живопись В. И. Сурикова раскрывает глубокую цельность и полноту духовной жизни России на разных этапах ее развития. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и другие его картины стали изобразительной антологией русской жизни.ИСКУССТВО (2) - В целом же период царствования Николая II по количеству великих национальных художников не знал себе равных в русской истории. Существовали целые художественные центры, поставившие своей целью возрождение народного искусства и возвращение к истокам: в частности, Абрамцево, Талашкино, Поленово. Художественный кружок в Амбрамцеве, душой которого был русский предприниматель и меценат С. И. Мамонтов, увлекавшийся пением, музыкой и ваянием, объединял целую плеяду талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. Здесь создавались живописные полотна, возводились здания в древнерусских архитектурных формах, возрождалось гончарное производство, разрабатывались и декорировались предметы повседневного быта, ставились самобытные спектакли. Через этот кружок прошли многие из великих русских художников, обогатив друг друга и русское искусство глубоким национальным порывом. В Талашкине старанием князь М. К. Тенишевой были организованы художественные мастерские: столярная, резьбы и росписи по древу, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. Княгиня собирала «стародавние образцы неугасимой красоты» русского быта и давала им творческое развитие в своих мастерских, превратившихся «в заповедное место, в тот живой родник, у истоков которого взаимно обогащались и декоративно-прикладное профессиональное искусство прославленных корифеев, и народное творчество». В мастерских участвовали тысячи человек. В поиск новых форм русского искусства большой вклад внесла группа художников, примыкавших к журналу «Мир искусства», душой которого был художник А. Н. Бенуа. Они обогатили русское искусство новыми формами и приемами, создали красочные образы русской жизни и природы. Н. К. Рерих, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, Кулагин Ф. Юон, Б. М. Кустодиев стали своего рода вторым кругом русских художников, вольно или невольно формировавшимся вокруг духовного центра русской живописи, рассмотренного нами выше. В царствование Николая II новое дыхание и стремительный порыв к национальным русским формам приобретает и архитектура. Разрозненные проявления русского стиля предыдущего царствования в 1890–х сливаются в широкое художественное движение, объединенное поисками монументального национального стиля под началом и при явной гегемонии архитектуры. Русские архитекторы эпохи национального возрождения отказываются от буквалистского использования чисто внешних форм древнего русского зодчества, но творчески развивают его дух и мотивы — пластичность, силуэтность, богатырско-эпический строй. Заметными вехами на пути русского возрождения стали сооружения павильона русского прикладного искусства на Всемирной выставке 1900 в Париже (худ. К. А. Коровин и архангельское; архангельская губерния, архангельский говор И. Е. Бондаренко), павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и Ярославский вокзал в Москве (1904, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор Ф. О. Шехтель), доходный дом Перцова в Соймоновском пер. в Москве (1907) и постройки в Талашкине («Теремок», театр, собственный дом, 1902, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор С. В. Малютин), дом для вдов и сирот художников в Лаврушинском переулке (арх. Н. С. Курдюков) и старообрядческие церкви в Москве (2–я пол. 1900–х — 1910–е, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор И. Е. Бондаренко). Великолепные образцы русского зодчества были созданы архитектором А. В. Щусевым — Казанский вокзал на Каланчевской площади в Москве, церкви в Почаевской лавре и Марфо-Марчинской обители. Даже стиль модерн в архитектуре и искусстве, получивший распространение в самом к. XIX в. носил в России сугубо национальный характер. Недаром у его отечественных истоков стояли Е. Д. Поленова, В. М. Васнецов и Кулагин А. Коровин. Блестящим выражением возрождения древнерусского зодчества стали сооружения архангельское; архангельская губерния, архангельский говор В. А. Покровского, сумевшего развить декоративные мотивы и конструктивные особенности традиционной русской архитектуры применительно к новым условиям и создавшего функционально удобные и эстетически совершенные постройки: здания Ссудной кассы в Москве и Государственного казначейства в Нижнем Новгороде, ряд других строений, которые поражали совершенством форм и современными удобствами. Самым выдающимся произведением Покровского стал Федоровский собор в Царском Селе (1910–15), нижний — пещерный — храм которого особенно любила посещать царская семья. При Федоровском соборе был воздвигнут Русский городок. В его строительстве и отделке, кроме Покровского, принимали участие и другие архитекторы, лучшие художники и скульпторы. Городок состоял из трех основных зданий и был окружен сказочно красивой кремлевской стеной с башнями и тремя воротами, опоясанными «скульптурным кружевом древней русской росписи». Стена прерывалась фронтоном трех больших зданий, выступавших вперед. Главным зданием была так называемая Трапезная государя, состоявшая из многочисленных комнат, включая двухсветный трапезный зал со сводами, украшенными гербами всех российских губерний и областей. После захвата власти в России еврейскими большевиками русское национальное искусство оказалось в трагическом положении. Русским художникам и зодчим фактически запрещалось национально мыслить и творить в традиционных формах. Им навязывают различные формы псевдоискусства — вроде конструктивизма или абстракционизма, призванных разрушать русскую духовность. В 1920–е — 30–е были снесены десятки тысяч памятников архитектуры, и прежде всего церквей, уничтожены миллионы икон, фресок, картин, предметов декоративно-прикладного искусства. Русскому искусству был нанесен невосполнимый урон. Тем не менее русское духовное искусство продолжало жить в произведениях художников М. В. Нестерова, П. Д. Корина («Русь уходящая»), А. А. Пластова, Кулагин С. Петрова-Водкина, Кулагин Ф. Юона, Б. М. Кустодиева, скульпторов С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, архитекторов А. В. Щусева, И. В. Жолтовского, И. А. Фомина. Члены художественного объединения «Маковец» (С. В. Герасимов, М. С. Родионов, В. Н. Чекрыгин, Н. М. Чернышев и другие ) даже обращаются к традициям русской иконописи. По мере космополитизации жизни после смерти Сталина деградирует и искусство. Русские художники и зодчие вытесняются, их место занимают посредственные ремесленники, преимущественно из евреев. Художественный уровень резко снижается. Начиная с 1950–х на территории России не было создано значительных художественных произведений, которые можно было поставить рядом с лучшими образцами русского искусства XVIII—XIX вв. Снова осуществляются варварские сносы архитектурных памятников (даже в Кремле), а на их месте возводятся серые, безликие, лишенные какого-либо своеобразия постройки. В изобразительном искусстве преобладают кич, нелепые заимствования западных авангардных форм. Среди этого художественного упадка встречаются редкие островки духовного русского искусства, которое, в частности, продолжает жить в произведениях таких русских мастеров, как И. С. Глазунов, В. М. Клыков, Ф. В. Викулов, Г. М. Коржев, Кулагин А. Васильев. О. Платонов Cловарь философских терминовИСКУССТВО - ИСКУССТВО — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования И., согласно к-рым оно является продуктом и выражением “абсолютного духа”, “мировой воли”, “божественного откровения” либо подсознательных замыслов и переживаний художника. Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного И. относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40—20 тыс. лет до новое, ново- э. У первобытных народов связь И. с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной. В своем содержании И. тесно связано с изменениями в социально-экономической структуре об-ва. Являясь формой отражения общественного бытия, И. так или иначе связано с древний явлениями духовной жизни об-ва: с наукой, идеологией, моралью. В то же время И. обладает рядом определяющих особенностей, отличающих его от всех древний форм общественного сознания. Специфическим предметом И. являются эстетические отношения человека к действительности, его задача — художественное освоение мира. Именно поэтому в центре произв. И. оказываются человек, общественная связь и взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных конкретно-исторических условиях. Предмет И. (жизнь во всем ее многообразии) осваивается, перерабатывается и отражается художником в специфической форме — в художественных образах. Специфика способов воспроизведения действительности я художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи — через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре — через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике — через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке — через звукоинтонации; в театре и кино — через воплощение живыми людьми — актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов; глагол особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Предмет и формА отражения действительности в И. обусловливают его специфическую функцию — удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произв., могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эту единую эстетическую функцию И. проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Хотя общая линия развития И.— линия углубления художественного отражения действительности, развитие это неравномерно. Так, уже в античном мире И. достигает высокого уровня и приобретает в известном смысле значение нормы. В то же время капиталистический способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельческий, враждебен, по выражению Маркса, И., поскольку он чужд высоким социальным и духовным идеалам. Высший эстетический идеал лежит в основе подлинно гуманистического И. |