Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

драма

Большой энциклопедический словарь

АБСУРДА ДРАМА - течение в западноевропейской драматургии и театре 2-й пол. 20 век Представляет мир как абсурд. Отображает пессимизм, некоммуникабельность, предчувствие гибели. Поступки, речи персонажей алогичны, фабула разрушается. Создатели - С. Беккет, Э. Ионеско (Франция).
ДРАМА - ( греческий drama, букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О`Нил, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Максим Горький; слово из произведений Максима Горького , А. В. Вампилов и другие 2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой ("Бесприданница" А. Островского, "На дне" М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА - вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии). Инсценировка отдельных эпизодов Евангелий, позднее - Ветхого Завета и другие
МЕЩАНСКАЯ ДРАМА - жанр драматических произведений, распространенных в 18 век В противовес классицистской драме воспроизводила жизнь мещанских кругов в драматических конфликтах морального и социально-бытового характера.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - 1) одно из ранних названий оперы, в 19 век вышедшее из употребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с "Лоэнгрина" (1848), стремился осуществить идею музыкальной драмы.3) Драматическое произведение, в котором видное место занимает музыка; такие музыкальные драмы в средние века создавались в Индии, Китае, некоторых европейских странах; распространены в Ср. Азии.
АВАРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя Г. Цадасы, основан в 1935 в Махачкале, до 1963 драматический термин театральный Актеры: З. Набиева, Б. Инусилов, М. А. Абдулхаликов, П. Х. Хизроева, С. М. Меджидова и другие Главный режиссер Х. А. Абдугапуров (с 1971).
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя М. Азизбекова, основан в Баку в 1920, с 1957 академический.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - смотрите также Приморский драматический термин театральный
ВОРОНЕЖСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя А. В. Кольцова, основан в 1802 как Воронежский публичный театр, с 1978 академический. Актеры: С. И. Папов, А. П. Чернов, Л. С. Броневой, Р. А. Мануковская, Л. А. Кравцова, В. А. Соколов и другие Режиссеры: В. М. Энгелькрон, Г. Б. Дроздов, А. В. Иванов (с 1987). Спектакли: "Татуированная роза" А. А. Арбузова (1985), "Женитьба" Н. В. Гоголя (1987), "Самоубийца" Н. Р. Эрдмана (1989) и другие
ДРАМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ - русский литературно-театральный альманах, составленный П. Н. Араповым; вышел в Москве в 1850. В издании представлены биографические очерки о русских актерах с многочисленными иллюстрациями, а также произведения Ф. В. Ростопчина, Р. М. Зотова, В. Р. Зотова и другие
КАЗАНСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имени В. И. Качалова, ведет начало с 1791. Актеры: В. И. Качалов (1897-1900), Е. Е. Жилина, Н. И. Якушенко, Ф. В. Григорьев, Г. П. Ардаров, М. Н. Преображенская, Е. А. Кузин, В. В. Кешнер, Ю. С. Федотов, Е. Е. Ненашева и другие Художественные руководители: П. М. Медведев, И. Н. Певцов, И. А. Ростовцев и другие Спектакли: "Дело" А. В. Сухово-Кобылина (1987), "Смерть в усадьбе" по А. П. Чехову, "Приглашение в замок" Ж. Ануя (оба 1991) и другие
КАЛМЫЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1936 в Элисте, до 1992 драматический термин театральный Актеры: У. Б. Лиджиева, Б. Б. Мемеев, Б. Г. Очиров, С. Б. Ямкулов, И. А. Уланов, А. Т. Сосыков и другие Спектакли: "Клейменные годы" В. Нурова (1990), "Где же ты, корова?" Б. Манджиева и С. Мучиряева (1991) и другие
КАЛУЖСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имени Анатолия Владимировича Луначарского, основан в 1777.
КИЕВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имени Леси Украинки. Ведет начало от театра Соловцова (1891). Открыт в 1926, с 1966 академический.
КИЕВСКИЙ УКРАИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя И. Я. Франко, основан в 1920 в Виннице. С 1923 в Харькове, с 1926 в Киеве, с 1940 академический.
КИРГИЗСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - создан в 1941 во Фрунзе (ныне Бишкек) на основе 1-го Киргизского профессионального драматического театра (1930), с 1970 академический.
КОМИ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имени В. А. Савина, основан в 1936 в Сыктывкаре.
КОСТРОМСКОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имени Алексея Николаевича Островского, ведет начало с 1808. Постоянное здание с 1963.
КРАСНОДАРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имени Максима Горького, открыт в 1920.
КРЫМСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя М. Горького, основан в Симферополе в 1921. В 1932 присвоено имя М. Горького. С 1979 академический.
КУМЫКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя А. П. Салаватова, основан в 1930 в Махачкале.
ЛАКСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1935. Работает в Махачкале. Актеры: М. М. Мусаалаев, Ш. Д. Ибрагимова, С. М. Магомедов, Г. Д. Бутаев и другие Художественный руководитель В. А. Эфендиев (с 1989). Спектакли: "Чинарский манифест" А. В. Чхаидзе (1988), "Волчья свадьба" Кулагин Мазаева (1993) и другие
ЛЕЗГИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1906. С 1949 в Дербенте. Актеры: С. А. Агабалаев, С. Т. Велиханов, А. С. Сайдумов, А. Г. Махсудов и другие Художественный руководитель Э. С. Наврузбеков (с 1990). Спектакли: "Одинокая" Т. Минуллина (1981), "Утиная охота" А. В. Вампилова (1981), "Санитар" Наврузбекова (1991), "Каратист" И. Магомедова (1992) и другие
ЛИПЕЦКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - областной, основан в 1921 как первый Советский драматический театр, с 1994 академический. Актеры: М. С. Селянин, А. Н. Титков, А. П. Асторина, Ю. И. Ганина, Кулагин А. Шитова, С. П. Погребняк и другие Главный режиссер В. М. Пахомов (с 1977). Спектакли: "Дядя Ваня" (1983) и "Вишневый сад" (1992) А. П. Чехова, "Без вины виноватые" А. Н. Островского (1992) и другие
ЛЬВОВСКИЙ УКРАИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя М. Заньковецкой, создан в 1922 в Киеве. Ведет начало от Народного театра под руководством П. Кулагин Саксаганского (1918). До 1931 был разъездным, затем работал в Запорожье. С 1944 во Львове. С 1970 академический.
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - на Малой Бронной, основан в 1946 под названием Московский драматический театр, с 1965 современное название. Наиболее значительный период связан с именем режиссера А. В. Эфроса (1967-84); постановки: "Человек со стороны" И. М. Дворецкого (1971), "Брат Алеша" В. С. Розова (1972, по Ф. М. Достоевскому), "Дон Жуан" Мольера (1973), "Женитьба" Н. В. Гоголя (1975), "Месяц в деревне" И. С. Тургенева (1977) и другие с участием актеров Л. С. Броневого, Н. Н. Волкова, Л. Кулагин Дурова, О. М. Яковлевой и другие Среди последних постановок: "Пучина" А. Н. Островского, "Король Лир" У. Шекспира (обе 1992), "Идиот" Ф. М. Достоевского (1995).
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя Кулагин С. Станиславского, основан в 1935 как Оперно-драматическая студия под руководством Станиславского, с 1943 Оперно-драматический театр, с 1948 современное название. Главный режиссер в 1950-63 - М. М. Яншин, в 1977-80 - А. А. Попов. Спектакли: "Взрослая дочь молодого человека" В. И. Славкина (1979), "Сирано де Бержерак" Э. Ростана (1980), "Лысый брюнет" Д. Гинка (1991) и другие Актеры (в разные годы): Г. И. Бурков, Е. Я. Урбанский, А. Л. Филозов, Е. С. Никищихина и другие
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя Н. В. Гоголя, создан в 1938 на базе передвижного Московского театра транспорта (основан в 1929) под названием Центральный театр транспорта. С 1959 современное название. Главный режиссер в 1965-87 Б. Г. Голубовский, с 1987 - С. И. Яшин. Спектакли: "А этот выпал из гнезда" Д. Вассермана (1983, по Кулагин Кизи), "После грехопадения" А. Миллера (1990) и другие Актеры (в разные годы): Б. П. Чирков, С. М. Брагарник и другие
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя А. С. Пушкина, организован в 1950 на основе Камерного театра (создан А. Я. Таировым в 1914). С 1987 главный режиссер Ю. И. Еремин. Постановки: "Одержимые" А. Камю (1988, по "Бесам" Ф. М. Достоевского), "Эрик" А. Стриндберга (1922) и другие Актеры (в разные годы): О. А. Викланд, Л. О. Гриценко, В. В. Алентова и другие
МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1975. Организатор и главный режиссер 1975-78 В. М. Монюков, в 1975-88 В. В. Ланской. С 1989 художественный руководитель - Б. А. Львов-Анохин. Спектакли: "Старый дом" А. Н. Казанцева (1978), "Орленок" Э. Ростана (1991), "Опасные связи" Кулагин Хэмптона по Ш. де Лакло (1992) и другие
ОРЛОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя И. С. Тургенева, областной, основан в 1815 графом С. М. Каменским как крепостной театр, с 1835 называется Орловским драматическим театром, с 1949 имя Тургенева. Актеры: В. Н. Давыдов, А. И. Погонин, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, П. С. Воробьев, А. А. Магдалинин, А. А. Поляк, Т. Е. Попова, А. В. Максимов и другие Главные режиссеры: В. А. Крамолов-Словахотский, М. М. Ляшенко, Х. А. Горин, художественный руководитель Б. Н. Голубицкий (с 1987). Спектакли: "Провинциалка" (1988), "Дым" (1990) и "Завтрак у предводителя" (1991) по И. С. Тургеневу, "Без вины виноватые" А. Н. Островского (1991), "Буря" У. Шекспира (1992) и другие
ПСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя А. С. Пушкина, областной, основан в 1906 как труппа Народного дома имя Пушкина. Актеры: М. А. Горская, Л. И. Крамер, И. С. Криворучко, Ю. М. Новохижин, В. А. Порошин и другие Художественные руководители: В. В. Бухарин, В. И. Радун (с 1975). Спектакли: "Псковитянка" Л. А. Мея (1978), "Роза и крест" А. А. Блока (1984), "Гнездо глухаря" В. С. Розова (1987), "Последние" М. Горького (1987), "Факультет ненужных вещей" по Ю. О. Домбровскому (1990), "Чайка" А. П. Чехова (1992) и другие
СМОЛЕНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - ведет начало от общественного театра (1780). Профессиональный театр возник в нач. 19 век , постоянный - в 1919.
ТАГАНРОГСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя А. П. Чехова, основан в 1827.
ТБИЛИССКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя А. С. Грибоедова, создан в 1932. Ведет начало с 1845 от первого русского профессионального драматического театра в Тбилиси.
ТВЕРСКОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - областной, основан в 1921 как Тверской №1 театр Российской Федерации. Актеры: И. П. Лобанов, Н. В. Гончарова, А. М. Вольская, Н. В. Хонина, А. А. Чуйков и другие Главные режиссеры Г. А. Георгиевский (в 1941-65), В. А. Ефремова (с 1974). Спектакли: "Вишневый сад" А. П. Чехова (1975), "Любовь под вязами" Ю. О`Нила (1984), "Бесприданница" А. Н. Островского (1992) и другие
ТУЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя М. Горького, основан в 1777.
ФИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1932 в Петрозаводске.
ХАРЬКОВСКИЙ УКРАИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя Т. Г. Шевченко, основан в 1922 в Киеве Л. С. Курбасом. С 1926 в Харькове, до 1935 назывался "Березiль", с 1947 академический. Среди первых актеров - А. М. Бучма, А. И. Сердюк, В. Н. Чистякова, Л. М. Гаккебуш.
ЧУВАШСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя Кулагин В. Иванова, основан в 1918 в Казани как Чувашский советский передвижной театр, с 1920 в Чебоксарах, с 1933 академический.
ШВЕДСКИЙ КОРОЛЕВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1788 в Стокгольме как придворный термин театральный Ведущий театр страны.
ЭСТОНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в Таллинне в 1916, в 1952-89 имени В. Кингисеппа, с 1957 академический.
ДРАМАТУРГИЯ - 1) совокупность драматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи; 2) теория драмы; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального или кинематографического произведения: "драматургия спектакля", "драматургия фильма".

Словарь русского языка С. И. Ожегова

драма - литературное произведение такого рода с серьезным сюжетов, но без трагического исхода Драмы Чехова.
» драма - драма Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене
» драма - драма тяжелое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания Пережить драму. Семейная дательный падеж или дюйм
драматизировать - сделать (делать) драматичным, наполнить (-нять) драматизмом (в значении №2) Д. события.
» драматизировать - драматизировать переделать (-лывать) какое-нибудь произведение, придавая ему форму драмы (в значении №1)
драматизм - напряженность действия, свойственная драме (в значении №2) Пьеса, полная драматизма.
» драматизм - драматизм крайняя напряженность, тяжесть положения, обстоятельств Д. омоложения.
драматический - посмотрите также драма
» драматический - драматический напыщенный, деланный Драматические жесты.
» драматический - драматический О голосе певца: сильный, немного резкий по тембру Д. тенор.
» драматический - драматический полный драматизм N2, тяжелый Д. исход.
драматичный - тоже, что и драматический (в значении №3) Д. случай.
драматург - писатель - автор драматических произведений
драматургия - драматическое искусство; теория построения драматических произведений Курс драматургии.
» драматургия - драматургия сюжетно-образная основа спектакля, фильма Напряженная дательный падеж или дюйм пьесы.
» драматургия - драматургия совокупность таких произведений Русская классическая дательный падеж или дюйм Советская дательный падеж или дюйм

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ДРАМА - женский род театральное сочиненье; сочинение для сцены, для представленья в лицах; она подразделяется на трагедию, собственно; собственный, собственное (имя) драму, комедию и прочее Драматический, к драме относящийся Драматургия женский род искусство сочинять драмы и ставить их. Драматург малый или мужской род писатель драм. Драматургический, к драматургии относящийся.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

драма - смотрите также зрелище, случай
драматург - смотрите также писатель

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ДРАМА - драмы, женский род ( греческий drama - действие) ( слово книжное ).
. . . 1. только единственное число Род литературных произведений, написанных в страдания. Семейная драма. Драма этого писателя в том, что его диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит., термин театральный ). Основные роды литературы - эпос, лирика и драма.
. . . 2. Литературное произведение такого рода с серьезным, но не героическим содержанием (в отличие от комедии и трагедии; литовский , термин театральный ). Драмы Островского.
. . . 3. Кинематографическая фильма больших размеров с рядом захватывающих положений.
. . . 4. Несчастие, тяжелое события, причиняющее нравственные
ДРАМАТИЗАЦИЯ - драматизации, множественное число нет, женский род ( слово книжное ). Действие по глагол драматизировать. Драматизация рассказа Чехова "Хирургия". Приемы драматизации литературных произведений в школе (педаг.).
ДРАМАТИЗИРОВАТЬ - драматизирую, драматизируешь, совершенный вид глагола и совершенная форма , что ( слово книжное ).
. . . 1. Переложить (перелагать) какое-нибудь произведение в драматическую форму.
. . . 2. Представить (представлять), разыграть (разыгрывать) что-нибудь в лицах.
ДРАМАТИЗИРОВАТЬСЯ - драматизируюсь, драматизируешься, совершенный вид глагола и совершенная форма ( слово книжное ). Страд. к драматизировать.
ДРАМАТИЗМ - драматизма, множественное число нет, малый или мужской род ( слово книжное ).
. . . 1. Напряженность действия, положения, свойственная драме (лит.). Комедия полна драматизма. 2. Напряженность, безвыходность (обстановки, положения, обстоятельств). Драматизм создавшейся обстановки заключается в том, что...
ДРАМАТИЧЕСКИЙ - драматическая, драматическое.
. . . 1. Прил. к драма. Драматический термин театральный Драматическое произведение. Драматический актер.
. . . 2. (в качестве кратк. форм употребляется, употребительно, употребительный драматичен, драматична, драматично,). Театральный, деланный, напыщенный. Драматические жесты.
. . . 3. (в качестве кратк. форм употребляется, употребительно, употребительный драматичен, драматична, драматично). Полный драматизма (во 2 значение ). Драматический случай. Драматический финал.
. . . 4. Сильный, мужественный, с нек-рой резкостью тембра, противоположное, в противоположном значении лирический (о голосе певца; встречающееся в музыке; музыкальный термин ). Драматический тенор. Драматическое сопрано.
ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ - лирико-драматическая, лирико-драматическое.
. . . 1. О литературном произведении: с элементами лирики и драмы (лит.). Лирико-драматическая поэма.
. . . 2. О голосе певца, певицы: переходный между лирическим и драматическим (муз.). Лирико-драматический тенор. Лирико-драматическое сопрано.
ДРАМАТИЧНОСТЬ - драматичности, множественное число нет, женский род ( слово книжное ). Отвлеч. имя существительное к драматичный.
ДРАМАТИЧНЫЙ - драматичная, драматичное; драматичен, драматична, драматично. То же, что драматический во 2 и 3 значение Положение чрезвычайно драматично.
ДРАМАТУРГ - драматурга, малый или мужской род ( греческий dramaturges) (лит.). Писатель, к-рый пишет драматические произведения.
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ - драматургическая, драматургическое (лит.). Прил. к драматургия.
ДРАМАТУРГИЯ - драматургии, множественное число нет, женский род ( греческий dramaturgia) (лит.).
. . . 1. Теория, искусство построения драматических произведений. Общий курс драматургии.
. . . 2. Характерные, отличительные черты, приемы драматического творчества (какого-нибудь автора, направления или литературной школы). Драматургия Ибсена.
. . . 3. собир. Совокупность драматических произведений. Испанская драматургия.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

драма - дра́ма -- дра́ма, -ы
драматизация - драматиза́ция -- драматиза́ция, -и
драматизированный - драматизи́рованный -- драматизи́рованный; крайняя форма -ан, -ана
драматизировать - драматизи́ровать -- драматизи́ровать, -рую, -рует
драматизироваться - драматизи́роваться -- драматизи́роваться, -руется
драматизм - драмати́зм -- драмати́зм, -а
драматически - драмати́чески -- драмати́чески
драматический - драмати́ческий -- драмати́ческий
лирико-драматический - ли́рико-драмати́ческий -- ли́рико-драмати́ческий
литературно-драматический - литерату́рно-драмати́ческий -- литерату́рно-драмати́ческий
драматичность - драмати́чность -- драмати́чность, -и
драматичный - драмати́чный -- драмати́чный; крайняя форма -чен, -чна
драматург - драмату́рг -- драмату́рг, -а
драматургический - драматурги́ческий -- драматурги́ческий
драматургия - драматурги́я -- драматурги́я, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

драма -
1. женский род
- - - 1) Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.
- - - 2) а) Один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с самим собой. б) Произведение такого жанра, предназначенное для постановки на театральной сцене; пьеса.
2. женский род Несчастье, тяжелое событие, причиняющее нравственные страдания.
драматизация - женский род Действие по значение глагол : драматизировать.
драматизировать - совершенная форма и совершенный вид глагола переходные
- - - 1) Придавать какому-либо произведению форму драмы (1*2); усиливать конфликтность в развитии характеров, описываемых событий.
- - - 2) в переносном значении Преувеличивать тяжелую, мрачную сторону каких-либо событий, обстоятельств и тысяча п.
драматизироваться - совершенная форма Страд. к совершенная форма глагол : драматизировать.
драматизм -
1. малый или мужской род Напряженность действия, положения, свойственная драме (1*).
2. малый или мужской род Напряженность, безвыходность обстановки, положения, обстоятельств.
драматик - малый или мужской род устаревший, устаревшая форма То же, что: драматург.
драматист - малый или мужской род устаревший, устаревшая форма То же, что: драматург.
драматически - наречие
- - - 1) Как свойственно драме (1*), как характерно для нее.
- - - 2) Характеризуясь драматизмом (1*).
- - - 3) Театрально, напыщенно.
драматический - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : драма (1*), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный драме (1*), характерный для нее.
- - - 3) в переносном значении Рассчитанный на внешний эффект; театральный, напыщенный.
- - - 4) Характеризующийся драматизмом (1*).
- - - 5) Сильный, мужественный, с некоторой резкостью тембра и более низкий в отличие от лирического (о голосе певца, певицы).
лирико-драматический - прилагательное
- - - 1) Сочетающий элементы лирики и драмы (о литературном произведении).
- - - 2) Переходный между лирическим и драматическим (о голосе певца, певицы) (в музыке).
литературно-драматический - прилагательное Связанный с драматической литературой (2).
драматично - наречие
- - - 1) Характеризуясь драматизмом.
- - - 2) Театрально, напыщенно.
драматичность - женский род Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : драматичный (1).
драматичный - прилагательное
- - - 1) Характеризующийся драматизмом (2*).
- - - 2) Рассчитанный на внешний эффект; театральный, напыщенный.
драматург - малый или мужской род Писатель, который создает драматические произведения.
драматургически - наречие С точки зрения драматургии (1).
драматургический - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : драматургия (1), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный драматургии (1), характерный для нее.
драматургичный - прилагательное Такой, который обладает качествами, присущими драме (1*2).
драматургия - женский род
- - - 1) Искусство создания, написания драмы (1*2).
- - - 2) Совокупность драм (1*2), созданных каким-либо драматургом, в какую-либо эпоху, в какой-либо стране и тысяча п.
- - - 3) Сюжетно-композиционная основа спектакля, фильма, музыкального произведения и тысяча п.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ (1) - русский национальный профессиональный драматический театр с момента своего возникновения в сер. XVIII в. был плотью от плоти многовековой, прочно сложившейся отечественной культуры. Русская сцена возникла и развивалась на основе православного мироотношения и высоких идеалов русской цивилизации. Реализм, идейность, народность — коренные особенности нашего театра, стремившегося отражать жизнь в ее главных проявлениях, верного канонам правдоискательства и добротолюбия, нравственной взыскательности и веры в Богоустановленное назначение человека. В лучших своих произведениях, в искусстве своих корифеев театр стремился идти от жизни, а не от сцены. Как и русская литература, театр был сосредоточен на поисках человеком смысла своего бытия, защищал идеалы человечности, одухотворенной любви и братского единства людей. Родина и народ, мир и человек, их духовный свет и нравственный идеал — вот вызревшая в недрах народного сознания мера оценки уровня отечественной литературы и театра. О назначении искусства напряженно размышляли наши классики. «Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства», — писал Н. В. Гоголь. Л. Н. Толстой в статье «Что такое искусство» утверждал, что искусство не игра и не развлечение, «не есть наслаждение, а есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах... Искусство должно сделать то, чтобы чувства братства и любви к ближним, доступные теперь только лучшим людям общества, стали привычными чувствами, инстинктом всех людей... Назначение искусства в наше время — в том, чтобы... установить на место царствующего теперь насилия то царство Божие, то есть любви, которое представляется всем нам высшей целью человечества... Задача христианского искусства — осуществление братского единения людей». Изначально сильны были в нашем театры мотивы, типичные для русского сознания — темы совести, справедливости и милосердия, терпения и надежды. В этом смысле красноречиво содержание одного из первых спектаклей основателя русского театра Ф. Г. Волкова, точно выраженное в его заглавии — «О покаянии грешного человека». Изначально в традиции русского национального театра укоренился пафос патриотизма, любви к Отчизне-матери. «Любовь к Отечеству есть первая добродетель», — провозглашал драматург А. П. Сумароков, вместе с Ф. Г. Волковым закладывавший фундамент нашей сцены. Историческая реальность опровергает распространяемое антирусскими театроведами (но никак научно не доказанное) мнение, будто наш театр произошел от скоморошьих игрищ, праздничных увеселений и потешных обрядов языческого толка. Исстари скоморошьи игрища воспринимались на Руси настороженно, а то и враждебно. Не без основания считалось, что подобные игрища и «глумления» — «вредят душе». По той причине — сошлемся на средневекового автора, — что «там слова постыдные и дела постыднейшие, и таковые же прически, и таковые же походки, и одежды, и возгласы, и поступки, и попросту все исполненное конечного стыда». Такого рода представления именовались в старину «позорищами». Характерны и летописные указания на «латинский» костюм скоморохов и другие их признаки, чуждые русской почве. По компетентному мнению известного историка А. Н. Веселовского, «на Руси скоморохи — захожие люди». И отвергали их не только Церковь и правительство, но и общественность. Тот же Веселовский писал: «Светские люди в сущности сходились с церковной оценкой скоморохов, не доходя лишь до крайностей ее практических выводов». Взращенная Православием природно-национальная русская культура утверждала представления об абсолютной ценности человеческой личности и общий для всех нравственный кодекс, основанный на чувстве вины и голосе совести. Нашу культуру нередко называют культурой совести. В русском театре, как и в культуре в целом, были укоренены каноны целомудрия и чистоты. Он, конечно, произошел не от потех, исполненных «конечного стыда», а от театра «школьного», возникшего и развившегося в России при духовных учебных заведениях в 1-й пол. XVIII в. И эстетика русской сцены тесно связана с его нравственными, духовными основами. Естественность, органическую простоту русская театральная традиция всегда ценила и в эстетической новизне, в любых исканиях и экспериментах художника. При этом вопрос об отношениях искусства и действительности виделся в такой их взаимосвязи, когда почти не улавливаются различия, граница между ними. К примеру, зритель новое, ново- XX в., посещая новаторские по тому времени чеховские спектакли Московского Художественного театра, ощущал себя не в театре, а «в гостях у сестер Прозоровых». Русский театр в лучших своих образцах представал «растеатраленным», игровое начало как бы гасилось в нем, отступало на второй план. Влияла коренившаяся в народной культуре неприязнь к подражательству, обезьянству, лицедейству, к проявлениям неискренности (лицемерию) в любой форме. «Ряжение» вызывало недоверие. Один из исследователей русского фольклора замечал: «Переряживание (отнюдь не перевоплощение как таковое, тысяча  е. не любого типа перевоплощение) осознавалось в народе как акт нечистый, греховный. Предположительно такая его оценка коренится в «перекличках» ряжения с оборотничеством персонажей народной демонологии». И «маска» отчасти понималась как опасный объект. Уважалась подлинность, ибо имелась органическая убежденность в том, что явления человеческого духа — не игра. Такую сценическую эстетику еще в XVIII в. формировали А. П. Сумароков и Ф. Г. Волков. «Старайся... чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить, что будто не игра то действие твое, но самое тогда случившись бытие», — требовал от актеров Сумароков. Выдающийся театральный деятель следующего поколения П. А. Плавильщиков настаивал на том, что «отечественность в театральном сочинении... должна быть первым предметом», он видел в «зрелище» нравоучительное «подобие истинных происшествий». И великий артист XIX в. М. С. Щепкин не случайно призывал «всегда иметь в виду натуру». Разницу между механически передающим, передразнивающим чувства исполнителем и «сочувствующим артистом» он видел в том, что «там надо подделаться, здесь надо сделаться». Философской основой русского театрального реализма становились принципы, формировавшиеся в недрах классической культуры. По слову А. С. Пушкина, «выдумать форму нельзя, ее надо взять из того, что существует». В отличие от европейской сценической традиции в русском театральном каноне изображение жизни предполагало соответствие не только ее сути, но и сообразность (что не исключает приемов гиперболизации, фантазии) ее естественному лику, ее чувственным формам, соприродным органическому бытию (и быту!) человека. Не забывали, что в центре спектакля — реальная живая личность: актер. Православное сознание русских художников создавало эстетику на основе доверия тому, что создано Богом — миру и человеку. Эту коренную особенность нашего театра отстаивали и развивали лучшие его представители на протяжении столетий. Великий режиссер XX в. Вл. И. Немирович-Данченко настойчиво призывал: «Не надо забывать, что именно наше русское искусство обладает всеми качествами настоящего высокого и глубокого реализма — чертами, которые не могут охватить ни французская декламационность, ни немецкая напыщенность, — это самая глубокая простота... Это, может быть, самая глубокая и основная черта русского искусства... На этой простоте базируются самые лучшие наши актеры». Поколения русских артистов передавали друг другу как самое дорогое достояние чувство правды, сосредоточенность на нравственной природе человека, на его психологии, естественность в выражении чувств. Заветы корифея московского Малого театра Щепкина были прямо восприняты Художественным театром. «Не только дорогие воспоминания связывают нас с Малым театром, нас тесно сближают еще и общие основы нашего искусства, унаследованные от Щепкина и его великих союзников... Мы дух от духа и плоть от плоти Малого театра и гордимся этим», — писал величайший гений мировой театральной культуры Кулагин  С. Станиславский. Основатели «режиссерского театра» — МХАТа — не раз подтверждали, что первым лицом в спектакле является актер, то есть человек. И главное на сцене — «жизнь человеческого духа». В конце своей жизни Немирович-Данченко напомнит своим ученикам: «Весь театр существует для познания человеческого». Так складывалась отечественная сценическая традиция: на подмостках русской сцены торжествовало искусство, которое пренебрегало фантасмагорией маскарадности, узорчатостью игры, звонами шутовских бубенцов, эстетскими пряностями и чарами отвлеченной театральности. Цель, смысл и поэзия творчества виделись в ином: не блеск внешних форм, не лицедейство, а обнаженность правды, человеколюбие, душевность, гражданственность художника, призванного зорко различать добро и зло. На сцене русскому зрителю были интересны не ряженые, а люди, не раскрашенные маски, а живые души. Маски же, если и возникали (как форма человеческого поведения), то лишь для того, чтобы быть сорванными. Русскому театру присущи традиционно глубокие связи со Словом, с Глаголом — и в пушкинском его понимании, и в том смысле, о котором говорилось, например, в «Российской грамматике» (XVIII в.) А. А. Барсова: Глагол показывает «состояние лица или вещи, то есть бытие, действие или страдание». Писатель А. Н. Толстой проницательно заметил: «В русском народе всегда преобладало чувство слова над чувством жеста. Это впоследствии определило путь русского театра — в глубь психологического переживания». Прочная связь литературы и театра в России выразилась и в том, что почти все крупные русские литераторы были одновременно и драматургами. Огромное воздействие на театр оказали произведения, ставшие классическими: «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова, грандиозный мир произведений А. Н. Островского, драматические трилогии А. К. Толстого и А. В. Сухово-Кобылина, пьесы Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, позднее — Л. М. Леонова, В. С. Розова. Большой мир классики помогал раздвигать идейные, духовные горизонты сцены. Исключительно важное значение в истории русского (и мирового) театрального процесса имели реформы, предпринятые Станиславским и Немировичем-Данченко. Основанный ими в 1898 Художественный театр противостоял тенденциям разрушения и распада культуры, наступлению декадентства и модернизма, характерным для «серебряного века». Программа МХТ отразила стремление к восстановлению культурных связей, надорванных временем, к собиранию почвенных традиций и нравственной целостности. На более высоком, чем прежде, уровне осмыслялись внеэстетические функции искусства и сценическая поэтика. Театр на новом этапе сам обрел качественно иное единство — он стал режиссерским. Первым таким театром в России и явился московский Художественный термин театральный На его подмостках Станиславский и Немирович-Данченко осуществили еще один мощный прорыв в пространство сценического реализма, в глубины художественной правды и «жизни человеческого духа». «Расширять сценическую картину до картины эпохи» — один из главных канонов МХТ в подходе к театральному воплощению жизни. Сверхзадача творчества усматривалась в содействии духовному обновлению мира, в борьбе за «очищение души человечества», в воспитании у людей стремления «жить лучшими чувствами и помыслами души». В противовес зрелищному, постановочно изощренному, забавляющему искусству МХТ строился как театр идейный и нравственно учительный. В реформе Станиславского и Немировича-Данченко внимание к литературе, к Слову имело фундаментальное значение. МХТ имел славу не только первого режиссерского театра, но и образцового литературного театра. «Слово становится венцом творчества, оно же должно быть и источником всех задач», — писал Немирович-Данченко. Он же требовал изучать не только конкретную пьесу, но и «лицо автора». Слово, внимание к нему — одна сторона русской театральной эстетики. Не менее важна и другая. «От избытка сердца говорят уста», — сказано в Писании. Наш театр — не только прибежище разума, «кафедра» знаний, но и школа нравственных чувств: «Глаголом жги сердца людей» (курсив мой. — М. Л.). Такой взгляд на назначение и природу искусства был связан с пониманием того, что сумма знаний, умозрительно усвоенных норм и правил сама по себе еще не делает человека совестливым, добрым и честным. Глубина и действенность наших прозрений определяется тем, выстраданы ли они, подкреплены ли опытом эмоциональным. Гражданская и нравственная чуткость зрителя зависит от возможности со-чувствия, со-переживания. Эти душевные свойства нуждаются в воспитании и упражнении, как и другие. И русский театр в этом смысле — могучая сила. Это великолепно понимал уже А. П. Сумароков (чей талант и универсальность недооценены): «Трудится тот вотще, кто разумом своим лишь разум заражает: не стихотворец тот еще, кто только мысль изображает, холодную имея кровь, но стихотворец тот, кто сердце заражает». Потому и «ум» Пушкина требовал от русского драматического писателя прежде всего «истины страстей и правдоподобия чувствований». Лишь такое искусство может наиболее глубоко и полно захватить зрителя, заставить его не только понять, но и пережить совершающееся на подмостках, эмоционально обогатить его опыт, оставить в душе неизгладимые следы. «Голые тенденции и прописные истины недолго удерживаются в уме, — писал замечательный драматург А. Н. Островский, — они там не закреплены чувством... Но чтобы истины действовали, умудряли, убеждали — надо чтобы они прошли прежде через души... Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть умами и сердцами дано только избранным». Разрабатывая принципы русской актерской школы, Станиславский назвал ее «искусством переживания». Утверждая, что ценность искусства определяется его духовным содержанием, великий реформатор театра полагал, что полноценно выявить, воплотить его способно только творчество, опирающееся на принцип естественного переживания, на живую природу человека-артиста: «Легче всего воздействовать на ум через посредство сердца, и этот верный путь по преимуществу избрало для себя наше искусство». Не только раскрыть внутренний мир героя, но и увлечь имя Так кристаллизовалась самобытная основа нашей сцены: ее язык — язык сердца, сердца доброго, чистого и возвышенного. На всем протяжении отечественной истории театра его лучшие представители воспринимали сцену как универсальное средство совершенствования человека. Их привлекали жизнетворческие, созидательные возможности театрального искусства. Так понимали его назначение и крупнейшие идеологи русского театра — А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. С. Щепкин, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой. Большой вклад в разработку концепции национальной сцены внесли статьи В. Г. Белинского, А. А. Григорьева, А. И. Герцена. В XX в. успешно развивали театральную методологию мхатовские воспитанники режиссеры А. Д. Попов, М. Н. Кедров, замечательный театровед В. Н. Прокофьев. Кроме МХАТа цитаделями национальной театральной школы и в XX в. оставались старейшие (императорские, а в советскую эпоху именовавшиеся академическими) коллективы — Малый театр в Москве, Александрийский театр в Петербурге-Ленинграде. В этом русле работали и многие театры в провинции, среди которых наиболее заметными были Ярославский, Нижегородский, Казанский, Саратовский, Харьковский. После 1917 русский театр, как и вся культура, подвергся мощному, разрушительному по своим результатам, политическому и организационному давлению: еврейские большевики стремились превратить его в орудие своей пропаганды, подчинить догмам марксистской эстетики и фальшивой методологии тысяча  н. «социалистического реализма». Лишь громадный творческий потенциал, накопленный ранее, и сила консервативной культурнической инерции позволили русскому театру в первые советские десятилетия выжить и оказывать определенное сопротивление большевистскому тоталитаризму. Ценности и идеалы русской цивилизации оживали в реалистическом и одухотворенном творчестве старейших театров, в искусстве рожденных народом, взращенных национальной почвой великих актеров, в спектаклях русской классики, в продолженной и в советское время деятельности театральных гениев Станиславского и Немировича-Данченко. Русский народ в «немой борьбе» (А. А. Блок) с иудо-большевистскими силами все же вынуждал правящий режим идти на уступки, не допуская полного разгрома культуры.
ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ (2) - В театральном искусстве явственно обозначились ориентация на реализм и классическое наследие, противостояние авангардизму и мейерхольдовщине. В 1930–е Немирович-Данченко, направляя деятельность МХАТа, следовал своему кредо: «Самое высокое в искусстве исходит только из недр глубоко национальных ». Однако во 2-й пол. XX в. необычайно усилилась еврейская экспансия в сферу российского театрального искусства, которое постепенно утрачивало свою национальную русскую природу и эстетику. Еврейскому захвату подверглись административный аппарат, управляющий театральным процессом, сфера театрального образования, в особенности подготовка режиссерских кадров и театроведов. С уходом из жизни русских режиссеров и театральных деятелей «второго поколения» — А. Д. Попова, М. Н. Кедрова, Ю. А. Завадского, Н. П. Охлопкова, Б. И. Равенских, А. А. Брянцева, А. М. Лобанова, В. П. Кожича, Л. С. Вивьена, а также плеяды блистательных мастеров, игравших на сценах академических театров, — утрачиваются последние опоры национальной сценической традиции, прерывается живое преемство поколений творцов Русского Театра, подвергаются забвению и даже поруганию его каноны, его художественный камертон. Именно национальная самобытность нашей сцены подвергалась разрушающей агрессии со стороны космополитических и воинствующе антирусских сил. Эту опасность ясно провидел Станиславский, который еще в первые послереволюционные годы резко протестовал против засилья левых, авангардистских и, в сущности, русофобских «театров и направлений». Он писал: «Далеко не все из них органичны и соответствуют природе русской творческой души артиста. Многие из новых театров Москвы относятся не к русской природе и никогда не свяжутся с нею, а останутся лишь наростом на теле». Критикуя моду на «теории иностранного происхождения», Станиславский ставил правильный диагноз: «Большинство театров и их деятелей — нерусские люди, не имеющие в своей душе зерен русской творческой культуры». По поводу одного из них — внедрившегося во МХАТ еврейского режиссера И. Я. Судакова — Станиславский весьма категорично заявлял: «В течение почти десяти лет судаковская группа не может слиться и никогда не сольется с МХТ... Это кончится плохо, сколько бы ни представлялся Судаков моим ярым последователем. У всех этих лиц другая природа. Они никогда не поймут нас». В к. XX в. в театральном пространстве России образовалась грандиозная художественная химера с очевидными признаками духовного, нравственного и эстетического нигилизма и с преобладанием жизнеотрицающего (по отношению к России и русскому народу) настроя. Ее своеобразие — в интегральной дисгармонии, возведенной в эстетический канон. Ее основы — инородческий менталитет режиссеров («брюнетов-пессимистов», по выражению Станиславского), насильственная дрессура русских актеров, превращаемых в покорных марионеток, мещанская драматургия, создаваемая полчищами местечковых авторов, пасквилянтская интерпретация отечественной классики, изображение жизни как сплошного темного царства. В океане русскоязычной театральной антикультуры к. XX в. скромными островками еще пока уцелевшей исконно русской сценической эстетики с присутствием неискаженной классики в репертуаре остаются московский Малый театр, МХАТ имя Горького под руководством Т. В. Дорониной, немногие провинциальные труппы. Если и они погибнут, дело возрождения Русского Театра встретит громадные трудности. М. Н. Любомудров

Cловарь философских терминов

ДРАМАТИЗМ - ДРАМАТИЗМ (от греческий drama — действие) — эстетическая категория, отражающая и обобщающая противоречия и конфликты человеческой жизни, взаимоотношения человека с окружающей его общественной и природной средой. Реалистическое искусство, правдиво воспроизводя действительность во всей ее сложности и противоречивости, глубоко проникает в Д. жизни, в судьбы и переживания людей. Наиболее полным и концентрированным проявлением Д. является драматический конфликт как специфически эстетическая форма выражения жизненных противоречий, форма воспроизведения в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, идей, стремлений, страстей. В искусстве драматический конфликт отличается глубиной и значительностью идейного и социального содержания, остротой и напряженностью и выражается в совершенной художественной форме, что обеспечивает эстетическое воздействие произв. на человека.
Это интересно


Россия