Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

диалект

Большой энциклопедический словарь

ДИАЛЕКТ - (от греческий dialektos - говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью.
ДИАЛЕКТИЗМЫ - (от диалект), языковые (фонетические, грамматические и другие ) особенности, присущие диалектной речи, вкрапливаемые в литературный язык. Иногда используются в качестве стилистического средства в художественных произведениях.
ДИАЛЕКТИКА - от греческий dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 век диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - (теология кризиса), ведущее направление в европейском протестантизме 20-30-х гг. 20 век Исходило из идей С. Кьеркегора, главные представители - Кулагин Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф. Гогартен и другие ; в США - Р. Нибур. Резко противопоставив "религию" как свод предметных действий и представлений и "веру" как личную "встречу" с богом, диалектическая теология выступила против растворения религии в культуре у идеологов либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., за возвращение к первоначальным идеям Реформации; подчеркивала абсолютную "несоизмеримость" бога и всего человеческого. Распалась в 1930-1940-х гг.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 век Кулагин Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 век разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
ПРОТИВОРЕЧИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, общества и познания.
ДИАЛЕКТОЛОГИЯ - (от диалект и... логия), раздел языкознания, изучающий историю и современное состояние диалектов (наречий) и говоров того или иного языка. См. Лингвистическая география.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

диалект - местная или социальная разновидность языка Территориальные диалекты. Социальный дательный падеж или дюйм Говорить на диалекте.
диалектизм - слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке
диалектик - последователь диалектической философии, диалектики (в значении №1)
диалектика - Obs искусство вести спор
» диалектика - диалектика самый процесс такого движения и развития Д. истории.
» диалектика - диалектика философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод познания природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое Материалистическая дательный падеж или дюйм
диалектичный - проникнутый диалектикой N2, движущийся и развивающийся
диалектолог - специалист по диалектологии
диалектология - раздел языкознания, изучающий диалекты

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ДИАЛЕКТИКА - женский род греческий умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектический, к диалектике относящийся. Диалектик, ловкий, искусный спорщик, доводчик; иногда софист. Диалект малый или мужской род говор, наречие, местный, областной язык, говоря.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

диалект - смотрите также язык
диалектик - ср. диалектика смотрите также болтливый
диалектика - по злоупотреблению -- искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль) смотрите также болтовня

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ДИАЛЕКТ - диалекта, малый или мужской род ( греческий dialektos). Местное наречие, говор (лингв.). Севернорусские диалекты. || То же, что язык, речь ( устаревший, устаревшая форма и шутл.). Изъясняется на французском диалекте.
ДИАЛЕКТИЗМ - диалектизма, малый или мужской род (лингв.). Слово, оборот речи, заимствованный литературным языком из какого-нибудь диалекта.
ДИАЛЕКТИК - диалектика, малый или мужской род
. . . 1. Лицо, хорошо владеющее диалектикой. Он прекрасный диалектик.
. . . 2. Сторонник диалектической философии. Марксист-диалектик.
ДИАЛЕКТИКА - диалектики, множественное число нет, женский род ( греческий dialektike).
. . . 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей, приводящего к скачкообразному, революционному переходу из одного качества в другое. - Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики. Ленин. Диалектика есть теория познания и логика марксизма. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания. 2. Уменье применять логические доводы в споре ( устаревший, устаревшая форма ).
. . . 3. Самый процесс такого движения и развития ( слово книжное ). Диалектика событий. Диалектика истории.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ - диалектическая, диалектическое (лингв.). Прил. к диалект. Диалектические особенности южнорусского наречия.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ - диалектическая, диалектическое ( слово книжное ).
. . . 1. Прил. к диалектика в 1 значение Диалектические способности.
. . . 2. (в качестве кратк. форм употребляется, употребительно, употребительный диалектичен, диалектична, диалектично). Прил. к диалектика во 2 и 3 значение ; основанный на диалектике (филос.). Диалектический Метод. Диалектический материализм. Диалектическая философия. Метод автора вполне диалектичен.
ДИАЛЕКТОЛОГ - диалектолога, малый или мужской род (лингв.). Ученый - специалист по диалектологии.
ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ - диалектологическая, диалектологическое(лингв.). Прил. к диалектология. Диалектологическая карта.
ДИАЛЕКТОЛОГИЯ - диалектологии, множественное число нет, женский род (от греческий dialektos - говор и logos - учение) (лингв.). Отдел языковедения, посвященный изучению наречий и говоров какого-нибудь языка.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

диалект - диале́кт -- диале́кт, -а
диалектальный - диалекта́льный -- диалекта́льный
диалектизм - диалекти́зм -- диалекти́зм, -а
диалектик - диале́ктик -- диале́ктик, -а
диалектика - диале́ктика -- диале́ктика, -и
диалектико-материалистический - диале́ктико-материалисти́ческий -- диале́ктико-материалисти́ческий
диалектический - диалекти́ческий -- диалекти́ческий
диалектичность - диалекти́чность -- диалекти́чность, -и
диалектичный - диалекти́чный -- диалекти́чный; крайняя форма -чен, -чна
диалектно-просторечный - диале́ктно-просторе́чный -- диале́ктно-просторе́чный
диалектно-разговорный - диале́ктно-разгово́рный -- диале́ктно-разгово́рный
диалектный - диале́ктный -- диале́ктный
диалектографический - диалектографи́ческий -- диалектографи́ческий
диалектография - диалектогра́фия -- диалектогра́фия, -и
диалектолог - диалекто́лог -- диалекто́лог, -а
диалектологический - диалектологи́ческий -- диалектологи́ческий
диалектология - диалектоло́гия -- диалектоло́гия, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

диалект - малый или мужской род
- - - 1) Разновидность общенародного языка, употребляемая ограниченной группой лиц, связанных территориальной, профессиональной или социальной общностью.
- - - 2) устаревший, устаревшая форма Язык (обычно иностранный).
диалектальный - прилагательное устаревший, устаревшая форма То же, что: диалектный.
диалектизм - малый или мужской род Слово или оборот речи, принадлежащие какому-либо диалекту и употребляемые в литературном языке.
диалектик - малый или мужской род Приверженец диалектического метода познания.
диалектика - женский род
- - - 1) Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.
- - - 2) Процесс такого движения и развития.
диалектически - наречие С точки зрения диалектики.
диалектический -
1. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : диалектика, связанный с ним.
- - - 2) Свойственный диалектике (2), характерный для нее.
2. прилагательное устаревший, устаревшая форма То же, что: диалектный.
диалектичный - прилагательное То же, что: диалектический (1*).
диалектный - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : диалект (1), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный диалекту (1), характерный для него.
- - - 3) Принадлежащий диалекту (1).
диалектолог - малый или мужской род Специалист в области диалектологии.
диалектологический - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : диалектология, связанный с ним.
- - - 2) Свойственный диалектологии, характерный для нее.
- - - 3) Относящийся к диалектологии.
диалектология - женский род Раздел лингвистики, в котором изучаются диалекты.

Cловарь философских терминов

ДИАЛЕКТИКА - ДИАЛЕКТИКА ( греческий dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались: I) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только тысяча обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального об-ва — в схоластике — Д. стали называть формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство ме-тафизики, Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 век во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того,— противоречия в общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал немецкий классический идеализм, к-рый в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей немецкий идеалистов. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, к-рый указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако Д. разума, по Канту,— иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в “На-укоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития” (Маркс Кулагин , Энгельс Ф. Т. 20. С. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в древний , в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу к-рого передовые мыслители (рус. и нек-рые древний революционные демократы) видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен) . Научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, об-ве и мышлении. Материалистическая Д.— это глубокое, свободное от односторои-ностей учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой практической деятельности, об-ва и культуры. Наконец, это учение об историческом развитии познания (Теория познания). Гл. категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает Д. от. всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов. Абсолютизация любой черты, стороны, закона Д. ведет к метафизическому ее искажению. Материалистическая Д. является философской теорией бытия и человека и средством критически-революционного преобразования деятельности, а также методом познания. Маркс особо подчеркивал революционно-критическую сущность Д., ибо в понимание существующего она вкладывает необходимость его отрицания. Д. оказывается поэтому наиболее адекватным средством преодоления застойных ситуаций, где бы они ни возникали. Она является той философской концепцией, к-рая в наибольшей степени соответствует проходящим ныне революционным изменениям в социальном мире, а также в науке и технике. Значение Д. особенно наглядно выразилось в связи с формированием и развитием нового мышления (см. также Диалектическая логика) .
ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ - ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ” — не законченное произв. Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Состоит из ряда записей (1873—86), посвященных разработке важнейших проблем диалектики естествознания. Энгельс считал, что материалистическая философия должна основываться на обобщении важнейших результатов не только общественных, но и естественных наук и что, в свою очередь, естественные науки могут плодотворно развиваться на основе диалектического материализма. В “Д. падеж или пуд ” содержится глубокое исследование истории и важнейших вопросов естествознания, дана критика механицизма, метафизического метода, а также идеалистических и агностических концепций в естествознании. Глубокий знаток совр. ему науки, Энгельс показал, как метафизическое воззрение на природу взрывается изнутри самим развитием науки и принуждено уступить место диалектическому методу и как естествоиспытатели все более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому. Энгельс развил диалектико-материа-листическое учение о формах движения материи: в соответствии с этим он разработал принципы классификации естественных наук, предложил .свою конкретную классификацию, к-рую положил в основу “Д. падеж или пуд ”. Энгельс подверг подробному исследованию законы развития естествознания, вскрыл их диалектический характер. Показывая смысл закона сохранения и превращения энергии, Энгельс рассмотрел второй принцип термодинамики и вскрыл ложность вывода, будто в будущем наступит тепловая смерть вселенной. Энгельс подверг глубокому анализу учение Дарвина о происхождении видов, показал, что глагол его содержание—теория развития— полностью согласуется с материалистической диалектикой. Большое внимание Энгельс уделил разработке вопроса о роли труда в становлении человека. Он также показал, как математические понятия и операции отражают отношения вешен и процессов в самой природе, имея в ней свои реальные прообразы, отметил, что введение переменной величины означает проникновение диалектики в математику. В “Д. падеж или пуд ” Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости, вскрыв ошибочность как механистического, так и идеалистического взглядов, и на материале дарвиновского учения показал, как само естествознание конкретизирует соответствующие положения диалектики. Отдельные частности в “Д. падеж или пуд ”, касающиеся специальных вопросов естествознания, в связи с прогрессом` науки не могли не устареть, но диалектико-мате-риалистический подход Энгельса к анализу вопросов естествознания и их философскому обобщению сохранил свое значение и в совр. условиях. Мн. положения “Д. падеж или пуд ” предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия. Эта работа является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА— наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания. Д. л. в своем научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако ее элементы имели место уже в древн., особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и другие В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода формальная логика считалась единственным учением о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 век под давлением потребностей развивающегося естествознания и философской мысли начинает осознаваться ее недостаточность, необходимость учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и другие ). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в немецкий классической философии. Так, Кант проводил различие между обшей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, то есть формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке Д. л. принадлежит Гегелю, давшему ее первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир. Марксистское учение о Д. л. вобрало в себя все ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Д. л. не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить ее границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если задача формальной логики связана с изучением правил развертывания готового содержания знания, то задача Д. л.— исследование законов генезиса и развития познавательного содержания, перехода его от одного уровня к древний Ленин обращал внимание на то, что в марксизме диалектика, логика и теория познания находятся в глубоком единстве, а в определенном смысле даже совпадают друг с другом. Поэтому две проблемы, решаемые в Д. л., взаимосвязаны: 1) исследование того, как в понятиях выразить диалектику действительности; 2) изучение развития самого познания, мышления. С решением первой проблемы связано прежде всего изучение вопроса о выражении диалектических противоречий в логике понятий. Д. л. не отождествляет реальных диалектических и логических противоречий, так же как не смешивает формально-логических противоречий с диа-лектико-логическими, являющимися необходимой формой развития мысли. Вопрос о последних связан с вопросами об антиномиях и парадоксах познания. Д. л. формулирует ряд общих принципов, относящихся как к развитию познания в целом, так и к развертыванию отдельных более или менее законченных научных теорий. Это, например , такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, единства анализа и синтеза. Особенность Д. л. состоит в том, что она не пытается формулировать какую-то абсолютную, замкнутую, не способную к развитию модель познавательного процесса, а показывает ограниченный характер всех таких моделей, их обусловленность конкретным этапом развития познания, культуры, социально-практической деятельности. Д. л. строится и развивается как философское обобщение истории развития человеческого познания. По множественное число вопросам Д. л. философы-марксисты ведут споры.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - направление протестантской теологии, распространенное глагол обр. в ФРГ и США. Сложилась в Германии в 20-х гг. 20 век и была попыткой связать кризис буржуазного об-ва с “духовным кризисом человека”.` Идейные истоки Д. тысяча — религиозно-мистическое учение Кьерке-гора и немецкий экзистенциализм. Основатель этого направления — швейц. теолог Кулагин Барт в теоретическом манифесте Д. тысяча — книге “Толкование на послание апостола Павла к римлянам” (1922) — выступил с критикой тысяча наз. либеральной теологии (А. Гарнак и другие ), утверждающей возможность разумного обоснования веры, будь то доказательства бытия бога католической философией или выведение веры из “аффектов благочестивой души” (Шлейермахер). Он резко противопоставил “веру” как неопределяемое содержание — “религии” как совокупности теологических и культовых манипуляций. Утверждая тезис об извечной греховной и низменной сущности человека, Барт проповедовал отказ от идей социального прогресса, совершенствования личности. В то же время немецкий теолог П. Тиллих в рамках Д. тысяча допускал религиозное освящение всех сторон жизни посредством “теологии культуры”, экуменического синтеза всех вероисповеданий (“Любовь, власть и справедливость”, 1960). Идеи Д. тысяча в США разрабатывал Р. Ннбур, критиковавший идеи “социального евангелия” с его надеждами привести об-во в соответствие с требованиями христианской морали (“Нравственный человек и безнравственное общество”, 1932). Д. тысяча оказала значительное влияние на совр. варианты протестантской теологии.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно-теоретической деятельности. Д. малый или мужской род создан в 19 век Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, древний философами-марксистами. Теоретическими источниками Д. малый или мужской род явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Д. малый или мужской род вбирает в себя наиболее значительные достижения совр. мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи. Осн. системообразующими принципами Д. малый или мужской род являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир- познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является • общественно-производственная практика; принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник к-рого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов; принцип преобразования мира, согласно к-рому историческая цель развития об-ва состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования об-ва и достижения социальной справедливости и равноправия членов об-ва; принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой об-ва — с древний Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует четкого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления. Д._ малый или мужской род стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования об-ва. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому Д. малый или мужской род и исторический материализм представляют собой единое философское учение. Д. малый или мужской род выполняет ряд важных функций. Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений совр. науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой. Др. его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания Д. малый или мужской род разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в совр. условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира. Д. малый или мужской род играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции совр. научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества. В период коренной перестройки, радикалькой экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление об-ва и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жестких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя. Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого икрити-. ческого анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном совр. мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира", разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством. Важнейшей задачей Д. малый или мужской род в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, Д. малый или мужской род стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей `стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного на гуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия.
Это интересно


Россия