Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
царьБольшой энциклопедический словарьЦАРЬ - (от латинский caesar - цезарь), в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.ЦАРЬ-КОЛОКОЛ - памятник литейного искусства 18 век , установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733-35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 от "Царя-колокола" отвалился кусок в 11,5 тысяча ЦАРЬ-ПУШКА - артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначалась для обороны Кремля (но из нее никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 век Установлена в Московском Кремле. Словарь русского языка С. И. Ожеговацарь - устаревший, устаревшая форма и слово книжное тот, кто безраздельно обладает чем-нибудь, властитель Ц. своей судьбы. Ц. моей души.» царь - царь о том, кто (что) является первым, лучшим среди кого-чего-нибудь Дуб - ц. лесов. Лев - ц. зверей. » царь - царь единовластный государь, монарх » царь - царь единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; » царь - царь устаревший, устаревшая форма и разговорная форма характеризует кого-что-нибудь как нечто выдающееся среди других подобных Ц.-колокол. Ц.-пушка. Ц.-рыба. Ц.-ягода. » царь - царь а также лицо, носящее этот титул "Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальЦАРЬ - малый или мужской род вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские государи, до Петра, чествовались царями, и ныне русский император пишется царем польским и иных. Народ зовет государя царем. Народ согрешит царь умолит, а царь согрешит народ не умолит. Народ думает, а царь ведает. Как весь народ воздохнет, до царя дойдет. Жалует царь, да не жалует псарь. Не ведает царь, что делает псарь. До милосердого царя и Бог милостив. Без царя народ сирота. Он живет царьцарем, пышно, роскошно. Государь, батюшка, надежда, православный, белый царь. Царь от Бога пристав. Никто против Бога да против царя. Без Бога свет не стоит без царя земля не правится. Не всяк царя видит, а всяк его знает. Где ни жить, одному царю служить. Где царь, тут и правда (там и страх или и гроза). Бог милостив, а царь жалостлив. За Богом молитва, за царем служба не пропадает. Всякая вещь перед царем не утаится. Бог помилует, а царь пожалует. Бог помилует, так и царь пожалует. Виноватого Бог простит, правого царь пожалует. Близ царя, близ чести, близ царя, близ смерти. Царь не огонь, а ходя близ него опалишься (царская опала). До царя дойти голову нести. До Бога высоко, до царя далеко. У Бога и живых царей много. Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить. Царь да нищий без товарищей. Не диво, что у царя жена хороша (от древнего обычая избирать). Кабы не кабы, так и мы б были цари! Ведь я не Пугач: хоть царем скажись, не поверят!» ЦАРЬ - *Царь, сильный, могучий, старший, властвующий; славнейший, отличнейший между своими. Все ученые ставили Гумбольдта царем, за царя (науки). В слепом царстве кривой царь. Царьптица, орел; » ЦАРЬ - сказочное созданье. Царь зверей или царьзверь, лев. Царьдевица, шуточно: коноводка, зачинщица всему в девицах; » ЦАРЬ - матерая, зрелая и засидевшаяся красавица. Царьколокол, царь пушка, показываются в Москве. Царь змей, сказочная слепаябелая змейка, которой все змеи подвластны. Царь зимы, мороз, стужа. Царьтрава, Petasites officinalis , подбел, чумный корень, лопух; » ЦАРЬ - Aconitum Lucoctonum, смотрите также лютик. Царьзелье, Delphinium elatum, синичка, болгана, голубки. Царьмурат, чертополох, репей, татарин, мордвинник, осот, волчец, колючка, Carduus. Царьсил, царьзелье, вероятно, искажено из малороссийский, слово малороссийского происхождения царь зилье. Свой ум царь в голове. У каждого свой царь в голове. Царь огонь, да царица водица. Спи, царь огонь, говорит царица водица. Живут четыре царя, который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут (четыре стихии)? Царь кликнет, царь мигнет, когото позовет (гроза)? Это было еще при царе Горохе. Жилбыл царь овес, он сказки все унес. » ЦАРЬ - Царь, цари, одна из игр в карты; » ЦАРЬ - детская игра: все, под приговор, кладут руки столбом, кому верх выйдет, тот и царь. » ЦАРЬ - Хороводная и святочная игра, с песнею. Царек и царик малый или мужской род умалит. владетель небольшого народа, хан, султан, князек. Петух на своем пепелище царек. Димитриясамозванца зывали царьком. Индейские царьки. И убиша (татар) до 10 тысяч и самого царика убили, летописное слово, встречающееся в летописях, у летописцев И у диких островитян есть свои царьки. Лесовый царик, западный леший. » ЦАРЬ - Царёк, королек, белая мышь, ласточка, воробей. Царица, супруга царя, государя, или государыня по себе, владетельница. Екатерину Вторую в народе всегда звали царицей. » ЦАРЬ - *Первая где или в чем. Царица общества, царица балов, вечеров. Царица лугов, растенье Spirea ulmaria, смотрите также батер. » ЦАРЬ - Пчелиная матка, особенно несучка. Царичка, супруга царька или властелинша небольшой страны. Царишка, мелкий и плохой владетель. Царища, бранное в сказках уродливый либо страшный владетель. Царища Иванчища. Царевич малый или мужской род царевична, царевна женский род дети царя. Царевичев, царевнин, все что лично их; царевичий, к ним относящийся. Царев и царицын, что лично их. Запечаташа перстнем царевым, Даниил. Благо подданных в руке царевой. Царево око видит далеко. Сердце царево в руке Божией. Гнев царев посол смерти. Божьи дела проповедуй, тайну цареву храни. Царевы очи. растение Drosera rotundifolia. Царевский новгородское царев и царский. Царевка, яблоко, яблоня царский шип. Царский, к царям относящийся Что Бог, то Бог, а свята и воля Царская! На все святая воля царская. Царское осуждение бессудно. Царский гнев и милость в руке Божьей. За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует. Царский глаз далече сягает. Правда Божья, а суд царев. Царский дворец пир власть день, годовой праздник царской семьи; табельный. Царский подарок, от царя, или равный ему по достоинству. Царское яблоко или держава скипетр корона. Царские регалии, чин. Царский шип скрут налив, разные породы твердых, прочных яблок. Царские врата двери, в церкви, средние в иконостасе, к престолу. Царское место, где царь стаивал, или царский чертог, помост в день коронованья. Царская водка, смесь селитряной и соляной кислоты, растворяющая золото. Царский венец, луковичное, лилейное растенье Fritilaria. Царский скипетр, растенье коровяк, Verbascum. Царские кудри, красная лилия, Lilium martagon. Царский кус, презент, первая рыба и икра, багреного залова, отправляемая от Уральского войска ежегодно к высочайшему двору. Принять или наградить кого царски, поцарски, достойно царя. Царственный, к царству, а более к царствованью относящийся. Царственный отрок. Царственный град, столица. Царствовать, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор царовать, царить, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения царевати, быть царем, государем земли, верховным главою народа, владеть и править страною, государством. Царствуй над нами, царь православный, гимн. » ЦАРЬ - Преобладать где, в чем, господствовать неограниченно. Да не царствует в вас грех! Страх, ужас царствует. Мрак ночи царит над землею. Царствующий град, столица. Царствованье, царенье, царованье длит. царствие, царство средний род существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное действие по глаголу. Крым покорен в царство Екатерины, а Сибирь в царствованье Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а IV. Царство его, царство алчное, Даниил. Добрый человек два царства царствует, и здесь, и там. » ЦАРЬ - Царство, вся страна под одним государем; государство, земля, общество и весь народ. Казанское царство покорено Грозным. Царство Польское рушилось. Нельзя царству без царя стоять. Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве, сказочное. » ЦАРЬ - Царство, в природе, весь объем творчества; их три: царство животных растений ископаемых. Царство, царствие небесное Божие спасенья, будущая блаженная жизнь праведных. Царство ему небесное, помин покойника. Книги Царств, книги Ветхого завета, бытопись царей и народа Божия. Цареврач, лейбмедик. Царедворец, царедворка, придворный сановник. Царедворческие приемы. Царелюбивый народ русский. Царенаставник, бывший наставник царя. Цареотческое милосердие. Царепочитание, свойство царепочтительного народа. Царестража, гвардия, лейб гвардия; царский конвой. Цареубийца существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное совершивший цареубийство. Цареградские стручки, рожки, дерево и плод Ceratonia siliqua. Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )царь - смотрите также правитель || олух царя небесного, при царе Горохе (и царице Морковке)Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаЦАРЬ - царя, малый или мужской род. . . 1. Название монархов в нек-рых странах. В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил. Пушкин. Протестуя против "крайностей" царизма, либералы преследовали две цели: во-первых, "образумить" царя, во-вторых, - накинуть на себя маску "большого недовольства" царизмом... История ВКП(б). . . . 2. в переносном значении , чего. О ком-нибудь, господствующем в каком-нибудь отношении над кем-чем-нибудь или где-нибудь, превосходящем всех ( слово книжное ). Царь песнопений, неумирающий О мир. слово из сочинений Гнедича . 3. Употр. в сочетании с другими имя существительное для обозначения принадлежности к чему-нибудь царскому, указания на превосходство и тому подобные Царь-птица (орел). Царь-пушка. Царь-колокол. Царь-девица (лучше всех). Царь- трава (бот.). Царь в голове у кого или с царем (или со своим царем) в голове - умен; противоположное, в противоположном значении без царя в голове ( разговорная форма ). Всюду пройти можно, - был бы царь в голове. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Гоголь. Он любил выставлять себя более исполнителем чужой идеи, чем с своим царем в голове. Достоевский. При царе Горохе - смотрите также горох. Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)царь - царь -- царь, -я́царь- - царь- -- царь-... - первая часть сложных слов, пишется через дефис, например : царь-ры́ба, Царь-дев`ица царь-батюшка - ца́рь-ба́тюшка -- ца́рь-ба́тюшка, цар`я-ба́тю-шки Царь-девица - Царь-деви́ца -- Царь-деви́ца, -ы (сказоч-ный персонаж) Царь-колокол - Царь-ко́локол -- Царь-ко́локол, -а Царь Небесный - Ца́рь Небе́сный -- Ца́рь Небе́сный (Бог); но: `олух цар`я небе́сного Царь-пушка - Царь-пу́шка -- Царь-пу́шка, -и царь-рыба - царь-ры́ба -- царь-ры́ба, -ы Царь славы - Ца́рь сла́вы -- Ца́рь сла́вы (иконографиче-ский тип Христа) Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовойцарь - малый или мужской род- - - 1) Титул монарха в некоторых странах. - - - 2) Монарх, имеющий такой титул. - - - 3) в переносном значении Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё; владыка, властитель. - - - 4) в переносном значении Употр. как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных. Библия. Энциклопедический словарьЦАРЬ - — титул, прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов 15:24), князьям колен и городов (Нав 12:9,24), правителям народа или народов (Ис 8:21), к идолам от идолопоклонников (Соф. 1:5), к Иегове (Пс 5:2) и к Мессии (Пс 2:6). Царь ассирийский называется «великим царем» (Ис 36:4), царю Вавилонскому приписывается титул «царя царей» (Иез 26:7). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились, затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Панин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимою Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политическою важною изменою. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма правления. Монархия была ни ограниченная, подобно европейским, ни автократическая, как, например, на Востоке, восточный деспотизм. В цари для евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как, например, Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (1 Цар 11:14, 15, 2 Цар 2:4, 5:1-3, 3 Цар 1:32-34, 4 Цар 11:12, 2 Пар 23:1-21). По сему царь назывался помазанником, помазанником Господним (1 Цар 24:7-11, 26:9-23, 2 Цар 1:14, 23:1, Пс 2:2, Авв 3:13); возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (2 Цар 1:10, 4 Цар 11:12, Пс 44:7, Иез 21:26). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (Иез 28:12-19, Лк 16:19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (2 Цар 12:30, 1 Пар 20:2, Пс 20:4), скипетр, или жезл (Быт 49:10, Чис 27:17, Мих 7:14, Зах 10:11) и престол, или трон (Быт 41:40, Пс 109:1, Ис 14:13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (3 Цар 10:18-20, 2 Пар 9:17-19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (1 Цар 21:7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и прочее (1 Пар 27:26-29), от десятин с доходов его подданных (1 Цар 8:15,17), от добычи побежденных врагов (2 Парал. 27:5), от добровольных приношений (1 Цар 10:27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (3 Цар 2:5,9), мог налагать подати (4 Цар 15:20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см. Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (1 Пар 27:32), военачальники (2 Цар 20:23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (3 Цар 12:21-24, Ис 37:22-26). Но среди царствования иудейских и Израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны. Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии: «Скажите дщери Сионской: се Царь твой, грядет к тебе кроткий», было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна , со всею величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (Мф 5:3,10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср. Исх 3:14 и Ин 8:58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славою вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. «Он был облечен, — по слову Тайновидца, — в одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (От 19:13-16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор 15:25).Энциклопедический словарь "Святая Русь"ЦАРЬ - (лат.: Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных. В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально называться Императорами. С 1815 название Царь снова ввели в титул в виде «Царь Польский». В народе титул «император» не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово «Царь». Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее благо. Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства. «Царь для русского человека, — отмечал А. С. Хомяков, — есть представитель целого комплекса понятий, из которого само собой слагается «бытовое» Православие. В границах этих всенародных понятий Царь полновластен; но его полновластие (единовластие) — самодержавие — ничего общего не имеет с абсолютизмом западнокесарского пошиба. Царь есть «отрицание абсолютизма» именно потому, что он связан пределами народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна почитать себя свободной». Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации. Самодержавие ограничено традицией и народным преданием. Царь не вмешивается в дела крестьянской общины, регулируемые обычным крестьянским правом, он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если только они не приобретают угрожающий характер, и тысяча п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать, но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато общественными потрясениями. «Русский народ, — писал Кулагин А. Аксаков, — государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт — жизнь мирную духа... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя. Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа: Царство мое несть от мира сего; и потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь — путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову: Царство Божие внутри нас есть». Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице удельных князей. В «Повести временных лет» монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение: «кождо да держит отчину свою», а признавая центром единства Руси только Церковь. Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу, только опираясь на Православную Церковь; таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних, считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога. Царская власть в России, справедливо отмечает И. Л. Солоневич, была функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки ее ограничения. Русская монархия, писал Л. А. Тихомиров, «представляет один из величайших видов монархии, и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью...» Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство. В его руках «милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение». Еще дальше пошел старец Филофей. Он сумел обосновать, что русский Царь является наследником величия римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом. Обращаясь к Царю, он писал, что «все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей поднебесной ты один христианский царь». Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом «правой веры», защищать Православие как добротолюбие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими. Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. «Русский Бог — велик», — считал русский человек. «Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ — царелюбивый». «Нельзя быть земле русской без государя» — говорят народные пословицы. «Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля — вдова». «Грозно, страшно, а без Царя нельзя». «Светится одно солнце на небе, а Царь русский на земле». А почему? А потому, что «без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится». «Бог на небе, Царь на земле». «Один Бог, один государь». «Все во власти Божьей и Государевой». В народном сознании: «Народ — тело, Царь — голова». «Государь — батька, земля — матка». «Царь города бережет». «Царь от Бога пристав». «Сердце царево в руке Божьей». Царь — помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, — Божья воля. «Кого милует Бог, того жалует Царь». «Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует». «Вся жизнь человеческая — служение Богу и государю». «Где ни жить — одному Царю служить». «За Богом молитва, за Царем служба не пропадет». В народном сознании Царь обладает всеми высшими характеристиками. «Где Царь, там и правда», — говорит русский человек. «Всякая вещь перед Царем не утаится». «У Царя руки долги». «Царский глаз далече сягает». «Нет больше милосердия, как в сердце царевом». «Богат Бог милостию, а государь жалостию». «У Бога да у Царя всего много». «Все ведает Бог и государь». Да и вообще слово «Царь» выражает принцип высшего совершенства. Отсюда — «Царь-колокол», «Царь-пушка», «Царь-девица», «Царь-земля». «Государь только Богу ответ держит», — считает русский человек. «Царский гнев и милость в руке Божьей». Но ответственность Царя перед Богом очень велика — ибо «За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует». «Народ согрешит — Царь умолит; Царь согрешит — народ не умолит». Все русские люди — «душою Божьи, а телом государевы». «Царь думает, а народ ведает». «Воля царская не судима». От народа Царь требует прежде всего правды — «Царю правда нужна». «Царю правда — лучший слуга». «Правда Божья, а суд царев». «Правда Божья, а воля царская». «Воля Царя — закон». «На все святая воля царская». «Все во власти Божьей и государевой». «Суди меня Бог и Государь!» По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение. «Не от Царей угнетение, а от любимцев царских». «Не Царь гнетет народ, а временщик». «Не Царь грешит, а думцы наводят». В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя — «Не всяк Царя видит, а всяк за него молит». «Государь-батюшка, надежа Православный Царь». В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога, Царя и Отечество» выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа. О. ПлатоновЦАРЬ-КОЛОКОЛ - иллюстрированный журнал для семейного чтения патриотического направления, выходил в Москве в 1891—93. В журнале участвовали князь М. Н. Волконский, Е. А. Салиас, Вас. И. Немирович-Данченко и другие Под рубрикой «Достопамятные люди Земли Русской» публиковались биографии известных русских полководцев. Редактор — Кулагин Н. Цветков. Большой юридический словарьЦАРЬ - (от латинский caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. |